Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

III. Уничтожение или подавление численности вредных организмов

III. Уничтожение или подавление

численности вредных организмов

18. Мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов производятся следующими методами:

а) обработка насаждений пестицидами наземным и (или) авиационным способом;

б) механический сбор и уничтожение кладок яиц, гнезд вредителей и побегов или плодов, заселенных вредителем;

в) нефтевание и обмазка кладок яиц;

г) применение феромонных, световых и механических ловушек;

д) половая дезориентация самцов;

е) срезание заселенных побегов (ветвей);

ж) локальное нанесение нетоксичных препаратов и средств защиты леса;

з) выпуск энтомофагов;

и) нанесение ловчих клеевых поясов;

к) выкладка ловчих куч из порубочных остатков;

л) выкладка ловчих деревьев с их последующей уборкой;

м) стволовое инъектирование;

н) биологические методы уничтожения или подавления численности вредных организмов;

о) применение аэрозолей или веществ, образующих на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые пленки.

19. До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подготовительными работами являются:

а) организация авиационных и наземных работ;

б) организация и контроль завоза пестицидов, феромонных, световых и механических ловушек, биологических средств защиты леса и временное их хранение;

в) проведение обследования очагов вредных организмов;

г) проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.

д) информирование населения о проведении мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, их сроках, методах, применяемых препаратах, ограничениях по использованию лесов.

20. Организационные работы должны обеспечивать возможность начала проведения мероприятий в сроки, установленные по результатам обследований очагов.

21. Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, переданных для использования, проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием).

22. Обоснования составляются для очагов вредителей леса всех экологических групп уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой на основании данных государственного лесопатологического мониторинга. В Обосновании должна быть доказана необходимость и целесообразность проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

23. Методы проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов зависят от вида вредителя, его биологических особенностей и фазы развития, а также законодательных ограничений по применению пестицидов. Выбор метода проведения мероприятий приводится в Обосновании.

24. Обоснования представляются уполномоченными органами на согласование в соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного лесопатологического мониторинга не позднее 1 декабря года, предшествующего году выполнения мероприятий.

25. В соответствии с подготовленными Обоснованиями, а также по итогам проведения обследований, уполномоченные органы принимают решение о проведении мероприятий.

26. Проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов может осуществляться наземным и (или) авиационным способом.

Авиационный способ используется при обработке насаждений пестицидами и средствами защиты леса в форме малообъемного и ультромалообъемного опрыскивания и внесения феромона с целью половой дезориентации самцов; наземный способ - при обработке насаждений пестицидами и средствами защиты леса в форме ультромалообъемного опрыскивания и аэрозольной обработки, при использовании феромонных, световых или механических ловушек, ловчих поясов диспенсеров с феромоном (антиферомоном) для половой дезориентации самцов, проведении внутристволовых инъектирований, применении механических способов.

27. Проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов осуществляется в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами в сфере безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов, Лесным кодексом, Водным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381, 2020, N 17, ст. 2725) и законодательством в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

28. Препараты для проведения обработок насаждений и внутристволовых инъекций используются из числа внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации <4> (далее - Государственный каталог) на год проведения мероприятий.

--------------------------------

<4> Абзац первый статьи 3 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510; 2020, N 31, ст. 5067).

29. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (расположенных в лесопарковых зонах, зеленых зонах), в городских лесах, на заповедных лесных участках использование токсичных химических препаратов запрещается в соответствии со статьями 112 - 114, 116, 119 Лесного кодекса.

30. В лесах, расположенных на Байкальской природной территории, при проведении мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов запрещается использование пестицидов в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2020, N 31, ст. 5013).

31. Уполномоченными органами, осуществляющими проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, осуществляется контроль их проведения на каждом этапе работ. Отслеживаются подготовительные работы до начала проведения мероприятий (завоз пестицидов, наличие авиационных и наземных аппаратов для проведения обработок), проверяются паспорта партий препаратов, используемых для обработки насаждений или внутристволовых инъекций, отслеживается график выполнения работ и их соответствие технологии, описанной в Обосновании.

