Решение Верховного Суда РФ от 06.03.2003 N ВКПИ02-139 <Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным подпункта "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел...">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 6 марта 2003 г. N ВКПИ02-139

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,

при секретаре Толкуновой Н.М.

с участием старшего военного прокурора

отдела Главной военной прокуратуры

подполковника юстиции Расторгуева В.В.,

представителя заявителя адвоката Ракова В.Е.,

представителей Правительства

Российской Федерации Батракова А.Ф.

и Лохина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Дементьева Георгия Александровича о признании незаконным пп. "г" ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 23 сентября 1993 года N 941,

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 941 издано 22.09.1993, а не 23.09.1993.

установила:

Дементьев Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что пп. "г" ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 23 сентября 1993 года N 941, нарушает его права на получение пенсии в полном объеме, как военнослужащего офицера, имеющего выслугу 30 лет.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит Конституции Российской Федерации и закону, поскольку нарушает его права, связанные с получением пенсионного обеспечения.

Заявитель Дементьев в суд не прибыл, просил провести судебное заседание с участием его представителя - адвоката.

Представитель заявителя адвокат Раков В.Е. просил признать пп. "г" ст. 3 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1993 года N 941 незаконным.

Представители Правительства Российской Федерации Батраков А.Ф. и Лохин В.В. требования заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении, пояснив при этом, что пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября N 941 издано в соответствии с указанным Законом и ему не противоречит.

Выслушав объяснения представителя заявителя - адвоката Ракова В.Е., представителей Правительства Российской Федерации Батракова А.Ф. и Лохина В.В., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Расторгуева В.В., полагавшего необходимым жалобу Дементьева Г.А. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Согласно пп. "ж" ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе Федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст. ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1.

Как усматривается из пп. "а" ст. 1, ст. 5 и пп. "а" ст. 13 этого Закона, Дементьев Г.А., проходивший военную службу еще в Вооруженных Силах СССР, приобрел в соответствии с данным Законом право на государственную пенсию за выслугу лет. При этом порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1, согласно ст. 18 этого же Закона определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок исчисления выслуги лет установлен Постановлением Совета Министров РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации в подпункте "г" пункта 3 Постановления Правительства от 22.09.1993 N 941 определило, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) с 01.10.1967.

Льготное исчисление выслуги лет за службу в ВДВ было установлено с указанного срока Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1967 года N 848-276. Наличие указанной льготы было подтверждено Постановлениями Совета Министров СССР от 14 марта 1980 года N 235-65, от 24 июля 1990 года N 725 и от 15 декабря 1990 года N 1290.

Таким образом, Правительство Российской Федерации действовало в соответствии с законом и имеющимися у него полномочиями. При этом каких-либо нарушений ст. 19 Конституции Российской Федерации при издании Правительством Российской Федерации оспариваемого Постановления, на что обращает внимание в жалобе заявитель, допущено не было.

При таких данных следует прийти к выводу о необоснованности требований заявителя признать незаконным пп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и ст. ст. 245 - 246 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

в удовлетворении жалобы Дементьева Георгия Александровича о признании незаконным пп. "г" ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 23 сентября 1993 года N 941 отказать.

Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.КОРОНЕЦ