Таблица 4. Предельные нормы полетного времени экипажей ВС
ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ ЭКИПАЖЕЙ ВС
┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ Тип ВС │Полетное время, час.│
│ ├──────┬──────┬──────┤
│ │сутки │месяц │ год │
├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┤
│Ми-26Т: для летного состава │ 6 │ 60 │ 600 │
│ для бортоператоров <*> │ 3 │ 50 │ 500 │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Ми-6, Ми-8, Ми-10К │ 7 │ 70 │ 700 │
│ │ │ │ │
│Ка-32 (в составе: пилот, штурман, │ │ │ │
│бортмеханик) │ 6 │ 70 │ 700 │
│ │ │ │ │
│Ка-32 (в составе: два пилота, бортмеханик) │ 7 │ 70 │ 700 │
│ │ │ │ │
│Ту-134СХ, Ан-30 │ 8 │ 70 │ 700 │
└───────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┘
------------------------------------
<*> Полетное время может быть увеличено до 6 часов с согласия бортоператора при условии обеспечения шумозащитными средствами типа ШЗО.
4.1.2. В случаях использования в народном хозяйстве других типов самолетов, не указанных в табл. 4, необходимо руководствоваться нормативами и рекомендациями, изложенными в табл. 1 раздела 3.
4.1.3. Нормативы полетного времени экипажей вертолетов за месяц и год увеличивать не рекомендуется.
4.1.4. Длительность работы экипажей вертолетов при вахтовом методе организации труда не должна превышать 15 дней в месяц; при этом режим работы устанавливается командиром воздушного судна с учетом мнения и состояния здоровья всех членов экипажа при соблюдении норм общего рабочего, полетного времени и времени отдыха (см. табл. 3).
4.1.5. Для уменьшения влияния шума на организм экипажей вертолетов всех типов рекомендуется в полетах использовать надежные средства защиты от шума.
4.1.6. При выполнении полетов на внешней подвеске с открытой дверью салона из-за высокого риска отравления экипажа выхлопными газами рекомендуется использовать высокоэффективные респираторы.
4.1.7. При вывозке древесины на внешней подвеске норма полетного времени за сутки не должна превышать 5 часов. Длительность одного полета не должна превышать 60 минут независимо от числа рейсов. Между полетами должны устанавливаться перерывы для отдыха до 10 минут. После выполнения двух полетов необходим перерыв продолжительностью не менее одного часа.
4.1.8. Длительность полета при раскатке токоведущих проводов вертолетом на траверсы опор линий электропередачи не должна превышать 60 мин. Между полетами должны устанавливаться перерывы продолжительностью не менее 10 минут.
4.1.9. Длительность полета на вертолете Ми-8 при аэрогравиметрической съемке морских акваторий не должна превышать 90 минут.
Количество зависаний над гравиметрической точкой должно быть не более 11, при этом после выполнения 6 зависаний экипаж должен прекратить съемку и в течение 10 мин. выполнять горизонтальный полет на высоте не менее 100 м, после чего продолжить съемку.
4.1.10. При выполнении полетов по обслуживанию высокоширотных экспедиций, проводке морских судов, разведке льдов и аэрофотосъемке по площадям полетное время за сутки может быть увеличено сверх установленных в табл. 1 норм:
- для экипажей самолетов 4-го класса и вертолетов всех классов - до 10 часов с увеличением общей продолжительности рабочего времени до 12 часов;
- для экипажей самолетов 1 - 3 классов - до 11 часов с общей продолжительностью рабочего времени до 13,5 часов;
- для экипажей самолетов Ан-24, оборудованных радиолокационной аппаратурой типа "Торос" и "Нить", - до 10 часов с общей продолжительностью рабочего времени до 13 часов.
Увеличение полетного времени за сутки сверх установленных норм допускается на срок не более трех месяцев в году. Увеличение норм полетного времени за месяц и год при указанных видах работ запрещается.
4.2. Продолжительность предполетного и послеполетного отдыха в часах при полетах, указанных в п. 4.1.10, должна быть не менее величин, указанных в табл. 3.
4.3. Нормативы и рекомендации по режимам труда и отдыха летного состава экипажей воздушных судов, выполняющих авиационные работы в сельском и лесном хозяйстве.
4.3.1. Для летного и технического состава, занятого выполнением авиационных работ в сельском и лесном хозяйстве вне мест постоянного базирования воздушных судов, устанавливается продолжительность ежедневной работы (смены) до 10 часов. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 31.05.79 N 1230р и от 23.05.87 N 1158р руководителям управлений, производственных объединений и предприятий ГА по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами предоставляется право устанавливать суммированный учет рабочего времени за календарный год, при этом рабочее время за неделю не должно превышать 60 часов без увеличения нормы рабочего времени за месяц.
Увеличение продолжительности ежедневной работы до 10 часов в наиболее интенсивные периоды работы компенсируется соответствующим сокращением рабочего времени в другое время года или предоставлением дополнительных дней отдыха из расчета один день отдыха за каждые 7 часов переработки.
Администрация предприятия ГА по согласованию с профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами устанавливает летному и техническому составу при суммированном учете рабочего времени за год графики работы с предоставлением не менее одного выходного дня в неделю, а также графики дней отдыха (отгулов). Еженедельный непрерывный отдых должен быть продолжительностью не менее 36 часов при средней продолжительности 42 часа за учетный период.
