Новое в российском законодательстве (ежедневно)

17 февраля 2022 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Подписан закон, устанавливающий штрафы за нарушение запрета на переводы в адрес нелегальных казино и не прошедших процедуру "заземления" иностранных IT-компаний

Требование пройти процедуру "заземления" предусмотрено ранее принятым Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ, в соответствии с которым иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети "Интернет" на территории РФ, обязано выполнить ряд установленных требований, в том числе создать на территории РФ филиал (открыть представительство, учредить российское юрлицо) и обеспечить их функционирование на территории РФ.

Настоящим законом вводятся административные штрафы за переводы в пользу нелегальных казино, операторов азартных игр, а также за переводы в адрес указанных выше иностранных лиц, не выполнивших установленные требования, если был введен запрет на такие переводы.

Так, например, в случае совершения правонарушения платежным агентом, оператором связи или оператором почтовой связи административный штраф на должностных лиц может составить от 100 до 500 тысяч рублей; на юрлиц - от 25 до 40 процентов суммы принятого платежа, но не менее 5 миллионов рублей.

Увеличены предельные значения выручки хозяйствующих субъектов в целях снижения антимонопольного контроля

Поправки, увеличивающие с 400 миллионов до 800 миллионов рублей размер выручки за последний календарный год хозяйствующих субъектов, внесены в статьи Федерального закона "О защите конкуренции", регламентирующие доминирующее положение, запрет соглашений между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, осуществляемые с предварительного согласия антимонопольного органа, а также в положения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающие порядок применения антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров.

С 1 марта 2022 года устанавливается форма проверочного листа, применяемого при госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Определено, что проверочный лист применяется при проведении плановой выездной проверки.

Приказ включает перечень контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, а также реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми эти требования устанавливаются.

Утверждена новая форма проверочного листа, применяемого Росстандартом при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора)

В проверочный лист включены три основных блока вопросов:

осуществляется ли юридическим лицом или ИП деятельность, подлежащая уведомлению о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

выполняются ли контролируемым лицом измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

соблюдаются ли аттестованные методики (методы) измерений, не предназначенные для выполнения прямых измерений, сведения о которых переданы в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Предмет планового контрольного (надзорного) мероприятия ограничивается списком вопросов, отражающих содержание обязательных требований, изложенных в форме проверочного листа.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстандарта от 10 декабря 2018 г. N 2614.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Снято ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Соответствующие изменения внесены в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, которой устанавливаются ограничения оборотоспособности земельных участков.

С 1 июля 2022 года для малого и среднего бизнеса вырастет плата за подключение к электросетям

Предусмотрено, в частности, что с указанной даты размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики - не может составлять более чем 50% от величины указанных расходов, а с 1 января 2023 г. - 100%.

За Правительством РФ закрепляется установление особенностей определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и применения этой платы.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

К ветеранам боевых действий отнесены прокуроры, а также сотрудники СКР, исполнявшие свои служебные обязанности в зонах вооруженных конфликтов в Чечне и на территории Северо-Кавказского региона

Изменения, внесенные в закон о ветеранах, позволят предоставить указанным категориям лиц право на дополнительные меры социальной поддержки.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В указанном перечне:

- в позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8419 89 989 0, слова "этилена и пропилена" заменены словами "этилена и пропилена; оборудование комплектной установки пиролиза";

- в позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8477 20 000 0, слова "оболочки GT-120 мм+120 мм" заменены словами "оболочки GT-120 мм+120 мм; оборудование установки по производству полиэтилена высокой плотности ПЭВП мощностью 700 тыс. тонн в год; оборудование установки по производству линейного полиэтилена низкой плотности/полиэтилена высокой плотности (ЛПЭНП/ПЭВП) мощностью 800 тыс. тонн в год";

- позиция, классифицируемая кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8479 89 970 8, изложена в следующей редакции:

"8479 89 970 7 Оборудование комплексной установки по производству карбамида; оборудование комплекса производства аммиака и карбамида".

Утвержден новый формат уведомления, направляемого в налоговые органы, о максимальных розничных ценах на табачные изделия

Приказ утвержден в соответствии с изменениями, внесенными в статью 187.1 НК РФ, предусматривающими исключение из уведомления сведений о минимальных розничных ценах на табачные изделия. Кроме того, данное уведомление теперь представляется только в электронной форме.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.03.2014 N ММВ-7-3/120@, которым были утверждены форма и формат уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия.

Обновлена декларация по акцизам на нефтепродукты, автомобили и мотоциклы

Приказ разработан в связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 15.10.2020 N 321-ФЗ, которым введены новые подакцизные товары: этан и сжиженные углеводородные газы.

В этой связи приказом утверждаются: новая форма налоговой декларации по акцизам; формат ее представления в электронном виде; порядок заполнения налоговой декларации.

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования. Налоговая декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления приказа в силу.

Утрачивает силу Приказ ФНС России от 13.10.2020 N ЕД-7-3/747@.

Скорректирован срок входящей регистрации пояснений и документов, представленных организацией, получившей сообщения об исчисленных суммах транспортного, земельного налогов и налога на имущество

Ранее в письме ФНС России от 09.02.2022 N БС-4-21/1537@ сообщалось, что пояснения и документы, представленные налогоплательщиком, подлежат входящей регистрации не позднее чем в трехдневный срок со дня их поступления.

Теперь уточнено: такие пояснения и документы подлежат регистрации в срок, предусмотренный пунктом 2 Типовой инструкции, утвержденной Приказом ФНС России от 01.07.2014 N ММВ-7-10/346@.

Налогоплательщик не вправе отказаться от уже полученного налогового вычета по расходам на покупку жилья, а также передать право на получение остатка вычета другим лицам

При рассмотрении жалобы налогоплательщика ФНС указала, что налоговая инспекция правомерно отказала налогоплательщику в предоставлении имущественного налогового вычета на часть доли супруга в приобретенном имуществе, поскольку ранее заявителю был в полном объеме предоставлен такой вычет.

Возможность отказа от уже полученного имущественного вычета действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, процентные и долевые соотношения для получения вычета определяются единожды и пересмотр этих параметров в дальнейшем законодательством не предусмотрен.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

В закон о защите конкуренции внесены изменения, направленные на деофшоризацию российской экономики и развитие специальных административных районов

Установлено, что бенефициары, которые после 17 марта 2014 года утратили контроль над иностранными компаниями, зарегистрированными в порядке редомициляции на территории специальных административных районов в РФ, смогут восстановить его без дополнительного согласования с ФАС России. Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

сведения о бенефициарном владельце должны быть представлены при государственной регистрации юрлица в порядке редомицияции;

сделки, влекущие установление утраченного контроля, осуществляются в течение 10 лет с даты такой государственной регистрации и влекут за собой установление контроля в том же объеме, который существовал до его утраты.

Кроме того, изменения внесены также в Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Он дополнен статьей 10.2, закрепляющей упрощенный порядок согласования сделок по установлению бенефициаром утраченного контроля над иностранной компанией, осуществляющей контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение.

Внесены изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР

Из перечня исключен ряд позиций, касающихся, в частности, администрирования поступлений Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФСБ России, и включены позиции, классифицируемые кодом 322 - ФССП России.

Постановление вступает в силу с 18 апреля 2022 г.

В СФ РФ направлен законопроект, предусматривающий обращение в доход государства денежных средств чиновников, в отношении которых не представлены сведения о законности их получения

Законопроектом предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях лица, замещающего должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Устанавливается порядок проведения прокурорских проверок достоверности представленных сведений о законности получения соответствующих денежных средств.

Нижний предел суммы денежных средств, в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие законность их получения, при котором органы прокуратуры должны будут обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации соответствующей денежной суммы, предлагается установить в сумме 10 000 рублей.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банковским платежным агентам предоставят право принимать денежные средства от юрлиц и ИП для зачисления на их банковские счета

В настоящее время законодательство предусматривает право банковских платежных агентов (субагентов) осуществлять прием наличных денежных средств только от физических лиц.

Законопроектом предусмотрено расширение данной функции путем распространения права на прием наличности от юрлиц, ИП, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Предлагается продлить запрет на заключение отдельных договоров и сделок кредитными или некредитными финансовыми организациями с клиентом - физическим лицом, не являющимся квалифицированным инвестором

Законопроектом предусматривается продление действия временных ограничений, установленных частями 12 и 13 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2021 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 апреля 2022 года до 1 апреля 2024 года.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Закон о ККТ не ограничивает организации и ИП в направлении кассового чека или бланка строгой отчетности на абонентский номер покупателя с помощью сервиса обмена сообщениями

Также отмечено, что в случае направления кассового чека (БСО) на абонентский номер либо адрес электронной почты указанные фискальные документы могут не печататься на бумажном носителе.

Порядок получения согласия у покупателя (клиента) для направления кассового чека (БСО) в электронной форме, а также запрет на повторное формирование фискальных документов на бумажном носителе законом о ККТ не предусмотрены.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года

В дополнение к письму от 7 февраля 2022 г. N 4153-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

С 1 марта 2022 г. обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности

Внесены поправки, связанные с развитием реестровой модели, проведением оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия, а также установлением возможности осуществления лицензируемого вида деятельности иностранными юридическими лицами.

С 1 марта 2022 г. актуализируется порядок лицензирования космической деятельности

Внесены поправки с целью реализации федеральных законов от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

С 1 сентября 2022 г. устанавливается новый порядок лицензирования космической деятельности

Лицензирование осуществляет Госкорпорация "Роскосмос".

Предусмотрен порядок осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за космической деятельностью.

Признаны утратившими силу акты Правительства РФ и их положения, которыми регулируются аналогичные правоотношения.

С 1 марта 2022 г. устанавливаются формы оценочных листов, содержащих контрольные вопросы, отражающие оценку соответствия лицензионным требованиям при осуществлении отдельных видов деятельности в сфере пожарной безопасности

Утверждены формы оценочных листов, содержащих список контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Минфином России разъяснены особенности применения положений закона о контрактной системе в редакции от 2 июля 2021 года

В частности, даны разъяснения по следующим вопросам:

о заключении контрактов по результатам проведения совместных конкурсов или аукционов, если стороной соглашения об их проведении является уполномоченный орган, уполномоченное учреждение;

о преимуществах субъектам малого предпринимательства и СОНКО при участии в закупках;

о применении типовых контрактов и типовых условий контрактов, утвержденных до 1 января 2022 года;

о последствиях признания открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;

об оценке заявок по критерию оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ".

Письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Даны разъяснения о подтверждении соответствия ввозимых на территорию ЕАЭС запасных частей

Сообщается, в частности, что, если продукция является запасными частями, которые не распространяется на таможенной территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности, или комплектующими (компонентами, сырьем и (или) материалами), ввозимыми для производства (изготовления) продукции или иного использования (например, сервисного обслуживания станков) исключительно для целей декларанта, а также если требование подтверждения соответствия к объекту технического регулирования (запасным частям, комплектующим, компонентам, сырью и (или) материалам) прямо не предусмотрено соответствующим техническим регламентом, подтверждение соблюдения мер технического регулирования в отношении нее не требуется.

Необходимо учитывать, что подтверждение соответствия требуется, если такое требование к объекту технического регулирования, являющимися запасными частями, комплектующим, компонентам, сырью и (или) материалам, прямо предусмотрено соответствующим техническим регламентом.

Так, например, отдельные запасные части (комплектующие) являются объектами регулирования технических регламентов Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011) и "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденных Решениями Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 879 и от 16 августа 2011 г. N 768 соответственно, и могут выпускаться в обращение на таможенной территории Союза, в том числе ввозиться на таможенную территорию Союза, только при условии, что они прошло необходимые процедуры оценки соответствия, установленные указанными техническими регламентами.

