I. Общие положения

1. Методические рекомендации по совместному участию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта, в ресурсном обеспечении (в том числе финансировании) организаций, структурных подразделений организаций дополнительного образования, осуществляющих спортивную подготовку (далее - Методические рекомендации), разработаны во исполнение пункта 10 плана мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р, и направлены на формирование эффективной системы взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта (далее - органы исполнительной власти) и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта (далее - органы местного самоуправления), по вопросам ресурсного обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе организаций дополнительного образования, в составе которых присутствуют структурные подразделения, осуществляющие спортивную подготовку (далее - организации).

2. Под ресурсным обеспечением в Методических рекомендациях понимаются следующие направления взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:

координация деятельности и методическое обеспечение организаций;

финансовое обеспечение организаций;

материально-техническое обеспечение организаций.

3. При применении Методических рекомендаций следует руководствоваться:

Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";

Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и планом мероприятий по ее реализации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р;

приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16.08.2013 N 636 "Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки";

приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";

приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.12.2016 N 1368 "О порядке использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний";

приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.04.2018 N 339 "Об утверждении общих принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков";

федеральными стандартами спортивной подготовки;

законодательством субъектов Российской Федерации;

муниципальными правовыми актами муниципальных образований.

4. При применении Методических рекомендаций необходимо учитывать, что согласно статье 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Таким образом, в сфере местного самоуправления установлены широкие пределы правового регулирования общественных отношений, которые допустимо регулировать иными федеральными законами при условии неизменяемости общих принципов организации местного самоуправления.

Данный подход подтверждается правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", где отмечено, что закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, она не предполагает отрицания организационного и иных форм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, но, однако, исключает подмену органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения. Самостоятельность местного самоуправления служит базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней, на основе баланса интересов, межуровневого взаимодействия.

В статьях 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" среди вопросов местного значения прямо не упоминаются задачи обеспечения подготовки спортивного резерва. При этом упоминаются такие задачи как обеспечение условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствующего муниципального образования.

Отраслевой Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в пункте 6.2 части 1 статьи 9 раскрывает конкретные полномочия органов местного самоуправления, которые они осуществляют в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий, в части развития детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участия в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Приоритет отраслевого законодательства в сфере физической культуры и спорта над другими федеральными законами, регулирующими отношения в сфере физической культуры и спорта, установлен статьей 4 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", где указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить указанному Федеральному закону.

Таким образом, правовые нормы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта во взаимосвязи с правовыми нормами в сфере местного самоуправления раскрывают и конкретизируют вопросы местного значения муниципальных образований, указанные в статьях 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и определяют, что участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации является вопросом местного значения и осуществляется муниципальными образованиями в Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. При этом понятие "обеспечение" подразумевает принятие всех необходимых и возможных мер для получения гражданами соответствующих благ, ресурсов, услуг.

При этом следует учесть, что согласно пункту 30 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий тренеров, квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта, квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. При применении Методических рекомендаций следует руководствоваться партнерской моделью в выстраивании взаимоотношений между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в интересах организаций, основываясь на принципе равноправия сторон, общих целей и интересов в развитии сферы физической культуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, путем заключения соответствующих соглашений, устанавливающих порядок взаимодействия по вопросам ресурсного обеспечения организаций.