Все новости
25 марта
Создание организациями добровольных пожарных подразделений предлагают упростить
25 марта
Обновили формы обоснований для сметы федеральных казенных учреждений
25 марта
Порядок подтверждения деятельности для взносов на травматизм скорректировали
25 марта
Обзор новых антикризисных мер за 18 – 24 марта
24 марта
О каких изменениях законодательства нужно знать гражданам в II квартале 2023 года
24 марта
Продажа ряда ценных бумаг неквалифицированным инвесторам: временный запрет действует до 1 октября
24 марта
Ошибки в декларации: суд указал, что решение выносят с учетом всех поданных документов и пояснений
24 марта
По соцвыплатам, введенным для ряда медиков с 1 января 2023 года, выпустили разъяснения
24 марта
Суд: антикризисные меры об обязательствах перед иностранными лицами входят в публичный порядок РФ
24 марта
ЖНВЛП: стационарам пояснили, как избежать штрафа при назначении препаратов не из перечня
24 марта
НДФЛ и взносы: дали рекомендации по заполнению платежек и уведомлений об исчисленных суммах
24 марта
Взносы на травматизм: разработали формы заявлений об отсрочке, о зачете и возврате
24 марта
Езда с превышением габаритов или массы грузовиков: поправки к КоАП РФ прошли третье чтение
24 марта
При прекращении срочного договора с мобилизованным окончательный расчет не производят
24 марта
Отчеты в службу занятости: работодателям напомнили о порядке и сроках подачи сведений
24 марта
Национальный режим по Закону N 44-ФЗ: инвалидные электроколяски предлагают закупать иначе
23 марта
Сдачу квартир посуточно нельзя всегда приравнивать к гостиничным услугам, отметил КС РФ
23 марта
Топ-5 судебных споров для плательщиков налога на землю: июнь 2022 года – февраль 2023 года
23 марта
Хотят разрешить изменять основание увольнения чиновника, если его не успели наказать за коррупцию
23 марта
Платежка по НДФЛ в 2023 году: налоговым агентам разъяснили, как указывать периоды
23 марта
ОМС: клиника не вправе брать у пациента плату за анестезию, решил суд
23 марта
Налогоплательщики на АУСН в личном кабинете найдут информацию о подаче сведений в СФР
23 марта
В сфере аккредитации и оценки соответствия продукции приняли ряд антикризисных мер
23 марта
Приватизация движимого имущества: назвали объекты, которые субъекты МСП не вправе выкупить упрощенно
23 марта
Налог на имущество за 2022 год: указали, когда не нужно подавать уведомление об исчисленной сумме
23 марта
Пояснили, как считать совокупные расходы для правила 5% по НДС
23 марта
Перечень творческих профессий и должностей предлагают расширить
23 марта
Наличие устранимых недостатков не повод отказать в приемке и оплате по госконтракту, напомнили суды
22 марта
Для летних кафе и ряда иных объектов введут послабление по установке на публичных землях
22 марта
Суд потребовал возместить госслужащему-северянину плату за 2 места в самолете для ребенка-инвалида
22 марта
Декларацию по УСН за 2022 год в апреле примут и по новой форме
22 марта
Правила изготовления лекарств в аптеках хотят обновить
22 марта
Уведомление об исчисленных налогах: указали на ошибки при его формировании
22 марта
Какие важные изменения ждут юриста в II квартале 2023 года
22 марта
Доходы иностранных компаний от источников в России: разъяснили правила налогообложения
22 марта
Рекомендуемые формы для составления плана ФХД федеральных учреждений актуализировали
22 марта
При сокращении сотрудника с разъездной работой нужно предлагать вакансии по всей стране, решил суд
22 марта
Суды: ошибки проектировщика не освобождают застройщика от гарантийного ремонта по госконтракту
21 марта
Фармакопея ЕАЭС: новые требования вступают в силу в апреле
21 марта
Суд: руководителя учреждения нельзя оштрафовать за ошибки в бухучете, если нет его вины
21 марта
Вентиляция и кондиционирование: налог на имущество организаций суд решил не начислять
21 марта
Срок рассмотрения претензии к почте теперь могут продлить
21 марта
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за февраль
21 марта
Страхование вкладов: заявлять о возмещении разрешат по-новому с 19 марта 2024 года
21 марта
Курсовые разницы в 2022, 2023, 2024 годах и налог на прибыль: назвали нюанс учета при замене валюты
21 марта
Хотят утвердить программу разработки ФСБУ госфинансов на 2023 – 2026 годы
21 марта
Заявку отклонили за несоответствие товара сайту производителя — УФАС нашло нарушение Закона N 223-ФЗ
10 июня 2019

С 9 июня бюджетников штрафуют по новым нормам КоАП РФ

Вступил в силу закон, которым, по сути, переписаны статьи КоАП РФ об административной ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы.

Рассмотрим изменения подробнее.

Кого касаются изменения?

Закон разграничивает составы правонарушений в области бухучета и отчетности по субъектам.

Отдельные статьи должны применяться в отношении должностных лиц следующих организаций (далее — организации бюджетной сферы):

  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • органов управления внебюджетными фондами (в том числе территориальными);
  • иных организаций, которые осуществляют бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета или составлению бюджетной отчетности.

Как меняются составы?

За грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ теперь наказывают должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы. Размер штрафа остался прежним: от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы применяются специальные "бюджетные" составы. Ранее в специальной норме упоминалась бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности не было, поэтому применяли общий порядок.

По специальной норме штрафуют должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Статью 15.15.6 КоАП РФ разделили на части.

Первая часть касается только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст ранее действующей редакции дополнен нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности.

Другие части статьи касаются представления недостоверной отчетности.

Искажение показателей отчетности теперь разделяют на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения зависит мера ответственности, в том числе при повторном нарушении.

Ранее должностное лицо можно было привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составлял от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Вместо этого состава введено несколько новых. Мера ответственности различается в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.

Критерии для определения степени искажения показателей перечислены в примечании к статье КоАП РФ. Для незначительного и значительного искажения учитываются только числовые значения, а вот для грубого нарушения требований к учету предусмотрены дополнительные критерии.

Для оценки степени искажения применяется любой из критериев, указанных в следующей таблице.

Нарушение

Искажение денежного показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Занижение сумм налогов, взносов и сборов из-за искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Иные критерии

Незначительное искажение

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения не превышает 100 тыс. руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Не превышает 100 тыс. руб.

Отсутствуют

Значительное искажение

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма превышает 1 млн руб.

Более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Отсутствуют

Грубое нарушение требований к учету, в том числе к отчетности

  • Более чем на 10%;
  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 1 млн руб.

Более 1 млн руб.

  • Искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, которые не подтверждены регистрами бухучета и первичными документами;
  • регистрация в регистрах бухучета мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;
  • отсутствие первичных документов, регистров, отчетности или аудиторского заключения, если оно обязательно, в течение сроков хранения

Обратите внимание: названные критерии отличаются от тех, которые уже были установлены или предлагались Минфином ранее. Степень значимости искажений показателей отчетности определяется, например:

Прежняя редакция КоАП РФНовая редакция КоАП РФ

Состав

Наказание

Состав

Наказание

Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для проектов бюджетов и их исполнения, непредставление или несвоевременное представление бюджетной отчетности, формирование и представление сведений с нарушением установленных требований

Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с незначительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 5 тыс. до 15 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности со значительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (за повторное нарушение от 15 тыс. до 30 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с грубым искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 30 до 50 тыс. руб.)

Для нарушений в сфере бюджетного учета ассигнований, ЛБО и обязательств используются разные составы, также добавлен новый состав для ГРБС. Размер штрафов оставили прежним.

Ранее должностные лица отвечали по одной статье за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств. Эти составы разделили по разным частям данной статьи.

Так, могут штрафовать должностных лиц:

  • ГРБС — за нарушение порядка формирования или представления обоснований бюджетных ассигнований (новый состав);
  • казенных учреждений — за нарушение порядка работы с бюджетными сметами (состав применялся и ранее);
  • ПБС — за нарушение более чем на 10 рабочих дней срока постановки на учет обязательств или внесения в них изменений (новая формулировка состава).

За все указанные нарушения штраф остался прежним: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Когда должностные лица могут избежать ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности?

Теперь не оштрафуют бухгалтеров, а также тех, с кем заключен договор на ведение учета, если искажения допущены по следующим причинам:

  • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
  • первичные документы для регистрации в регистрах не были переданы или были переданы с опозданием.

Кроме того, предусмотрены случаи, когда должностные лица освобождаются от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.

Во-первых, это возможно, если подана уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени. Обязательное требование: должны быть соблюдены условия НК РФ.

Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:

1) до принятия отчетности финорганом, ГРБС, органом с функциями и полномочиями учредителя или иным лицом, которое ответственно за формирование консолидированной отчетности;

2) после принятия отчетности, но до момента, когда орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибки;

3) после проведения уполномоченным органом проверки отчетности, которая не выявила исправляемые ошибки.