5. Система программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе в среднесрочной перспективе
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5. Система программных мероприятий по развитию
малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном
комплексе в среднесрочной перспективе
Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в рыболовстве России связаны с:
- расширением морского и океанического рыболовства с целью полного освоения выделяемых ОДУ и обеспечением присутствия рыболовного флота в конвенционных и открытых районах Мирового океана;
- максимальным освоением ресурсов прибрежного рыболовства;
- ускоренным развитием аквакультуры, включая марикультуру;
- развитием любительского и спортивного рыболовства;
- увеличением возможностей береговой рыбоперерабатывающей базы;
- расширением услуг в сфере деятельности вспомогательных производств (судостроение и судоремонт, машиностроение, сетеснастное и тарное хозяйства, торговля и соответствующая инфраструктура, портовое хозяйство и пр.) и др.
Выполнение основных задач аналитической ведомственной целевой программы Федерального агентства по рыболовству по развитию малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе на период 2010 - 2012 гг. намечается осуществлять путем реализации следующих программных мероприятий.
1. В направлении повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса в сферах промышленного рыболовства и аквакультуры, переработки и хранения рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и аквакультуры предусматривается:
1.1. Комплекс мер по выделению субсидий на возмещение части затрат по оплате процентных ставок:
- выделение субсидий на возмещение рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком до 5 лет;
- выделение субсидий на возмещение рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции сроком до 5 лет;
- выделение субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования;
- выделение субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 гг. на создание в субъектах Российской Федерации специализированных рынков по реализации рыбной продукции.
Эффективный механизм реализации данной схемы предложен правительством Амурской области на примере строительства малых рыболовных сейнеров на Благовещенском судоремонтном заводе.
Желающие построить в 2010 году такое судно вносят подтверждающий это намерение залог в размере от 500 до 900 тысяч рублей (при цене базового варианта судна 800 тыс. долларов США).
Завод под гарантии правительства Амурской области строит судно в течение года и передает его лизинговой компании, которая выкупает его у завода на кредиты, предоставленные банком под залог судна. Лизинговая компания, в свою очередь, передает построенное судно заказчику, то есть рыбаку, который, эксплуатируя его, расплачивается с лизингодателем за судно в течение 5 лет. При этом годовая ставка не будет превышать 5 - 7 процентов.
Правительство Амурской области своими бюджетными назначениями гарантирует предоставление кредитов под строительство судов заводу и субсидирование процентной ставки лизинговой компании.
По этой схеме можно организовать строительство рыбопромыслового флота для малого и среднего предпринимательства во всех рыбопромышленных регионах.
1.2. Отнесение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и реализующих эти уловы и продукцию, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, к рыбохозяйственным организациям и снижение для них ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов в размере до 15% соответствующей ставки сбора.
Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим добычу гидробионтов, в настоящее время данное право не предоставлено. Такая ситуация накладывает дополнительное финансовое бремя на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих промысел водных биоресурсов, и в конечном счете приводит к формированию неравных конкурентных условий между индивидуальными предпринимателями и рыбохозяйственными предприятиями и организациями.
В связи с указанным необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие предоставление права применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов индивидуальным предпринимателям, удовлетворяющим установленным законом критериям, наряду с российскими рыбохозяйственными организациями.
По данным отраслевой системы мониторинга рыболовства, зарегистрировано порядка 200 индивидуальных предпринимателей, которым выделяются квоты на добычу гидробионтов. Сегодня уловы индивидуальных предпринимателей составляют около 100 тыс. тонн.
Индивидуальным предпринимателям выделяются преимущественно квоты на добычу гидробионтов в прибрежных районах. Стоимость выпускаемой продукции составляет 2,85 млрд. руб. С учетом применения упрощенной системы налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей поступления в бюджет находятся на уровне 442,5 млн. руб.
Снижение ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов до 15% будет способствовать расширению добычи и увеличению объемов уловов до 250 тыс. тонн. Стоимость выпускаемой продукции может увеличиться на 4,2 млрд. руб. и составить 7,1 млрд. руб. В свою очередь, это позволит увеличить объемы поступлений в федеральный бюджет в 1,1 раза и довести их до 468,7 млн. руб.
1.3. Привлечение предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства к рыбохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим спортивное и любительское рыболовство.
1.4. Финансовое обеспечение государственных контрактов на НИОКР в рыбохозяйственном комплексе для субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих опыт научной работы.
2. В направлении разработки и внесения в установленном порядке комплекса мероприятий по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса предусматривается:
2.1. Анализ действующих нормативных правовых актов в области налогового, таможенного и других видов законодательства и внесение в установленном порядке предложений по их совершенствованию.
