V. Состав документа Обосновывающие материалы

26. В состав Обосновывающих материалов к программе рекомендуется включить следующие разделы:

1) Перспективные показатели развития поселения, городского округа для разработки программы;

2) Перспективные показатели спроса на коммунальные ресурсы;

3) Характеристика состояния и проблем коммунальной инфраструктуры;

4) Характеристика состояния и проблем в реализации энерго- и ресурсосбережения и учета и сбора информации;

5) Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры;

6) Перспективная схема электроснабжения поселения, городского округа;

7) Перспективная схема теплоснабжения поселения, городского округа;

8) Перспективная схема водоснабжения поселения, городского округа;

9) Перспективная схема водоотведения поселения, городского округа;

10) Перспективная схема обращения с Твердыми бытовыми отходами;

11) Общая программа проектов;

12) Финансовые потребности для реализации программы;

13) Организация реализации проектов;

14) Программы инвестиционных проектов, тариф и плата (тариф) за подключение (присоединение);

15) Прогноз расходов населения на коммунальные ресурсы, расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии, проверка доступности тарифов на коммунальные услуги;

16) Модель для расчета программы.

27. Все прогнозные показатели в Обосновывающих материалах рекомендуется приводить на ближайшие годы ежегодно, а затем - по пятилеткам.

28. В раздел 1 Перспективные показатели развития поселения, городского округа для разработки программы Обосновывающих материалов рекомендуется включить следующие подразделы:

- Характеристика поселения, городского округа с краткой характеристикой поселения, городского округа, для которого разрабатывается программа, в частности, те характеристики, которые оказывают влияние на потребность в ресурсах (социально-экономическое состояние, наличие градообразующих предприятий или отраслей специализации большей части населения, характеристика климатической зоны, наличие стратегических планов развития поселения, городского округа, наличие Генерального плана, программы социально-экономического развития, других целевых программ развития поселения, городского округа);

- Прогноз численности и состава населения (демографический прогноз), который формируется на основе отчетных данных и с учетом перспективных данных из Генерального плана и программы социально-экономического развития поселения и включает обоснование для всего прогнозного периода (с выделением этапов) численности населения по половозрастной структуре, в том числе в трудоспособном возрасте и младше трудоспособного возраста, численность пенсионеров, а также средний размер семьи поселения, городского округа;

- Прогноз развития промышленности, в котором приводятся сведения об ожидаемых изменениях в промышленности с учетом перспективных данных из Генерального плана и программы социально-экономического развития поселения;

- Прогноз развития застройки поселения, городского округа с прогнозом развития жилищного фонда (в том числе ввод, снос и капитальный ремонт многоквартирных домов), прогноз ввода и сноса зданий бюджетных организаций, общественного и коммерческого назначения, сделанный на основе действующих в поселения, городского округа документов территориального планирования, проектов застройки территорий, утвержденных программ строительства, сноса, капитального ремонта домов, а также проектов таких документов.

Прогноз развития застройки рекомендуется выполнять в разрезе расчетных элементов территориального деления поселения, городского округа. В качестве расчетного элемента территориального деления рекомендуется принимать:

а) в случае разработки в составе программы схем ресурсоснабжения:

- для поселений свыше 100 тыс. человек - кадастровый квартал (или кадастровый план территории), либо при его отсутствии - планировочный и действующий квартал, производственные и прочие зоны территориального деления, либо индивидуальные сетки градостроительного деления, принятые в поселении;

- для поселений менее 100 тыс. человек - произвольные территориальные зоны, каждая из которых имеет только один источник тепла и воды;

б) в случае, если схемы в составе программы не разрабатываются, то по любым населенным пунктам включаются произвольные территориальные зоны, каждая из которых имеет только один источник тепла и воды;

- Прогноз изменения доходов населения, который формируется на основе отчетных данных, а также данных программы социально-экономического развития поселения, городского округа, по возможности с детализацией по доходным группам.

29. В составе раздела 2 Перспективные показатели спроса на коммунальные ресурсы Обосновывающих материалов рекомендуется обосновать прогноз спроса на коммунальные ресурсы по каждому элементу территориального деления по каждому виду коммунального ресурса, с детализацией по многоквартирным домам, частной жилой застройке, бюджетным организациям, административно-коммерческим зданиям и промышленности. Прогноз рекомендуется представлять в виде нагрузки и годового потребления ресурса. По тепловой энергии рекомендуется выделить тепло для целей отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологии.

