VI. Выводы, неопределенности и ограничения при использовании оценок результативности и экономической эффективности мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха

VI. Выводы, неопределенности и ограничения при

использовании оценок результативности и экономической

эффективности мероприятий по снижению уровней загрязнения

атмосферного воздуха

6.1. Оценка результативности Комплексных планов мероприятий является основной, обязательной и служит одним из оснований для принятия решения об успешности достижения национальных целей и решении стратегических задач, прежде всего, предусмотренных национальными и федеральными проектами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Оценка экономической эффективности Комплексных планов мероприятий является обязательной и служит для получения дополнительной информации о том, насколько эффективно были использованы имеющиеся ресурсы и средства для достижения целевых показателей обеспечения качества атмосферного воздуха и улучшения состояния здоровья населения.

6.2. Интегральные показатели оценки результативности и экономической эффективности используются для сравнительного анализа реализации Комплексных планов мероприятий в различных городах Российской Федерации. Так, чем выше значения интегральных показателей результативности и эффективности среди городов участников федерального проекта "Чистый воздух", тем более успешно этот проект реализуется.

6.3. Результаты оценки результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" ежегодно направляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

6.4. При принятии решений о результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий следует учитывать неопределенности и ограничения, присущие процессу оценки и реализации мероприятий, направленных на минимизацию риска для здоровья населения в результате химического загрязнения атмосферного воздуха, и принимать максимально исчерпывающие меры по снижению их влияния на результаты оценки, включая:

- моделирование приземных концентраций загрязняющих веществ для оценки аэрогенного риска для здоровья населения. Необходимо обеспечить наиболее полный учет источников загрязнения и выбрасываемых ими веществ, загрязняющих атмосферный воздух, расчет концентраций по достаточной для целей оценки риска картографической сетке; провести верификацию расчета приземных концентраций по результатам натурных исследований химического загрязнения атмосферного воздуха; использовать последние данные и информацию об оценках экспозиции различных групп населения к токсичным веществам и оценках доза-ответных реакций человека на загрязнение и иных мер по повышению качества моделирования расчетных данных оценки риска для здоровья населения в результате загрязнения атмосферного воздуха;

- определение перечня мероприятий Комплексных планов мероприятий и их результатов по минимизации рисков для здоровья. Необходимо наиболее полно и достоверно учитывать (на основе инвентаризации выбросов) результаты снижения валового объема выбросов по каждому загрязняющему веществу и каждому источнику выбросов и по каждому году выполнения Комплексных планов мероприятий, уточнять и проводить экспертизу плановых и фактических ежегодных и итоговых затрат на выполнение мероприятий, учитывать принятие и выполнение корректирующих мероприятий, иных мер по повышению полноты и достоверности оценки снижения уровня аэрогенного риска в результате выполнения каждого из мероприятий Комплексных планов мероприятий;

- определение результатов (эффектов) минимизации рисков для здоровья населения (по смертности, заболеваемости и индексу опасности) и сумме предотвращенного экономического ущерба для здоровья населения. Необходимо обеспечить корректное использование показателей валового регионального продукта при расчете ущерба для здоровья населения; число лет недожития при расчете показателей потерь от случаев преждевременной смерти и потерь от случаев заболеваний, максимальный учет различий показателей смертности и заболеваемости в разных половозрастных категориях населения и группах риска, иных мер по повышению достоверности вероятностных показателей минимизации риска для здоровья в результате повышения качества атмосферного воздуха;

- оценка экономической эффективности мероприятий Комплексных планов мероприятий. Необходимо проведение расчетов и оценок в соответствии с рекомендованными методическими и нормативными документами, учет дисконтирования затрат и чистого экономического эффекта во времени, обеспечить проверяемость и сравнимость полученных результатов и оценок, привлекать к проведению оценок различных специалистов по вопросам результативности и эффективности управления риском для здоровья населения, иных мер, направленных на повышение достоверности экономических показателей оценки экономической эффективности.

6.5. Для уменьшения неопределенности и снятии ограничений по использованию оценок результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий, включая их реализацию в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух", при необходимости проводятся дополнительные исследования, предусмотренные в рамках реализации социально-гигиенического мониторинга. Решение о проведении дополнительных исследований в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" принимается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.