Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

III. Тушение лесных пожаров

34. Действия работников лесопожарных формирований по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.

35. В целях организации взаимодействия все подразделения лесопожарных формирований обеспечиваются средствами связи. Обязательным для подразделений лесопожарных формирований, участвующих в тушении лесного пожара, является их обеспечение радиосвязью ультракоротковолнового диапазона. Координация связи между подразделениями лесопожарных формирований осуществляется специализированными диспетчерскими службами.

36. Начальным действием по тушению лесного пожара является его обследование. Обследование пожара проводится руководителем тушения лесного пожара и работниками подразделений лесопожарных формирований по всей кромке пожара.

37. Обследование лесного пожара проводится с использованием наземных, авиационных (пилотируемых и (или) беспилотных воздушных судов) средств, беспилотных летательных аппаратов и (или) космических средств в целях установления:

а) вида и скорости распространения пожара, его контура и примерной площади;

б) основных типов (видов) горючих материалов;

в) тактических частей пожара (фронт, фланги и тыл);

г) наиболее опасного направления распространения пожара (создание угрозы ценным лесным насаждениям и (или) насаждениям, в которых возможен переход низового пожара в верховой, объектам экономики и населенным пунктам);

д) наличия естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;

е) возможного усиления или ослабления пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения, а также из-за изменений метеорологической обстановки;

ж) возможности подхода, подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения пожара;

з) наличия источников водоснабжения и возможности их использования;

и) наличия опорных полос для проведения отжига и условий прокладки минерализованных полос;

к) безопасных мест стоянки транспортных средств, расположения людей;

л) путей отхода лиц, осуществляющих тушение пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможных мест укрытия.

38. При организации наземного обследования руководитель тушения лесного пожара устанавливает количество и состав работников, ставит перед ними задачи, определяет порядок передачи полученной информации. После проведения обследования лесного пожара руководитель тушения лесного пожара определяет план выполнения работ по его тушению и в устной форме доводит до руководителей каждого подразделения лесопожарного формирования. План выполнения работ по тушению лесного пожара включает в себя:

а) технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;

б) сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению пожара;

в) распределение имеющихся в наличии сил и средств пожаротушения по периметру пожара;

г) организация связи с подразделениями лесопожарных формирований;

д) привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения;

е) мероприятия по сбору информации о ситуации на пожаре, ходе проведения работ по его тушению.

39. При тушении крупных лесных пожаров с целью обеспечения руководства и взаимодействия руководитель тушения лесного пожара составляет схему тушения лесного пожара (далее - Схема тушения), на которой отображаются основные элементы принятого им плана выполнения работ в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.

40. При тушении крупных лесных пожаров, для которых планируемый период тушения составляет менее 3 суток, Схема тушения составляется единожды на весь планируемый период тушения пожара. При необходимости в Схему тушения в связи с изменившейся обстановкой могут вноситься коррективы. Новая Схема тушения составляется в случае необходимости внесения существенных изменений в план выполнения работ по тушению пожара.

41. При тушении крупных лесных пожаров, для которых фактический или планируемый период тушения занимает более 3 суток, Схема тушения составляется ежедневно. Схема тушения пожара составляется до 9 часов утра текущего дня с предоставлением копий Схем тушения руководителям подразделений лесопожарных формирований, участвующих в тушении пожара. Копия Схемы тушения по запросу предоставляется в Оперативный штаб и (или) комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

42. В случаях, когда в ходе тушения лесного пожара требуется внести значительные коррективы в план выполнения работ по тушению лесного пожара, новые Схемы тушения составляются в любой момент времени в течение всего периода тушения пожара.

43. Схема тушения составляется в произвольном масштабе с использованием топографической или лесопожарной карты, при необходимости может быть нанесена на планшет с планом лесонасаждений. Схема тушения составляется с обязательным указанием даты и времени составления, фамилией и подписью лица, ее составившего. Схема тушения состоит из графической и текстовой частей, отображающих замысел руководителя тушения лесного пожара, цели и задачи подчиненным подразделениям и специалистам, общий план выполнения работ по тушению пожара.

44. Графическая часть Схемы тушения содержит:

а) топографическую основу, отображающую основные необходимые элементы топографии;

б) контур лесного пожара по состоянию на момент составления Схемы тушения, направление распространения отдельных элементов или всей кромки пожара, его площадь;

в) привязку к местности (при наличии - с указанием квартальной сети);

г) критические направления и факторы, влияющие на процессы принятия решений и условия проведения действий по тушению пожара;

д) наличие естественных (реки, ручьи, озера, водоемы) или искусственных (дороги, тропы, минерализованные полосы, противопожарные барьеры) преград и опорных линий;

е) расположение подразделений лесопожарных формирований, с указанием секторов и участков лесного пожара (при необходимости указывается детальная расстановка сил и отдельных средств пожаротушения);

ж) основные задачи подразделений лесопожарных формирований, включая указание основного (оптимального) направления тушения пожара.

