III. Обеззараживание воздуха в пассажирских салонах транспортных средств

III. Обеззараживание воздуха в пассажирских салонах

транспортных средств

3.1. На транспортных средствах для профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, обеспечивается возможность проветривания, а также подача в салон транспортного средства достаточного количества безопасного в микробиологическом отношении воздуха системами вентиляции и кондиционирования. Санитарно-гигиеническое состояние систем вентиляции и кондиционирования воздуха поддерживается путем проведения плановой очистки и дезинфекции в отсутствие пассажиров.

3.2. Обеспечение микробиологической безопасности воздуха рекомендуется осуществлять посредством оснащения транспортных средств разрешенными к применению в присутствии людей устройствами (установками) обеззараживания воздуха (далее - УОВ), эксплуатация которых производится в пути следования на протяжении всего рейса.

3.3. Обеззараживание воздушной среды салонов транспортных средств в присутствии людей осуществляется с помощью безреагентных (физических) методов, разрешенных к применению в установленном порядке, в том числе основанных на использовании ультрафиолетового излучения бактерицидного диапазона, различных видов фильтров, электрофильтров или других технологий, обеспечивающих безопасность и эффективность очистки и обеззараживания воздуха.

Для предотвращения вторичного микробного загрязнения воздуха салона транспортного средства при использовании технологии фильтрации рекомендуется проводить своевременную замену фильтрующих элементов в соответствии со сроком эксплуатации, установленным производителем.

3.4. Для поддержания микробиологической безопасности воздуха в салонах транспортных средств рекомендуется использовать УОВ, обеспечивающие при испытаниях эффективность расчетной дозы (одноразового или дискретного) воздействия не менее 99,99% и эффективность обеззараживания воздушной среды в условиях эксплуатации в соответствии с критериями, установленными для моторвагонного подвижного состава <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 6.2.8 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12 (зарегистрировано Минюстом России 01.04.2003, регистрационный номер 4348), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.04.2010 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 20.04.2010, регистрационный номер 16931), от 16.06.2010 N 68 (зарегистрировано Минюстом России 07.07.2010, регистрационный номер 17750), от 10.06.2016 N 76 (зарегистрировано Минюстом России 22.06.2016, регистрационный номер 42606).

Эффективность обеззараживания воздуха в салоне транспортного средства при проведении эксплуатационных испытаний рекомендуется определять в пути следования (или при моделировании) путем отбора проб воздуха аспирационным методом на уровне дыхания пассажиров в двух - трех (в зависимости от длины транспортного средства) точках: в головной части (у кабины водителя), в середине салона, в концевой части, при заполнении салона пассажирами (волонтерами) не менее 80%.

3.5. При наличии в транспортных средствах систем вентиляции и кондиционирования, использующих режим рециркуляции, микробиологическая безопасность рециркуляционного или смешанного воздуха обеспечивается УОВ, установленными в систему вентиляции и кондиционирования.

3.6. При отсутствии в транспортном средстве системы принудительной вентиляции и кондиционирования рекомендуется применение в пассажирских салонах автономных УОВ, разрешенных к применению на транспортных средствах в присутствии людей. Необходимое количество УОВ определяют расчетным путем исходя из их мощности, предусмотренной руководством по эксплуатации (паспортом) конкретных моделей УОВ.

3.7. В транспортных средствах, ввиду повышенного риска механических повреждений, для исключения возможности вредного воздействия озона и паров ртути на человека рекомендуется использовать только безозоновые бактерицидные лампы, содержащие ртуть в связанном состоянии (амальгама).

3.8. Воздух салона транспортного средства должен соответствовать гигиеническим нормативам <3>. Особое внимание при контроле воздуха в салоне транспортного средства необходимо уделить среднесуточным предельно допустимым концентрациям ртути и озона.

--------------------------------

<3> ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 (зарегистрировано Минюстом России 09.01.2018, регистрационный номер 49557), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 N 37 (зарегистрировано Минюстом России 18.06.2018, регистрационный номер 51367).

3.9. При использовании УОВ необходимо осуществлять их профилактическое техническое обслуживание и замену сменных элементов (ламп, фильтров и др.) в соответствии со сроками и правилами, предусмотренными технической и эксплуатационной документацией на УОВ.