2.2. Внесение необходимых изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
2.3. Разработка и принятие Законов "Об аквакультуре", "О прибрежном рыболовстве" и др.
3. В направлении обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса к имущественным и информационным ресурсам предусматривается:
3.1. Выделение рыбопромысловых участков, сдача в аренду государственной собственности в целях расширения воспроизводства ценных видов водных биоресурсов и развития морской и пресноводной аквакультуры.
3.2. Проведение мониторинга и подготовка перечня имущества для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
3.3. Создание реестра предприятий малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе.
4. В направлении оказания организационно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса предусматривается:
4.1. Проведение семинаров, конференций по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
4.2. Рассмотрение проблемных вопросов на заседаниях Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства и вынесение информационных материалов на сайт Агентства.
4.3. Создание "горячей" телефонной линии по проблемным вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
4.4. Оказание содействия администрациям регионов в разработке программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Содействие инвестиционному и инновационному развитию малых и средних предприятий рыбохозяйственного комплекса:
5.1. Подготовка предложений по разработке программ развития и технического переоснащения основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с полномочиями органов государственной исполнительной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства поддержку его в рыбной промышленности и хозяйстве должно осуществлять Федеральное агентство по рыболовству путем формирования и реализации ведомственной целевой программы. При этом поддержка должна оказываться в соответствии с такими основными принципами, как обеспечение: 1) заявительного порядка обращения предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства за оказанием определенной поддержки; 2) доступности необходимой инфраструктуры поддержки предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства; 3) равного доступа его предприятий и организаций к участию в реализации программных мероприятий ведомственной целевой программы; 4) предоставления поддержки с учетом соблюдения соответствующих требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 5) открытости установленных процедур и условий предоставления поддержки предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства; 6) не дублирования мероприятий, предусмотренных для реализаций в рамках федеральных целевых программ; 7) осуществления полномочий по вопросам реализации установленных программных положений Федеральным агентством по рыболовству через координационный совет в области развития малого и среднего предпринимательства; 8) направления реализации положений ведомственной целевой программы на соответствующую поддержку региональных программ развития предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий по развитию рыбной промышленности и хозяйства; 9) оказания поддержки рыбохозяйственным предприятиям и организациям малого и среднего предпринимательства в имущественных и информационных формах. При этом предполагается:
во-первых, оказание имущественной поддержки должно осуществляться в виде передачи во владение и (или) использование государственного имущества. В качестве обязательного условия предоставления последнего во владение будет являться использование имущества по целевому назначению;
во-вторых, передачу прав на владение и (или) пользование имуществом следует проводить с участием координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства;
в третьих оказание информационной поддержки должно осуществляться путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального агентства по рыболовству.
На сайте должна размещаться информация о:
- результатах и сроках выполнения основных положений по реализации ведомственной целевой программы;
- количестве участвующих в выполнении программы рыбохозяйственных предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства;
- числе сохраненных действующих и созданных новых рабочих мест;
- объемах оборота рыбных товаров (работ, услуг), произведенных рыбохозяйственными предприятиями и организациями малого и среднего предпринимательства в рамках реализации данной программы;
- финансовом состоянии рыбохозяйственных предприятий и организации малого и среднего предпринимательства;
- результатах финансирования организаций, формирующих поддержку малого и среднего предпринимательства.
Учитывая необходимость развития малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе в июне 2009 года сформирован Совет по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации, как постоянно действующий совещательный орган при Федеральном агентстве по рыболовству.
Совет создан в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Его решения носят рекомендательный характер.
Основными задачами Совета являются содействие согласованию общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, субъектов малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе, их общественных и иных объединений, и деятельности Росрыболовства в установленной сфере, изучение состояния и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе; привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация программных мероприятий будет обеспечиваться за счет решения ряда внешних и внутренних проблем, увеличения государственной поддержки как самого рыбного хозяйства, так и сопряженных с ним отраслей (например, судостроения), а также социальных программ развития страны в целом. К числу наиболее актуальных мероприятий относятся:
- совершенствование механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства;
- обеспечение необходимой государственной поддержки в области воспроизводства и охраны водных биоресурсов, безопасности мореплавания, проведения научных исследований в рыбохозяйственном комплексе, включая развитие аквакультуры;
- проведение инвентаризации промыслового флота;
- государственная поддержка мероприятий по развитию материально-технической базы отрасли путем субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным на строительство, модернизацию и ремонт рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях, а также модернизацию рыбообрабатывающего производства;
- организация и финансирование системы лизинга рыбопромысловых судов, судового и технологического оборудования;
- создание условий для развития прибрежного рыболовства, марикультуры и пресноводного товарного рыбоводства;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на закупку предметов материально-технического снабжения, в том числе на приобретение топлива;
- создание условий, стимулирующих выгрузку с промысловых судов в российских портах и реализацию рыбных товаров на внутреннем рынке;
- поддержка прогрессивных технологий оптовой и розничной торговли, проведение маркетинговых исследований по изучению конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков рыбных товаров;
- введение квотирования части экспорта рыбных товаров (особенно необработанного сырья) и импорта готовых рыбных товаров (например, консервов) в интересах защиты отечественных производителей;
- установление госзаказа на поставку рыбных товаров, в том числе спецпотребителям, с соответствующей системой экономического стимулирования его участников;
- расширение международного сотрудничества в области рыболовства.