32. С целью контроля соблюдения графика выполнения работ и оценки их качества представителем уполномоченного органа ежедневно учитывается площадь обработанных участков, расход препаратов, количество полетов (поездок) на участки, время обработки и погодные условия.

33. Для контроля границ и площади обработанных насаждений используется навигационное оборудование, установленное на летательных аппаратах и наземных агрегатах. Указанные данные заносятся в ведомость учета проведения мероприятий по уничтожению и подавлению численности вредных организмов в насаждениях по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Правилам.

Ведомость учета проведения мероприятий по уничтожению и подавлению численности вредных организмов в насаждениях, подписанная лицом, ведущим учет работ, еженедельно направляется в уполномоченный орган для ведения контроля выполнения условий контрактов.

34. После завершения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводится приемка работ, которая основывается на результатах оценки эффективности проведенных мероприятий. Критерием оценки эффективности проведенных мероприятий является биологическая эффективность, выраженная показателями снижения численности популяции вредных организмов, степени повреждения или заселения лесных насаждений вредными организмами.

35. Биологическая эффективность в зависимости от способа проведения мероприятий определяется на основе данных учета численности вредителей и их гибели по результатам проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов или оценки количества деревьев, защищенных от гибели в результате заселения стволовыми вредителями или зараженных возбудителями болезней леса. Оценка биологической эффективности проводится на пунктах учета, распределенных равномерно по площади работ с охватом различных лесорастительных условий и различной заселенности вредителями, в соответствии с методикой, приведенной в Обосновании.

36. Оценка биологической эффективности проводится комиссией по оценке эффективности, сформированной уполномоченными органами. Состав комиссии по оценке эффективности утверждается приказом уполномоченного органа. В состав комиссии по оценке эффективности могут включаться представители уполномоченного органа, его подведомственных учреждений, представители организации, выполнявшей мероприятия, а также организаций, специализирующихся на защите лесов от вредных организмов. В случае больших объемов работ проведение оценки биологической эффективности может выполняться сторонними организациями на контрактной основе с приемкой работ комиссией по оценке эффективности.

37. Учеты численности (гибели) вредителей в целях оценки биологической эффективности проводятся через 3 - 5 календарных дней после применения химических пестицидов, через 12 - 15 календарных дней после применения биологических пестицидов, через 15 календарных дней после обработок насаждений гормоноподобными инсектицидами.

38. Биологическая эффективность при применении химических препаратов для проведения мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов должна быть не менее 90% погибших особей вредителя от численности, определенной в ходе обследований, при применении биологических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) - не менее 75% погибших особей вредителя от численности, определенной в ходе обследований, при применении баковых смесей (смеси химических и биологических инсектицидов) - 80% погибших особей вредителя от численности, определенной в ходе обследований.

39. Лесные насаждения в кварталах, лесотаксационных выделах и их частях, в которых биологическая эффективность мероприятий по ликвидации очагов оказалась ниже установленных норм, подлежат повторной обработке.

Выполненные работы подлежат оплате за исключением площади кварталов, лесотаксационных выделов и их частей, на которых не достигнута биологическая эффективность.

40. По результатам проведения оценки биологической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов оформляется акт оценки биологической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в насаждениях по форме, приведенной в приложении 3 к настоящим Правилам.

К акту оценки биологической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в насаждениях прикладывается ведомость учетов численности (гибели) вредных организмов леса.

41. Акт оценки биологической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в насаждениях и ведомость учетов численности (гибели) насекомых подписывают все члены комиссии. В случае проведения учетов численности вредного организма сторонними организациями ведомость подписывают исполнители работ, акт оценки биологической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в насаждениях - члены комиссии. Акт оценки биологической эффективности по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в насаждениях является основой для приемки работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов

42. Приемка работ осуществляется в течение 5 календарных дней после окончания учетов биологической эффективности мероприятий. Основанием приемки работ является Акт оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.