4.3.2. По решению администрации предприятий ГА и согласованию с профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами для летного и технического состава при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве продолжительность рабочего времени (смены) может устанавливаться до 12 часов, при этом должна соблюдаться установленная законодательством продолжительность отдыха между рабочими днями (сменами), равная вместе со временем обеденного перерыва не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
4.3.3. Рабочее время летного состава слагается из полетного времени (п. 2.2) и времени работы на земле (п. 2.1).
4.3.4. Для летного состава устанавливаются нормы полетного времени в зависимости от типа ВС и от класса опасности применяемых веществ (табл. 5).
4.3.5. В целях профилактики утомления и ошибочных действий экипажа рекомендуется:
а) на простых участках работ через каждые 1,5 часа полетного времени или после 10 - 12 посадок устанавливать перерывы для отдыха экипажа продолжительностью до 15 минут, которые учитываются как рабочее время; после четырех часов полетного времени или 25 - 30 посадок - перерыв для отдыха длительностью не менее 1 часа, который может быть совмещен с перерывом для приема пищи и не считается рабочим временем;
б) на сложных участках, пересеченных линиями электропередач, в предгорьях и горных условиях в интенсивный период работ сокращать летную нагрузку до 30 минут в первый и пятый дни рабочей недели, увеличив ее в третий и четвертый дни на то же время;
в) устанавливать перерывы для отдыха длительностью 7 - 10 минут независимо от класса опасности применяемых веществ в первой половине дня: для экипажей самолета Ан-2 с двумя пилотами через 60 мин. летной нагрузки, для экипажей самолета Ан-2 с одним пилотом и вертолетов Ми-2 и Ка-26 - через 50 мин.; во второй половине дня рекомендуется установить перерывы той же продолжительности для экипажей самолета Ан-2 через 50 мин., для экипажей вертолетов через 40 мин.;
г) экипажам самолета Ан-2 рекомендуется делать перерыв на отдых длительностью не менее 60 мин. через 2,5 - 3 часа, а экипажам вертолетов через 2 - 2,5 часа летной нагрузки.
4.3.6. При неполной занятости в течение суток и работе с препаратами одного класса опасности летному составу разрешается работа с препаратами разных классов опасности (таблицы 6, 7).
Общее полетное время за сутки не должно превышать установленной суммы полетного времени при работе с препаратами разного класса опасности или биопрепаратами и аэросеве семян.
При выполнении работ со смесевыми препаратами норма полетного времени за сутки определяется по препарату более высокого класса опасности.
4.3.7. Продолжительность полета при выполнении ультрамалообъемного опрыскивания и других работ с нормой расхода препарата до 10 кг (л) на гектар не должна превышать 90 минут.
На самолете Ан-2 количество разворотов в первом полете не должно превышать 20, а в последующих полетах - 30.
Время отдыха после каждого полета должно быть не менее 15 мин.
При выполнении этих работ на вертолетах количество разворотов в одном полете не должно превышать 20. Время отдыха между полетами должно быть не менее 20 мин.
4.3.8. Рекомендуемые режимы труда и отдыха для летного состава при выполнении работ в сельском и лесном хозяйстве не исключают права КВС устанавливать в зависимости от самочувствия и степени утомления членов экипажа перерывы продолжительностью 10 - 20 мин. для восстановления работоспособности, которые должны учитываться в общее рабочее время.
4.3.9. В исключительных случаях при угрозе потери урожая для завершения работ в течение рабочего дня командиру ВС с согласия членов экипажа предоставляется право увеличить продолжительность полетного времени при работе с чрезвычайными и высокоопасными пестицидами на 30 мин., с остальными препаратами на 60 мин. При этом соответствующее летной нагрузке увеличение рабочего времени компенсируется отдыхом в соответствии с п. 4.3.2.
4.3.10. Для летного и технического состава, занятого на авиационных работах в народном хозяйстве, может устанавливаться раздробленный рабочий день - работа утром и работа вечером, с предоставлением удлиненного перерыва более двух часов, включая перерыв на обед.
Перерыв между утренней и вечерней работой в рабочее время не включается.
При раздробленном рабочем дне суммарная продолжительность общего рабочего времени не должна превышать 10 часов. Режим работы устанавливается командиром ВС с учетом мнения и состояния здоровья членов экипажа. Выходные дни определяются графиками, согласованными с заказчиком.
4.3.11. В рабочее время технического состава включается:
- время технического обслуживания;
- время ожидания ВС на аэродроме из первого полета;
- время ожидания длительностью менее одного часа на аэродроме ВС из первого полета, которое засчитывается полностью;
- время ожидания ВС в последующих полетах, которое при наличии условий для отдыха засчитывается в 50-процентном размере;
- время регламентированных перерывов для обогревания в холодный период года;
- время перелетов на другое место базирования;
- время технической учебы, разборов, инструктажей, прохождения медосмотров, занятий по гражданской обороне и др.
4.3.12. Смена летного и технического состава на оперативной точке производится не более чем через полтора месяца, при этом экипажу предоставляется дополнительно оплачиваемый отдых из расчета одни сутки за каждые две отработанные недели.
4.4. Превышение норм полетного времени за сутки, месяц, год при всех видах работ в народном хозяйстве запрещается, кроме случаев, оговоренных в п. 4.2 и 4.3.9.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875