Обоснование перспективных показателей годового потребления и нагрузки рекомендуется осуществлять на базе прогноза удельных расходов каждого коммунального ресурса и удельных показателей нагрузки по каждому ресурсу по каждой группе потребителей, для новых зданий, существующих зданий и ремонтируемых зданий, с учетом мероприятий программы энергосбережения.

Для обоснования удельных расходов для новых зданий рекомендуется провести анализ существующих требований по энергоэффективности новых зданий и утвержденных проектов застройки в поселения, городского округа.

30. В разделе 3 Характеристика состояния и проблем коммунальной инфраструктуры Обосновывающих материалов рекомендуется проводить анализ отдельно по каждой системе и включить следующие подразделы:

а) описание организационной структуры, формы собственности и системы договоров между организациями, а также с потребителями;

б) анализ существующего технического состояния системы ресурсоснабжения, в том числе:

анализ эффективности и надежности имеющихся источников ресурсоснабжения (технические параметры, остаточный ресурс, ограничения использования мощностей, качество эксплуатации, наладки и ремонтов, системы учета ресурсов, расход ресурсов, собственные нужды), имеющиеся проблемы и направления их решения;

- анализ эффективности и надежности имеющихся сетей (схема и структура сетей, характеристика технических параметров и состояния, резервирование, применяемые графики работы и их обоснованность, статистика отказов и среднего времени восстановления работы, качество эксплуатации, качество диспетчеризации, состояние учета), имеющиеся проблемы и направления их решения;

- анализ зон действия источников ресурсоснабжения и их рациональности (матрицы покрытия нагрузки потребителей в зонах действия источников, балансы мощности и нагрузки), имеющиеся проблемы и направления их решения;

- анализ имеющихся резервов и дефицитов мощности в системе ресурсоснабжения и ожидаемых резервов и дефицитов на перспективу, с учетом будущего спроса;

- анализ показателей готовности системы ресурсоснабжения, имеющиеся проблемы и направления их решения;

- воздействие на окружающую среду (анализ выбросов, сбросов, шумовых воздействий), имеющиеся проблемы и направления их решения;

в) анализ финансового состояния организаций коммунального комплекса, тарифов на коммунальные ресурсы (обеспечиваются ли необходимые объемы ремонтов и развития), платежей и задолженности потребителей за предоставленные ресурсы.

31. В состав раздела 4 Характеристика состояния и проблем в реализации энергоресурсосбережения и учета и сбора информации Обосновывающих материалов рекомендуется включить:

- анализ состояния энергоресурсосбережения в поселении, городском округе, в том числе наличие обоснованной программы мер и источников финансирования мероприятий по энергоресурсосбережению в многоквартирных домах, организациях, финансируемых из бюджета, муниципальных организациях;

- анализ состояния учета потребления ресурсов, используемых приборов учета и программно-аппаратных комплексов.

32. В составе раздела 5 Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры Обосновывающих материалов рекомендуется обосновать перечень и количественные уровни тех целевых характеристик систем коммунальной инфраструктуры, которые должны быть достигнуты на каждом этапе программы.

Рекомендуется привести обоснование прежде всего следующих групп показателей и их количественных значений:

а) общие для всех систем критерии доступности коммунальных услуг для населения;

б) по каждой системе:

- спрос на коммунальные ресурсы;

- показатели эффективности производства, передачи и потребления ресурса;

- показатели надежности поставки ресурса;

- показатели качества поставляемого ресурса;

- показатели экологичности производства ресурсов;

- другие показатели, важные для поселения, городского округа.

При формировании требований к конечному состоянию коммунальной инфраструктуры поселения рекомендуется применять показатели и индикаторы в соответствии с Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 48 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2008 г., регистрационный N 11891; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 32).

33. В составе раздела 6 Перспективная схема электроснабжения муниципального образования Обосновывающих материалов рекомендуется привести обоснование перечня необходимых проектов, обеспечивающих спрос на ресурс по всем годам, а также все целевые показатели из раздела 5 Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей программного документа, а также описать технические параметры показателей и для каждого проекта - расчет необходимых затрат (по статьям) и ожидаемых эффектов (в натуральном выражении и в рублях).

Рекомендуется выделить следующие группы проектов:

- проекты по развитию (модернизации) источников электроэнергии (мощности), в том числе центров питания на территории поселения, городского округа, в целях присоединения новых потребителей, повышения надежности электроснабжения, эффективности использования топлива, воды, электроэнергии и снижения выбросов;

- проекты по развитию (модернизации) электрических сетей, в том числе в целях присоединения новых потребителей, повышения надежности электроснабжения и снижения потерь в сетях.

