3.1. Формула метода, используемого в настоящих методических рекомендациях при оценке результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий, соответствует МУ 1.1.3544-18 "Разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на основе анализа риска для здоровья человека".
3.2. Оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий предусматривает выполнение нескольких взаимосвязанных этапов в следующей последовательности:
- этап 1 - формирование показателей результатов (эффектов) выполнения каждого из мероприятий Комплексных планов мероприятий по результатам оценки риска для здоровья населения (по показателям смертности, заболеваемости, канцерогенного и неканцерогенного риска для здоровья) по каждому из загрязняющих веществ и источнику загрязнения при условии достижения качества атмосферного воздуха, соответствующего достижению целевых показателей и решению стратегических задач улучшения качества атмосферного воздуха и улучшения состояния здоровья населения;
- этап 2 - расчет (определение) показателя предотвращенного экономического ущерба для здоровья населения в результате снижения аэрогенного риска для здоровья населения по смертности и заболеваемости;
- этап 3 - определение суммы затрат по каждому из мероприятий, включенных в Комплексные планы мероприятий;
- этап 4 - оценка результативности Комплексных планов мероприятий по уровню снижения риска для здоровья и предотвращенного экономического ущерба для здоровья по комплексу мероприятий, включенных в Комплексные планы мероприятий (по четырем предусмотренным критериям);
- этап 5 - оценка экономической эффективности мероприятий Комплексных планов и отношения их к затратам на реализацию мероприятий для достижения установленного уровня загрязнения атмосферного воздуха по всему комплексу мероприятий, включенных в Комплексные планы мероприятий (по четырем выбираемым критериям);
- этап 6 - интегральная оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий на основании оценки риска здоровью населения.
На рис. 2 приведена последовательность и взаимосвязь выполнения этапов оценки результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий.
3.3. В рамках выполнения этапа 1 устанавливаются значения показателей результатов (эффектов) по итогам выполнения каждого из мероприятий Комплексных планов мероприятий как разница между результатами оценки аэрогенного риска для здоровья населения (по показателям смертности, заболеваемости, канцерогенного и неканцерогенного риска) до и после выполнения мероприятий, соответствующих целевым показателям улучшения качества атмосферного воздуха:
- сокращение случаев преждевременной смерти;
- снижение случаев заболеваний;
- уменьшение индекса опасности.
Оценка аэрогенного риска для здоровья населения выполняется с использованием результатов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и моделирования рассеивания и расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в соответствии методами, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе", на основе которых проводится расчет риска в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду", МР 2.1.10.0156-19 "Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
Рис. 2. Этапы выполнения оценки результативности
и экономической эффективности Комплексных
планов мероприятий
3.4. При проведении оценки риска для здоровья населения выполняется анализ фактической смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с химическим загрязнением атмосферного воздуха, а также значений сокращения уровня смертности и заболеваемости, установленных в Комплексных планах мероприятий, в частности, для городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" национальных проектов Российской Федерации на период до 2024 года.
Установленные значения показателей предотвращенного риска для здоровья населения являются целевыми показателями Комплексных планов мероприятий.
3.5. Этап 2 предусматривает расчет суммы предотвращенного экономического ущерба в результате сокращения случаев преждевременной смерти и снижение случаев заболеваний по каждому из мероприятий Комплексных планов мероприятий:
, - среднегодовой предотвращаемый экономический ущерб соответственно от заболеваний и преждевременных случаев смерти населения, руб./год, r - норма дисконтирования, как правило, принимается на уровне 5% в год.
Расчет суммы предотвращенного экономического ущерба в результате реализации Комплексных планов мероприятий выполняется в соответствии с предусмотренными к выпуску методическими рекомендациями, перечисленными в пункте 1.3.
3.6. На этапе 3 определяются затраты на осуществление мероприятий Комплексных планов мероприятий за весь срок их выполнения:
T - период выполнения мероприятия, лет; Ct, - затраты на выполнение мероприятия в t-м году, руб.; r - норма дисконтирования, доли единицы.
Расчет затрат на выполнение мероприятий Комплексных планов мероприятий выполняется в соответствии с МР 5.1.0030-11 "Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания".
3.7. В рамках этапа 4 выполняется многокритериальная оценка результативности Комплексных планов мероприятий путем сравнения целевых значений показателей аэрогенного риска для здоровья (, , ) и предотвращенного экономического ущерба для здоровья с ежегодными фактически достигаемыми значениями целевых показателей.
Расчет фактических значений показателей оценки аэрогенного риска для здоровья населения выполняется в соответствии и на основе тех же документов, по которым были рассчитаны целевые значения показателей результативности и экономической эффективности. Оцениваться должны результаты снижения объема выбросов по каждому источнику и каждому загрязняющему веществу, достигнутого за прошедший оцениваемый год по Комплексному плану мероприятий.
3.8. Этап 5 предусматривает проведение многокритериальной оценки эффективности Комплексных планов мероприятий путем сравнения целевых значений показателей экономической эффективности с фактически достигнутыми значениями за прошедший отчетный год на основе выбранных критериев оценки:
E - чистый экономический эффект;
MC - предельные затраты на единицу чистого экономического эффекта.
и - приростные значения показателей отчетного года и года, предшествующего отчетному.
ACD - средние затраты Комплексных планов мероприятий на единицу снижения риска для здоровья населении:
C - затраты на выполнение Комплексных планов мероприятий, сокращение случаев преждевременной смерти, или снижение случаев заболеваний, или уменьшение коэффициента опасности за отчетный год.
MCD - предельные затраты Комплексных планов мероприятий:
и - фактическое снижение уровня аэрогенного риска за отчетный год (k) и год, предшествующий отчетному (k-1).
Критериальным показателем является разница между предельными и средними затратами на единицу снижения аэрогенного риска для здоровья:
3.9. В рамках выполнения этапа 6 проводится интегральная оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий путем сравнения целевых и фактических значений критериальных показателей ежегодно и нарастающим итогом до завершения реализации всего комплекса мероприятий. Интегральным показателем оценки результативности и эффективности является среднее арифметическое значений отношений целевого значения показателя и фактически достигнутое их значение в отчетном году по всем критериальным показателям, принятым для оценки.
Всего двенадцать критериальных показателей: четыре показателя результативности, два показателя экономической эффективности с использованием чистого экономического эффекта, два показателя экономической эффективности с использованием сокращения преждевременной смертности, два показателя экономической эффективности с использованием показателя снижения заболеваемости и два показателя эффективности с использованием индекса опасности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей