<Письмо> Минфина России от 07.12.2022 N 28-05-07/119951 <По вопросам управления государственной собственностью Донецкой Народной Республики>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2022 г. N 28-05-07/119951

В соответствии с письмами Минюста России от 2 ноября 2022 г. N 09-127140/22 и от 15 ноября 2022 г. N 09-132571/22, а также Банка России от 16 ноября 2022 г. N 28-4-1/6143 Минфин России рассмотрел обращения по вопросам управления государственной собственностью Донецкой Народной Республики и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем полагаем возможным обратить внимание на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - Закон N 5-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено Законом N 5-ФКЗ.

Согласно части 2 статьи 4 Закона N 5-ФКЗ нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.

При этом статьей 21 Закона N 5-ФКЗ установлены особенности регулирования отношений в сфере оборота недвижимости на территории Донецкой Народной Республики.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 21 Закона N 5-ФКЗ до 1 января 2028 года на территории Донецкой Народной Республики нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть установлены особенности регулирования имущественных отношений, включая оборот земель, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.

Вместе с тем сведения об указанных нормативных правовых актах в Министерстве финансов Российской Федерации отсутствуют.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N МХ-П16-19765 Минфином России в рамках компетенции рассмотрены и согласованы письмом от 18 ноября 2022 г. N 28-02-05/113093 проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

"Об особенностях разграничения государственного и муниципального имущества между Российской Федерацией, Донецкой Народной Республикой, Луганской Народной Республикой, Запорожской областью и Херсонской областью и их муниципальными образованиями, а также управления и распоряжения отдельными объектами такого имущества";

"О порядке и случаях согласования правовых актов и других решений органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в отношении управления и распоряжения отдельными объектами имущества";

"Об утверждении Правил управления имуществом, расположенным на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеющим признаки бесхозяйного имущества и не отнесенным к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности" (пункты 26, 30 - 32 плана-графика подготовки нормативных правовых актов от 1 ноября 2022 г. N 12786п-П16).

При этом отмечаем, что правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации или субъекту Российской Федерации и принадлежит такому предприятию, в частности, на праве хозяйственного ведения (пункт 2 статьи 113 Гражданского кодекса и пункт 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения имуществом является вещным правом лица, не являющегося собственником, на котором в силу статьи 294 Гражданского кодекса имущество может принадлежать только государственным (муниципальным) предприятиям.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом имущество не может быть закреплено за государственной корпорацией на праве хозяйственного ведения.

Статьей 295 Гражданского кодекса определены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

В свою очередь, исходя из положений статьи 125 Гражданского кодекса, на основании пункта 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также иные лица, определенные Законом N 161-ФЗ.

По вопросу о наличии возможности преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100 процентов акций которых будут находиться в собственности Донецкой Народной Республики, и передачи их в управление Корпорации с дальнейшей возможностью их передачи в собственность Корпорации сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 26.12 Закона 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 26.12 Закона N 184-ФЗ).

Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).

Пунктом 2 статьи 2 Закона о приватизации определено, что государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Способы приватизации государственного и муниципального имущества определены статьей 13 Закона о приватизации, которыми в том числе предусмотрено преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью (подпункты 1 и 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации.

Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется в соответствии со статьей 11 Закона о приватизации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о приватизации приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 статьи 28 Закона о приватизации, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Вместе с тем действие Закона о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (подпункт 8 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации).

Таким образом, преобразование государственного унитарного предприятия в акционерное общество, 100 процентов акций которого поступают в собственность субъекта Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Законом о приватизации.

Передача находящихся в собственности субъекта Российской Федерации 100 процентов акций акционерного общества, созданного посредством приватизации унитарного предприятия, в качестве имущественного взноса субъекта Российской Федерации государственной корпорации осуществляется на основании соответствующего решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента

регулирования имущественных отношений

А.Н.ВОРОНЦОВ