4. Подзаконные акты, направленные на регулирование правоотношений в сфере землепользования, градостроительного зонирования, застройки территорий, установления особого режима использования территорий, в том числе в сфере использования, охраны, установления территорий объектов культурного наследия и т.д.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) устанавливает, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1). Нормативным правовым актом устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также порядок применения таких документов и порядок внесения в него изменений.

Пример 45:

Постановление Правительства Калининградской области от 11.03.2019 N 168

"Об утверждении генерального плана муниципального образования "Полесский городской округ" Калининградской области"

извлечение

"В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 30.11.2016 N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования "Полесский городской округ" от 03.05.2018 N 1, от 04.05.2018 N 2, от 07.05.2018 N 3, от 08.05.2018 N 4 и от 10.05.2018 N 5, заключения главы администрации муниципального образования "Полесский городской округ" о результатах проведения публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования "Полесский городской округ" от 21.05.2018 N 42, протокола по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки сводного заключения Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2018 N 30728-ВЖ/Д27и о несогласии с проектом генерального плана муниципального образования "Полесский городской округ" от 14.12.2018, Правительство Калининградской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый генеральный план муниципального образования "Полесский городской округ" Калининградской области.

2. Постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликованиях. <...>".

Приложение

извлечение

"<...>

1. Настоящее положение о территориальном планировании муниципального образования "Полесский городской округ" Калининградской области (далее - МО "Полесский городской округ") подготовлено в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Настоящий генеральный план является документом территориального планирования МО "Полесский городской округ", нацеленным на определение назначения территории муниципального образования исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур муниципального образования.

2. Территориальное планирование МО "Полесский городской округ" осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Калининградской области, муниципальными правовыми актами и направлено на комплексное решение задач развития МО "Полесский городской округ" и вопросов местного значения.

3. Настоящий генеральный план разработан на 20 лет с проектными этапами реализации:

1) I этап (первая очередь) - 2028 год;

2) II этап (расчетный срок) - 2038 год.

4. Материалы настоящего генерального плана используются при разработке проектов планировки и застройки населенных пунктов МО "Полесский городской округ", комплексных программ социально-экономического развития, отраслевых схем развития систем инженерно транспортного оборудования территорий МО "Полесский городской округ", а также при выборе площадок под строительство производственных и социальных объектов муниципального и регионального значениях. <...>".

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований. В соответствии с требованиями части 2 статьи 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулируются правоотношения в сфере установления территориальных зон, тем самым конкретизируя положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков (пункты 2, 5 - 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.

Нормативными правовыми актами могут быть урегулированы правоотношения в сфере установления границ особого использования территорий.

Пример 46:

Приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 11.12.2015 N 718 "Об определении границ рыбоводных участков Пензенской области"

"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками", руководствуясь Положением о Министерстве сельского хозяйства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 10.02.2009 N 99-пП (с последующими изменениями), и на основании протокола N 1 заседания комиссии по определению границ рыбоводных участков Пензенской области от 10.11.2015 приказываю:

1. Определить границы рыбоводных участков Пензенской области согласно приложению к приказу.

2. Настоящий приказ опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить заместителя начальника управления проектно-целевого развития, агробизнеса и агротуризма агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Пензенской области. <...>".

Приложение

<...>

N п/п

N РВУ

Наименование и границы рыбоводного участка

Площадь участка, га

Вид водопользования

Бековский район

1

1

Акватория водохранилища "Аничкинское" на р. Пяша в 1,5 км на северо-восток от с. Аничкино

15,0

Совместное водопользование

2

2

Акватория водохранилища "Нижний Сурков" на руч. Сурков в 4,4 км на северо-восток от с. Мошки

19,2

Совместное водопользование

3

40

Акватория водохранилища "Согласовское", восточная окраина с. Согласовка

136,2

Совместное водопользование

4

41

Акватория водохранилища на р. Миткирей, юго-восточная окраина с. Затолокино

35,0

Совместное водопользование

5

77

Акватория водохранилища "Миткирейское" на руч. Гремучий Овраг в 2,0 км западнее с. Миткирей

30,0

Совместное водопользование

6

78

Акватория водохранилища "Верхний Сурков" на руч. Сурков в 3,2 км от с. Мошки

9,7

Совместное водопользование

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (подпункт 15 пункта 2 статьи 26.3) относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также установления границ территорий данных объектов.

В соответствии с положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (статья 3.1) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.

Примеры 47, 48:

Приказ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 02.07.2019 N СЭД-55-001-06-168 "Об утверждении границ территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Управа земская"

извлечение

"В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", Законом Пермского края от 07.07.2009 N 451-ПК "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края", Положением о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 N 260-п "О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края",

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить границы территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Управа земская", расположенного по адресу: Пермский край, Осинский городской округ, г. Оса, ул. Советская, д. 30 (далее - объект культурного наследия), утвердив их согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу.

2. Установить режим использования территории объекта культурного наследия бессрочно согласно приложению 3 к настоящему приказу.

3. Установить предмет охраны объекта культурного наследия согласно приложению 4 к настоящему приказу. <...>"

Приказ Управления Государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 02.07.2019 N 353 "Об установлении зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах данных зон"

извлечение:

"<...> В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", статьей 20 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 года N 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области", на основании акта государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18, от 25.12.2018, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия местного (муниципального) значения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить зоны охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18 (приложение N 1).

2. Утвердить требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом Г.С. Кудрина", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 18 (приложение N 2).

3. Начальнику отдела государственной охраны объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Н.Н. Кулевой обеспечить:

1) размещение информации об установленных зонах охраны объекта культурного наследия в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) направление сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости;

3) направление копии настоящего приказа в течение 7 дней с даты вступления его в силу в Администрацию г. Екатеринбурга.

4. Возмещение убытков, причиненных в связи с установлением зон охраны объекта культурного наследия, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

<...>

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на <...>.

6. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) и на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.okn.midural.ru). <...>".

Примечание: приведенные правовые акты являются нормативными, устанавливающими территориальные границы и правовой статус объектов культурного наследия на территории соответствующего субъекта и подлежат включению в федеральный регистр. Правовые акты обладают признаками нормативности:

- приняты управомоченными органами в пределах своих полномочий (компетенций), установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 184-ФЗ и другими федеральными законами, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц - органов государственной власти субъекта, муниципальных органов, юридических лиц и населения в отношении обозначенного в акте объекта культурного наследия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (т.е. круг лиц не персонифицирован);

- правовой акт рассчитан на неоднократное применение - в течение всего периода его действия, до его отмены.

Обзор судебной практики высших судов позволяет сделать вывод, что подобные правовые акты рассматриваются судами как нормативные.

Пример 49:

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2019 N 32-АПА19-7 "Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 28.02.2019, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области от 27.12.2017 N 112 "Об утверждении границ территории и правового режима использования территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дворец культуры "Россия", 1959 г." по адресу: г. Саратов, пл. Ленина"

извлечение

"<...> Управлением по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области издан приказ N 112, которым согласно приложению к данному приказу утверждены границы территории и правовой режим использования территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дворец культуры "Россия", 1959 г." по адресу: г. Саратов, пл. Ленина.

<...> Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках осуществления полномочий, с соблюдением процедуры принятия и требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, опубликован в установленном порядке.

<...> Суд пришел к правильному выводу о том, что требованиям статьи 3.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оспариваемый нормативный правовой акт соответствует, поскольку он содержит текстовое и графическое описания границ территории объекта культурного наследия, схему границ территории указанного объекта культурного наследия, координаты поворотных точек этих границ, а также режим использования территории объекта культурного наследия. <...>".