45. Отображение тактической обстановки на Схеме тушения осуществляется с использованием унифицированных символов, представленных в приложении к настоящим Правилам.

46. Текстовая часть Схемы тушения содержит:

а) информацию о построении управления силами пожаротушения на пожаре;

б) информацию для обеспечения взаимодействия и связи между подразделениями лесопожарных формирований на пожаре;

в) дополнительную информацию, необходимую для обеспечения эффективности тушения пожара.

47. В случае необходимости руководитель тушения лесного пожара отображает на Схеме тушения иную дополнительную графическую и (или) текстовую информацию.

48. При получении Схемы тушения руководители подразделений лесопожарных формирований обязаны сопоставить данную Схему тушения со своим имеющимся картографическим материалом.

49. Доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно включает в себя сбор в местах постоянной дислокации работников подразделений лесопожарных формирований и других привлекаемых в соответствии с планами тушения лиц, их доставку наземным, водным и (или) авиационным транспортом к месту пожара, включая при необходимости создание временных посадочных площадок для вертолета.

50. При расчете сил и средств пожаротушения руководители подразделений лесопожарных формирований учитывают силу и скорость распространения пожара, возможность его развития в верховой пожар.

51. Организация работы и распределение сил и средств пожаротушения во время пожароопасного периода осуществляются таким образом, чтобы прибытие наземных сил и средств к месту загорания или пожара в лесах и начало проведения работ по остановке продвижения огня и локализации могло осуществляться с учетом обеспечения:

а) доступности участков, отнесенных к 1 классу природной пожарной опасности лесов, для сил и средств пожаротушения - в течение одного часа с момента возникновения пожара;

б) доступности участков, отнесенных ко 2 классу природной пожарной опасности лесов, для сил и средств пожаротушения - в течение двух часов с момента возникновения пожара;

в) доступности участков, отнесенных к 3 - 5 классам природной пожарной опасности лесов, для сил и средств пожаротушения - в течение трех часов с момента возникновения пожара.

52. Для обеспечения оперативной ликвидации лесного пожара при скорости ветра более 5 м/сек, а также при 4 и 5 классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды предельное время прибытия и начала проведения работ по тушению пожара на участках 1 - 3 классов природной пожарной опасности лесов по возможности уменьшается в 2 раза. При отсутствии возможности сокращения времени численность работников подразделений лесопожарных формирований и количество средств пожаротушения, направляемых на пожар, должна быть увеличена в 2 раза и более.

53. При обнаружении в пути следования к месту лесного пожара другого лесного пожара руководитель подразделения лесопожарной организации (лесопожарного формирования), следующего к месту пожара, сообщает об обнаруженном пожаре в специализированную диспетчерскую службу. Следование к месту пожара прекращается только по указанию (распоряжению) специализированной диспетчерской службы.

54. Локализация лесного пожара достигается путем выполнения комплекса действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос, противопожарных барьеров и (или) полностью потушенных участков кромки по всему периметру пожара и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.

55. Первоначальным этапом локализации лесного пожара является остановка его распространения, включающая в себя действия сил и средств пожаротушения, направленные на остановку распространения кромки пожара в первую очередь на опасных и критических направлениях, на которых может возникнуть угроза ценным насаждениям, населенным пунктам и объектам инфраструктуры.

56. Локализованным считается лесной пожар, при котором созданы условия для его нераспространения путем ограничения его по всему периметру заградительными минеральными полосами, противопожарными барьерами и (или) потушенными участками кромки, и (или) естественными преградами.

57. Выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров осуществляется руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных формирований самостоятельно с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения, обеспечения безопасного проведения работ, наличия транспортной и водной сети в районе тушения, периода начала тушения пожара относительно светового времени суток, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами.

58. При тушении лесных пожаров используют два метода - прямой и косвенный. Прямой метод применяется при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку пожара и (или) создать у кромки пожара заградительную полосу. Косвенный метод применяется при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки пожара.

59. При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

а) захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;

б) засыпка кромки пожара грунтом;

в) прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;

г) отжиг горючих материалов перед кромкой пожара;

д) тушение водой и огнетушащими (огнезадерживающими) растворами, в том числе с применением авиации.

60. Захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке лесного пожара применяют для остановки продвижения огня при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности.

61. Засыпка кромки лесного пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабозадерненных почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна.

62. Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос производится автотракторной техникой с почвообрабатывающими орудиями, ручными (в том числе механизированными) орудиями в целях:

а) локализации лесных пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;

б) локализации лесных пожаров, распространение которых было приостановлено;

в) применения отжига от опорных полос;

г) создание противопожарных барьеров.

