Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 апреля 2022 г. N 642

ПРАВИЛА

РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, А ТАКЖЕ СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ

О ФАКТОРАХ ОПАСНОСТИ И РИСКА, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ХРАНЕНИЯ ЭТИХ ДАННЫХ

И ОБМЕНА ИМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и образовательными организациями (далее соответственно - система управления безопасностью полетов, поставщики услуг), а также порядок осуществления Федеральным агентством воздушного транспорта сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов (далее - факторы опасности и риска), хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации в целях управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов.

2. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:

"безопасность полетов" - состояние, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются;

"добровольные сообщения" - сообщения о фактических и (или) потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, направленные юридическими и физическими лицами в произвольной форме по их инициативе;

"система управления безопасностью полетов" - совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению и оценке факторов опасности и риска, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов, а также по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов;

"факторы опасности и риска" - действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, предполагаемые вероятность и тяжесть последствий их проявления.

3. Поставщик услуг разрабатывает и применяет систему управления безопасностью полетов с учетом решаемых им задач, которая содержит:

а) распределение ответственности и обязанностей руководства и иных должностных лиц в области обеспечения безопасности полетов;

б) назначение и обучение должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов;

в) порядок ведения документации по системе управления безопасностью полетов;

г) порядок выявления, оценки и управления факторами опасности и риска в целях обеспечения их уменьшения;

д) координацию действий в случае возникновения факторов опасности и риска;

е) контроль и количественную оценку эффективности обеспечения безопасности полетов;

ж) мониторинг изменений в области обеспечения безопасности полетов;

з) популяризацию вопросов безопасности полетов.

4. Поставщик услуг разрабатывает план реализации и (или) совершенствования системы управления безопасностью полетов.

5. Поставщик услуг не позднее чем через 72 часа с момента обнаружения в рамках реализации системы управления безопасностью полетов факторов опасности и риска представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме информацию о факторах опасности и риска, включающую:

а) следующие сведения о поставщике услуг:

для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица (для филиалов, представительств иностранных юридических лиц - номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства;

б) описание фактора опасности и риска;

в) оценку последствий, к которым может привести фактор опасности и риска;

г) предлагаемые мероприятия в рамках системы управления безопасностью полетов;

д) дату составления, фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись лица, направившего такие данные.

6. Добровольные сообщения представляются в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Адрес электронной почты с доступом к получению добровольных сообщений только уполномоченными должностными лицами Федерального агентства воздушного транспорта размещается на официальном сайте Агентства.

7. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 30 календарных дней со дня поступления информации о факторах опасности и риска, представленной поставщиками услуг в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также добровольных сообщений проводит анализ данных о факторах опасности и риска.

8. Федеральное агентство воздушного транспорта информирует поставщиков услуг о результатах проведенного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил анализа данных о факторах опасности и риска, в том числе о корректировке (при необходимости) предлагаемых поставщиками услуг мероприятий в рамках системы управления безопасностью полетов.

9. Источниками информации для проведения анализа данных о факторах опасности и риска являются:

а) информация о факторах опасности и риска, представленная в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

б) информация о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации;

в) результаты определения Федеральным агентством воздушного транспорта соответствия поставщиков услуг требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

г) результаты осуществления Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

д) результаты расследования авиационных происшествий и инцидентов, осуществленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 95 Воздушного кодекса Российской Федерации;

е) добровольные сообщения.

10. В рамках государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проведение анализа данных о факторах опасности и риска в том числе на основании оценки рисков, создающих угрозу безопасности полетов, контроля (мониторинга) воздушных судов, получивших разрешение на полеты в воздушном пространстве с требуемыми характеристиками, включая характеристики связи и наблюдения, а также организует разработку и реализацию мероприятий по снижению таких рисков.

11. В целях хранения данных о факторах опасности и риска и организации обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации Федеральное агентство воздушного транспорта ведет на электронном носителе базу данных о факторах опасности и риска (далее - база данных), в формате, обеспечивающем передачу данных в федеральные органы исполнительной власти и Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

12. Обмен данными о факторах опасности и риска, содержащимися в базе данных, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

13. Рассмотрение обращений федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, о представлении данных о факторах опасности и риска, содержащихся в базе данных, с указанием периода, за который требуется представить такие данные, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в течение 5 рабочих дней со дня регистрации таких обращений с направлением запрашиваемых данных о факторах опасности и риска, содержащихся в базе данных.