Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54; 2021, N 6, ст. 958), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2022, N 29, ст. 5315) (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности"), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2022, N 1, ст. 28) (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

2. Настоящие Правила установлены в целях:

а) организации руководства работами по тушению лесных пожаров;

б) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

в) организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров.

3. Работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 27, ст. 5131, ст. 5132), иными организациями в соответствии с частями 2, 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. N 5278; 2021, N 27, ст. 5132) (далее - лесопожарные формирования).

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2016, N 26, ст. 3887) при тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на Федеральное агентство лесного хозяйства. Федеральным агентством лесного хозяйства создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Указания федерального штаба, а также соответствующих штабов в федеральных округах по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Решение о привлечении сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - РСЧС) муниципального уровня может быть принято при соблюдении не менее двух условий:

площадь лесного пожара - 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;

лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ);

количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 50% от данных плана тушения лесных пожаров на территории лесничеств;

на территории муниципального района действует 5 класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

Решение о привлечении сил РСЧС регионального уровня может быть принято при соблюдении не менее двух условий:

площадь лесного пожара - 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;

лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, ООПТ;

количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 50% от данных сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

на территории двух или более муниципальных районов действует 5 класс пожарной опасности, в зависимости от условий погоды.

Решение о привлечении сил РСЧС межрегионального и федерального уровней может быть принято при соблюдении не менее трех условий:

площадь лесного пожара - 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;

количество или площадь действующих лесных пожаров превышает средний 5-летний показатель в 2 и более раза;

количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 80% от данных сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, ООПТ;

пожар действует на границе двух субъектов Российской Федерации.

Силы и средства федеральных органов исполнительной власти привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, в соответствии с Правилами привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1464 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст. 7623).

Организация и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе привлечение сил РСЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2022, N 26, ст. 4476).

4. В целях установления режима и способов тушения лесных пожаров территории, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения <1>.

--------------------------------

<1> Подпункт "а" пункта 17 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 597 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2017 г., регистрационный N 46174).

5. Районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которых прибытие наземных сил и средств пожаротушения в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара невозможно. В районе применения авиационных сил и средств пожаротушения в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях, могут устанавливаться зоны контроля лесных пожаров.

Зоны контроля лесных пожаров на землях лесного фонда устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и (или) удаленных территориях по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При выделении зон контроля лесных пожаров не допускается включение в их состав лесных участков, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование либо планируемых для использования в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации для указанных ниже видов использования лесов, а также ООПТ.

К указанным видам использования лесов относятся:

заготовка древесины;

осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

осуществление рекреационной деятельности;

создание лесных плантаций и их эксплуатация;

осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

При выделении зон контроля необходимо исключать примыкание к следующим объектам:

земли обороны и безопасности, расположенные в пограничной зоне, установленной вдоль государственной границы Российской Федерации;

леса, уровень охраны которых предусматривает преимущественное применение наземных сил и средств пожаротушения;

населенные пункты и объекты экономики;

объекты транспортной инфраструктуры, по которым осуществляются регулярные пассажирские перевозки, объекты трубопроводного транспорта.

6. Зоны контроля утверждаются на один календарный год не позднее 20 февраля соответствующего года.

7. Районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которых прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.

8. Границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, устанавливаются на расстоянии не менее 500 метров от действующей (локализованной) кромки лесного пожара и (или) созданных (планируемых к созданию) минерализованных полос, опорных линий, от которых производится отжиг, рубежей, на которых производится (планируется) остановка распространения и локализация пожара.