По каждому проекту рекомендуется обосновать:

- конкретную цель проекта (для обеспечения присоединения конкретных групп потребителей, для обеспечения надежности ресурсоснабжения на конкретной территории, для повышения конкретного показателя качества ресурса, для снижения затрат на ремонты, для снижения расхода конкретного ресурса и т.д.);

- технические параметры проекта;

- необходимые капитальные затраты;

- срок реализации проекта;

- ожидаемые эффекты, с выделением каждого из ожидаемых эффектов (снижение затрат топлива или энергии, снижение затрат на ремонт, снижение затрат на зарплату) и количественное их определение;

- сроки получения эффектов;

- простой срок окупаемости проекта.

Для обоснования перечисленных проектов могут использоваться подтверждающие материалы либо разрабатываться в составе программы перспективная схема электроснабжения. В таком случае схема электроснабжения корректируется (рассчитывается) с учетом рассчитанного в программе прогноза спроса и программы энергоресурсосбережения. Рекомендации по составу перспективной схемы электроснабжения приведены в пункте 48 настоящих Методических рекомендаций.

34. В составе раздела 7 Перспективная схема теплоснабжения поселения, городского округа Обосновывающих материалов рекомендуется привести обоснование перечня необходимых проектов, обеспечивающих спрос на ресурс по всем годам, а также все целевые показатели из раздела 5 Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей программного документа, а также описать технические параметры показателей и для каждого проекта - расчет необходимых затрат (по статьям) и ожидаемых эффектов (в натуральном выражении и в рублях).

Рекомендуется выделить следующие группы проектов:

а) проекты по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, в том числе:

- проекты по новому строительству источников тепловой энергии, обеспечивающих прирост перспективной тепловой нагрузки;

- проекты по реконструкции источников тепловой энергии, обеспечивающих прирост перспективной тепловой нагрузки;

- проекты по техническому перевооружению источников тепловой энергии с целью повышения эффективности работы систем теплоснабжения;

- меры по выводу из эксплуатации, консервации и демонтажу избыточных источников тепловой энергии;

- меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

- меры по переводу котельных в "пиковый" режим;

- решения о перспективной установленной тепловой мощности каждого источника тепловой энергии с учетом резерва;

б) проекты по новому строительству и реконструкции тепловых сетей, в том числе:

- проекты нового строительства и реконструкции тепловых сетей;

- проекты нового строительства тепловых сетей для обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки;

- проекты нового строительства и реконструкции тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности и безопасности теплоснабжения.

По каждому проекту рекомендуется обосновать:

- конкретную цель проекта (для обеспечения присоединения конкретных групп потребителей, для обеспечения надежности ресурсоснабжения на конкретной территории, для повышения конкретного показателя качества ресурса, для снижения затрат на ремонты, для снижения расхода конкретного ресурса и т.д.);

- технические параметры проекта;

- необходимые капитальные затраты;

- срок реализации проекта;

- ожидаемые эффекты, с выделением каждого из ожидаемых эффектов (снижение затрат топлива или энергии, снижение затрат на ремонт, снижение затрат на зарплату, снижение потерь и собственных нужд, снижение инцидентов, снижение недоотпусков горячей воды во время летних ремонтов и т.п.) и количественное их определение;

- сроки получения эффектов;

- простой срок окупаемости проекта.

Для обоснования проектов могут быть использованы подтверждающие материалы, либо разрабатываться в составе программы перспективная схема теплоснабжения. В этом случае схема теплоснабжения корректируется (рассчитывается) с учетом произведенного в программе прогноза спроса и программы энергоресурсосбережения.

Разрабатывать перспективные схемы теплоснабжения рекомендуется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

35. В составе раздела 8 Перспективная схема водоснабжения поселения, городского округа Обосновывающих материалов рекомендуется привести обоснование перечня необходимых проектов (обеспечивающих спрос на ресурс по всем годам, а также все целевые показатели из раздела 5 Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей программного документа, а также описать технические параметры показателей и для каждого проекта - расчет необходимых затрат (по статьям) и ожидаемых эффектов (в натуральном выражении и в рублях).

Рекомендуется выделить следующие группы проектов:

- развитие головных объектов систем водоснабжения (водозаборов, очистных сооружений), исходя из необходимости покрытия перспективной нагрузки, не обеспеченной мощностью за счет использования существующих ее резервов;

- развитие водопроводных сетей для подключения перспективных потребителей.