Комплекс вышеперечисленных мероприятий будет существенно влиять на развитие и повышение эффективности работы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принятие целого пакета нормативно-правовых актов в области долгосрочного управления водными биологическими ресурсами позволит бизнесу подойти к разработке стратегии устойчивого развития в области обновления, реконструкции и модернизации основных фондов.
Совершенствование воспроизводства и охраны водных биоресурсов будет способствовать повышению эффективности использования сырьевой базы, увеличению объемов ОДУ и, соответственно, объемов распределяемых квот.
Расширение проведения научных исследований в рыбохозяйственном комплексе, включая и в области аквакультуры, позволит расширить сырьевую базу за счет открытия новых районов и объектов промысла; повысить эффективность добычи и переработки гидробионтов на основе внедрения новых орудий труда и технологий; расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции.
Проведение инвентаризации рыбопромыслового флота направлено на выведение из работы аварийного и малоэффективного флота, что позволит снизить пресс на сырьевую базу, увеличить нагрузку, а следовательно, и эффективность работы оставшихся судов, перейти к ускоренному обновлению и модернизации материально-технической базы. Кроме того, будет сокращена аварийность работы флота, существенно улучшатся показатели экономической эффективности работы судов (энергопотребление, производительность труда и др.).
Другими направлениями в данной области должны стать развитие системы лизинга и формы государственно-частного партнерства при строительстве и приобретении рыбопромысловых судов, различных видов оборудования.
В соответствии с тенденциями мирового рыболовства большие резервы остаются в рыбохозяйственном комплексе в области развития прибрежного рыболовства, марикультуры и пресноводного товарного рыбоводства. Эта сфера деятельности принадлежит исключительно малому и частично среднему бизнесу.
Участие Федерального агентства по рыболовству должно осуществляться через территориальные управления Росрыболовства в процессе подготовки и согласования перечня рыбопромысловых участков для организации товарного рыбоводства или воспроизводства водных биоресурсов. В соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 136, конкурс должен проводиться в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации (далее соответственно - рыбопромысловые участки, перечень рыбопромысловых участков), утвержденным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.
При формировании перечня рыбопромысловых участков должны учитываться интересы малого и среднего предпринимательства заинтересованного в строительстве производственных и непроизводственных объектов аквакультуры. Необходимо в течение 2010 года создать реестры рыбопромысловых участков пользователей малого и среднего предпринимательства и провести работу по определению потребности их в инвестиционных ресурсах, разработать бизнес-планы их развития.
Повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение поставок ее на внутренний рынок во многом будет зависеть от создания условий, стимулирующих ее выгрузку с промысловых судов в российских портах и реализацию рыбных товаров на внутреннем рынке.
На это должно быть направлено развитие прогрессивных технологий оптовой и розничной торговли, расширение маркетинговых исследований по изучению конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков рыбных товаров.
Существенную поддержку отечественных товаропроизводителей, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, государство может обеспечить за счет регулирования рыбохозяйственной деятельности, например, в части введения квотирования экспорта рыбных товаров (особенно продукции с низкой добавленной стоимостью) и импорта готовых рыбных товаров (в случаях, когда зарубежные государства оказывают своим производителям существенную поддержку). Еще одной мерой регулирования может стать установление государственного заказа на поставку рыбных товаров, включая и спецпотребителям, с применением определенных систем экономического стимулирования его участников из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, намечаемые в Программе финансово-экономические показатели развития будут обусловлены: ростом уловов и увеличением объемов производства товарной продукции с одновременным улучшением ее качества; повышением эффективности использования водных биоресурсов, в том числе путем совершенствования порядка распределения квот на вылов и структуры промыслового флота; динамичным и комплексным развитием прибрежного рыболовства и аквакультуры; мобилизацией внутренних отраслевых ресурсов; государственной поддержкой отрасли, в первую очередь, в области обновления промыслового флота.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875