63. Заградительные и опорные минерализованные полосы должны своими концами упираться в естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, реки, прогалины, минерализованные полосы, полосы из огнезадерживающих веществ, участки пожарища).

При отсутствии механизированных средств либо невозможности их применения (в случаях небольших по площади пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя, заболоченности местности, горного рельефа, отсутствия транспортных путей) минерализованные полосы, противопожарные барьеры прокладываются (при необходимости с вырубкой деревьев, кустарников, лиан) с помощью ручных орудий, огнетушащих (огнезадерживающих) веществ, взрывчатых материалов и выполнения взрывных работ.

Заградительные полосы создаются шириной 1,4 м и более при возникновении слабых средних лесных пожаров (скорость продвижения огня меньше 1 м/мин.) и шириной до 9 м - при сильных лесных пожарах (скорость продвижения огня более 3 м/мин.). Заградительные полосы, созданные с применением химических огнетушащих и огнезадерживающих веществ (ретардантов, пенообразователей и смачивателей), - опорные химические полосы.

64. Решение о выполнении взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара принимает федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ.

65. Отжиг производится в целях тушения верховых лесных пожаров всех видов, а также низовых лесных пожаров высокой и средней интенсивности. Пуск отжига производится от имеющихся на площади пожара естественных и (или) искусственных опорных полос, а при их отсутствии - от специально созданных опорных полос, проложенных различными способами, в том числе с использованием взрывчатых материалов, растворов огнетушащих и огнезадерживающих веществ, шириной от 0,3 м до 9 м в зависимости от интенсивности и вида пожара. Для ускорения выжигания используются различные способы отжига (линейный, гребенкой, ступенчатый, метод опережающего огня, пятнистый). При тушении верховых лесных пожаров производится выжигание напочвенных горючих материалов в полосе, шириной равной не менее расстоянию двух возможных скачков верхового пожара (до 600 метров и более).

66. Тушение водой, растворами огнетушащих и огнезадерживающих веществ применяется в целях осуществления прямого тушения кромки лесных пожаров и (или) косвенного тушения низовых сильных, почвенных и верховых пожаров путем создания временных опорных полос для проведения отжига. При тушении лесных пожаров используют растворы огнетушащих и огнезадерживающих веществ, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, пребывающих в пределах границ территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара.

67. Периметр крупного пожара с учетом рельефа местности и растительного покрова, лесорастительных условий, наличия естественных и искусственных рубежей и имеющихся сил и средств пожаротушения по решению руководителя тушения лесного пожара может разграничиваться на сектора и участки пожара, за которыми руководителем тушения лесного пожара закрепляются ответственные лица - руководители секторов (РС) или участков (РУ). Ответственные лица обеспечивают организацию сбора информации о текущей обстановке (ситуации) на пожаре, обеспечения работ, руководство всеми привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, организацию их взаимодействия в данном секторе (участке) лесного пожара.

68. Тушение лесного пожара с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке пожара, чтобы создать для наземных сил и средств пожаротушения условия для перехода от косвенного метода тушения пожара к прямому, для приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров.

Решение о целесообразности использования при тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара. Применение авиации организуется в соответствии с реализуемой руководителем тушения лесного пожара тактикой и стратегией тушения. Авиационное тушение лесных пожаров производится при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем группы (команды) наземных сил пожаротушения.

При нахождении на кромке пожара наземных сил пожаротушения запрещается производить авиационное тушение (сбросы, сливы) с самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами при отсутствии радиосвязи между экипажем воздушного судна и группой (командой) наземных сил пожаротушения.

69. После локализации лесного пожара руководитель тушения лесного пожара обязан лично осмотреть границы пожара или привлечь для осмотра частей кромки пожара работников подразделений лесопожарных формирований в целях подтверждения надежности локализации всей кромки пожара. В местах, где выявлена необходимость усилить локализацию, немедленно проводятся меры по прокладке дополнительных заградительных и минерализованных полос, противопожарных барьеров.

70. Ликвидация лесного пожара является завершающим этапом тушения лесного пожара после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления пожара. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей пожара, данный пожар считается возобновившимся.

71. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50 - 70 метров (или на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки внутри пожарища в целях исключения возможного переброса огня за границы линии локализации.