По каждому проекту рекомендуется обосновать:

- конкретную цель проекта (для обеспечения присоединения конкретных групп потребителей, для обеспечения надежности водоснабжения на конкретной территории, для повышения конкретного показателя качества ресурса, для снижения затрат на ремонты, для снижения расхода конкретного ресурса и т.д.);

- технические параметры проекта;

- необходимые капитальные затраты;

- срок реализации проекта;

- ожидаемые эффекты (с выделением каждого из ожидаемых эффектов (снижение затрат электроэнергии, снижение затрат на ремонт, снижение затрат на зарплату, снижение потерь воды и т.п.)) и количественное их определение;

- сроки получения эффектов;

- простой срок окупаемости проекта.

Для обоснования проектов могут быть использованы подтверждающие материалы либо разрабатываться в составе программы перспективная схема водоснабжения. В этом случае схема водоснабжения корректируется (рассчитывается) с учетом произведенного в программе прогноза спроса и программы энергоресурсосбережения. Рекомендации по составу перспективной схемы водоснабжения приведены в пункте 46 настоящих Методических рекомендаций.

36. В составе раздела 9 Перспективная схема водоотведения поселения, городского округа Обосновывающих материалов рекомендуется привести обоснование перечня необходимых проектов, обеспечивающих спрос на ресурс по всем годам, а также все целевые показатели из раздела 5 Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей программного документа, а также описать технические параметры показателей и для каждого проекта - расчет необходимых затрат (по статьям) и ожидаемых эффектов (в натуральном выражении и в рублях).

Рекомендуется выделить следующие группы проектов:

- строительство и реконструкция сооружений и головных насосных станций системы водоотведения на перспективу;

- строительство, реконструкция и модернизация линейных объектов систем водоотведения.

По каждому проекту рекомендуется обосновать:

- конкретную цель проекта (для обеспечения присоединения конкретных групп потребителей, для обеспечения надежности водоснабжения на конкретной территории, для повышения конкретного показателя качества ресурса, для снижения затрат на ремонты, для снижения расхода конкретного ресурса и т.д.);

- технические параметры проекта;

- необходимые капитальные затраты;

- срок реализации проекта;

- ожидаемые эффекты, с выделением каждого из ожидаемых эффектов (снижение затрат электроэнергии, снижение затрат на ремонт, снижение затрат на зарплату, снижение потерь воды) и количественное их определение;

- сроки получения эффектов;

- простой срок окупаемости проекта.

Для обоснования проектов могут быть использованы подтверждающие материалы либо разрабатываться в составе программы перспективная схема водоотведения. В этом случае схема водоотведения корректируется (рассчитывается) с учетом произведенного в программе прогноза спроса и программы энергоресурсосбережения. Рекомендации по составу перспективной схемы водоотведения приведены в пункте 47 настоящих Методических рекомендаций.

37. В составе раздела 10 Перспективная схема обращения с твердыми бытовыми отходами Обосновывающих материалов рекомендуется привести обоснование перечня необходимых проектов, обеспечивающих утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов в соответствии со спросом по всем годам, а также все целевые показатели из раздела 5 Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей программного документа, а также описать технические параметры показателей и для каждого проекта - расчет необходимых затрат (по статьям) и ожидаемых эффектов (в натуральном выражении и в рублях).

Для обоснования проектов могут быть использованы подтверждающие материалы либо разрабатываться в составе программы перспективная схема обращения с отходами. В этом случае схема обращения с отходами корректируется (рассчитывается) с учетом произведенного в программе прогноза спроса. Рекомендации по составу перспективной схемы обращения с отходами приведены в пункте 49 настоящих Методических рекомендаций.

38. В составе раздела 11 Общая программа проектов Обосновывающих материалов рекомендуется представить совокупную программу инвестиционных проектов по всем системам ресурсоснабжения, в области энергоресурсосбережения (включая установку приборов учета), обоснованных в разделах 6 - 10 Обосновывающих материалов.

39. В составе раздела 12 Финансовые потребности для реализации программы Обосновывающих материалов рекомендуется привести обоснование ежегодной динамики:

а) совокупной потребности в капитальных вложениях для реализации всей программы инвестиционных проектов;

б) величины изменения совокупных эксплуатационных затрат по каждой системе в целом в связи с реализацией проектов, в том числе:

- снижения эксплуатационных затрат за счет эффектов от экономии топлива, энергии, других ресурсов, снижения затрат на ремонты, снижения затрат на заработную плату;

- увеличения затрат за счет увеличения амортизационных отчислений.

