Реформа контроля и надзора: обзор нового закона

31 июля президент подписал масштабный закон, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи документа: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям больше гарантий при взаимодействии с органами.

В этот же день подписан закон об обязательных требованиях и "регуляторной гильотине". Подробнее о нем читайте в нашем отдельном обзоре.

Когда заработает реформа и какие сферы контроля не затронет

Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года (ч. 1 ст. 98 Закона).

Она не распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона):

  • на контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
  • за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
  • в сфере корпоративных отношений в АО;
  • в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ;
  • за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
  • в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
  • за соблюдением антимонопольного законодательства.

Онлайн-взаимодействие с проверяющими

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна (ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Закона).

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля (ч. 6 и 7 ст. 21, а также ч. 10 ст. 98 Закона).

Подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Закона).

Профилактика нарушений

Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Закона). Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Закона);
  • самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Закона);
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Закона).

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

Федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации (ст. 54 Закона).

Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО (ст. 55 Закона). Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:

  • данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;
  • СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Закон также упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда (п. 6 ч. 7 ст. 23 и ч. 9 ст. 25 Закона).

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих закон предусматривает следующие мероприятия:

  • мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Закона). В остальном эти два мероприятия похожи;
  • выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Закона);
  • инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Закона);
  • выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Закона).

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Закона). Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Отметим новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона).

Сокращение сроков проведения проверок

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона). Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (ст. 91 Закона). Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

В законе перечислены 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

Документ: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Больше материалов по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс. Зарегистрируйся и получи пробный доступ