72. Предотвращение возобновления лесного пожара (окарауливание пожара) состоит в осмотре пройденной огнем площади с целью предотвращения его возобновления от скрытых очагов горения, не выявленных при дотушивании. Окарауливание проводится до полного прекращения горения на кромке пожара и организуется уже в процессе его остановки, когда по мере продвижения вдоль ликвидируемой (локализованной) кромки пожара оставляется часть работников, которые ликвидируют очаги загораний за опорной полосой и по кромке пожара. На участке пожарища, а также в пределах до 40 метров от линии локализации вне пожарища, где ведутся работы по дотушиванию и окарауливанию могут быть удалены (спилены, срублены, разделены на сегменты) отдельные пожароопасные, травмоопасные, сухостойные и (или) поврежденные огнем деревья, кустарники, которые представляют опасность перехода огня за линию локализации пожара.

73. В течение 5 дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества составляется акт о лесном пожаре (далее - акт). Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией или руководством лесопожарного формирования. В акте указываются:

дата, время составления акта;

фамилия, имя и отчество (при наличии) должностного лица, составившего акт;

фамилии, имена и отчества (при наличии) присутствующих при составлении акта лиц;

дата, время и место обнаружения лесного пожара, расстояние от ближайшего населенного пункта или дороги, реки, на лесосеке или на месте работы предприятия, организации;

кем обнаружен лесной пожар, с помощью каких средств (если пожар был обнаружен работником лесопожарной организации);

общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах (с точностью до 0,01);

дата и время получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (специализированной диспетчерской службой или лесничеством, подразделениями пожарной охраны);

что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки проведения неконтролируемого поджога травы в целях ведения сельского хозяйства или из иных побуждений, признаки перехода огня от транспортных путей, перехода огня с сопредельных территорий, не отнесенных к землях лесного фонда, случаи неосторожного обращения с огнем, перехода огня от участка, где проводились огневые работы в ходе профилактического контролируемого противопожарного выжигания растительных горючих материалов, признаки загорания от удара молнии и так далее), что может способствовать установлению причин пожара. Если имело место нарушение правил пожарной безопасности в лесах, указать предполагаемый вид нарушения и предполагаемое время его совершения;

лица, причастные к возникновению лесного пожара (указать фамилию, имя, отчество (при наличии), место работы, должность и место жительства). В тех случаях, когда указанные лица не установлены, указываются предварительные данные, свидетельствующие о причинах возникновения пожара и лицах, причастных к его возникновению;

дата и время начала тушения пожара;

площадь лесного пожара, пройденная огнем (всего, а также по видам пожара, по видам целевого назначения лесов, категориям земель, доля покрытой и непокрытой лесом площади) в гектарах с точностью до 0,01 на момент ликвидации (при этом учитывается вся площадь пожарища как единой замкнутой геометрической фигуры, за исключением площади участков, не пройденных огнем);

дата и время локализации пожара с указанием, какими силами локализован, их численность и состав;

дата и время ликвидации пожара с указанием, какими силами ликвидирован, их численность и состав;

затраты на выполнение работ, связанных с тушением лесного пожара (в том числе доставка людей, сил и средств пожаротушения к месту тушения пожара и обратно, объемы трудозатрат работников и специалистов лесопожарных формирований и привлеченных лиц, объемы применения пожарной и специализированной автотракторной, наземной, водной и авиационной техники, оборудования, затраты, связанные с расходованием специальных средств, материалов, по обеспечению питанием и питьевой водой, привлечение услуг сторонних организаций для проведения и обеспечения работ по тушению, поиск и эвакуация лиц, пострадавших от пожара);

применявшиеся методы, способы и средства тушения пожара;

принятые меры к окарауливанию пожара;

предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба);

должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, руководившего тушением пожара;

перечень документов, прилагаемых к акту, включая схематический план пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров предварительного ущерба от потерь древесины на корню, уничтожения огнем культур, молодняков, напочвенного покрова, ценных свойств природных комплексов, от потерь готовой продукции, стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожара;

должность, место работы, фамилия, имя, отчество (при наличии) и подпись лица, составившего акт;

объем и породный состав вырубаемой древесины при создании противопожарных барьеров и временных посадочных площадок для вертолета, при проведении операций по доставке тяжелой техники к пожару в условиях отсутствия транспортного пути.

74. К акту прилагается схематический план пройденной огнем площади. Съемка контура лесного пожара и участков внутри него, пройденных пожарами разного вида (верховыми, низовыми, почвенными), с привязкой их к ориентирам производится:

а) в районах применения наземных сил и средств пожаротушения - инструментально;

б) в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения - аэровизуально с использованием лесопожарной и (или) патрульной карты, геоинформационных систем.

75. К акту также прилагается докладная записка руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах, способах и средствах тушения пожара, их эффективности (представляется только в случаях крупных лесных пожаров). Срок хранения акта составляет 25 лет.

В случае если сведения о лесном пожаре, ранее направленные в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства, не соответствуют сведениям, указанным в акте, специализированная диспетчерская служба органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, в течение суток с момента поступления соответствующего акта направляет уточненные сведения в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.