Рекомендуется сделать выводы (по каждому коммунальному ресурсу) о том, компенсируется ли рост стоимости ресурса получаемыми эффектами на протяжении прогнозного периода. На основании этой информации, с учетом принятия условной величины стоимости инвестиций (например, равной ставке процента за долгосрочный кредит ОАО Сбербанк России или других кредитных организаций), рекомендуется сделать предварительный вывод о том, возможно ли окупить проект за счет полученных эффектов.

40. В составе раздела 13 Организация реализации проектов Обосновывающих материалов приводятся различные варианты организации проектов (групп проектов), вошедших в общую программу проектов. Прежде всего рекомендуется рассматривать следующие варианты организации проектов:

- проекты, реализуемые действующими на территории поселения, городского округа организациями;

- проекты, выставляемые на конкурс для привлечения сторонних инвесторов (в том числе по договору концессии);

- проекты, для реализации которых создаются организации с участием поселения, городского округа;

- проекты, для реализации которых создаются организации с участием действующих ресурсоснабжающих организаций.

Рекомендуется провести анализ достоинств и недостатков этих вариантов исходя из критерия минимизации стоимости ресурсов для потребителей.

41. В составе раздела 14 Программы инвестиционных проектов, тариф и плата (тариф) за подключение (присоединение) Обосновывающих материалов рекомендуется:

а) сформировать группы проектов по следующим признакам:

- нацеленные на присоединение новых потребителей;

- обеспечивающие повышение надежности ресурсоснабжения;

- обеспечивающие выполнение экологических требований;

- обеспечивающие выполнение требований законодательства об энергосбережении;

- высокоэффективные проекты (со сроками окупаемости за счет получаемых эффектов при принятой средней стоимости инвестиций до 7 лет);

- проекты с длительным сроком окупаемости (со сроками окупаемости от 7 до 15 лет за счет получаемых эффектов при принятой средней стоимости инвестиций);

- проекты со сроками окупаемости более 15 лет;

б) по каждой группе проектов привести обоснование источников финансирования на всем прогнозном периоде, в том числе бюджетов разных уровней, кредитов (с указанием условий предоставления кредитов, при наличии предварительных договоренностей - с наименованием банков), средств частных инвесторов (в том числе по договору концессии), дополнительной эмиссии акций, собственных источников;

в) сделать оценку совокупных инвестиционных и эксплуатационных затрат по каждой организации коммунального комплекса, по которой имеются проекты, на всем прогнозном периоде;

г) сделать оценку уровней тарифов на каждый коммунальный ресурс, а также размера платы (тарифа) за подключение (присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры, необходимых для реализации проектов, на всем прогнозном периоде.

42. В разделе 15 Прогноз расходов населения на коммунальные ресурсы, расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии, проверка доступности тарифов на коммунальные услуги Обосновывающих материалов рекомендуется привести:

- расчет прогнозного совокупного платежа населения поселения, городского округа за коммунальные ресурсы на основе прогноза спроса с учетом энергоресурсосбережения и тарифов (платы (тарифа) за подключение (присоединение)) без учета льгот и субсидий;

- сопоставление прогнозного совокупного платежа населения за коммунальные ресурсы с прогнозами доходов населения по доходным группам и расчет прогнозной потребности в социальной поддержке и размера субсидий на оплату коммунальных услуг, с учетом действующих федеральных и региональных стандартов максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, федеральных и региональных стандартов социальной нормы площади жилого помещения, действующих нормативных документов о порядке определения размера субсидий на оплату коммунальных услуг;

- проверку доступности тарифов на коммунальные услуги для населения для каждого года периода, на который разрабатывается программа путем сопоставления рассчитанных показателей и критериев доступности.

В случае несоответствия рассчитанных тарифов на коммунальные услуги одному или более критериям доступности осуществляется корректировка программы одним или несколькими из указанных способов:

- изменение порядка реализации проектов долгосрочной инвестиционной программы с целью снижения совокупных затрат на ее реализацию;

- изменение источников финансирования долгосрочной инвестиционной программы за счет увеличения доли бюджетных источников;

- изменение состава долгосрочной инвестиционной программы.

Программа не считается обоснованной, если ее параметры не соответствуют критериям доступности.

43. Раздел 16 Модель для расчета программы Обосновывающих материалов включает описание моделей, с помощью которых осуществляются все расчеты и обоснования по программе.

Рекомендуется все обоснования и расчеты по программе осуществлять только с помощью электронных моделей. Модели могут быть произвольного формата и применять любые программные средства.