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2022 года

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

нефть сырая - 58,3 доллара США;

мазут, битум нефтяной - 58,3 доллара США;

легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, масла смазочные - 17,4 доллара США;

прямогонный бензин - 32,0 доллара США;

бензины товарные - 17,4 доллара США.

Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 января 2022 г. по 14 февраля 2022 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 669,5 доллара США за тонну.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Утверждены правила подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства

Правила определяют порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В плане проведения лесоустройства указываются:

местоположение и наименование объекта лесоустройства (субъект РФ, лесничество, участковое лесничество);

площадь объекта лесоустройства;

год проведения мероприятия по лесоустройству в отношении объекта лесоустройства;

наименование мероприятия по лесоустройству в отношении объекта лесоустройства.

План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается и утверждается Рослесхозом, а в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, - органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые Правила лесоразведения

Реализованы положения Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Установлены состав, порядок согласования проекта лесоразведения, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесоразведения, форма проекта лесоразведения.

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 года. Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 541.

С 1 сентября 2022 г. применяются актуализированные виды лесосечных работ, порядок их выполнения

Также обновлены:

форма технологической карты лесосечных работ;

форма акта заключительного осмотра лесосеки;

порядок заключительного осмотра лесосеки.

Признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 27.06.2016 N 367, регулирующий аналогичные правоотношения.

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 года.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Утвержден перечень вопросов, применяемых при проведении квалификационного экзамена для подтверждения наличия у претендента специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проектирования

Приводятся вопросы в области проектирования, в частности:

систем пожаротушения;

систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре;

систем противопожарного водоснабжения;

автоматических систем противодымной вентиляции;

автоматических систем передачи извещений о пожаре;

противопожарных занавесов и завес.

Актуализирована процедура аттестации должностных лиц на осуществление деятельности в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности)

Утверждены:

Положение об аттестационной комиссии территориального органа МЧС России, специально уполномоченного решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

Требования к проведению квалификационного экзамена по проверке наличия у должностного лица, осуществляющего деятельность в области оценки пожарного риска, специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

Порядок рассмотрения заявления о несогласии с результатами квалификационного экзамена по проверке наличия у должностного лица, осуществляющего деятельность в области оценки пожарного риска, специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

Требования к формированию и ведению реестра должностных лиц, аттестованных на осуществление деятельности в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

форма выписки из реестра должностных лиц, аттестованных на осуществление деятельности в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Аналогичный Приказ МЧС России от 18 января 2019 года N 23 признан утратившим силу.

Госдумой принят закон об ограничении количества гражданского оружия, которое россиянам разрешается иметь в собственности

В частности, согласно этому закону не разрешается иметь в собственности свыше следующего количества гражданского оружия отдельных категорий, если оно не является предметом коллекционирования, в том числе: 5 единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; 10 единиц общего количества охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом (при наличии у гражданина права на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом); 5 единиц спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом; 5 единиц охотничьего метательного стрелкового оружия; 2 единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения.

ПРАВОСУДИЕ

Уточнен порядок выплаты компенсационного вознаграждения присяжным заседателям

Поскольку ранее законодательством РФ не были установлены порядок и срок выплаты компенсационного вознаграждения присяжным заседателям, оно осуществлялось со значительной задержкой.

В целях исключения таких ситуаций теперь закреплено, что порядок выплаты устанавливается Правительством РФ.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Конституционным Судом РФ обобщены постановления и наиболее важные определения, принятые им в четвертом квартале 2021 года

В обзоре приводятся решения по конституционным основам:

публичного права (в частности, выявлен смысл пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ);

трудового законодательства и социальной защиты (в числе прочего дана оценка конституционности части пятой статьи 157 Трудового кодекса РФ);

частного права (в том числе дана оценка конституционности абзаца третьего статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, части пятой статьи 135 и части первой статьи 138 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

уголовной юстиции (в частности, дана оценка конституционности статей 416 и 417 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

Президиум Верховного Суда РФ представил четвертый обзор судебной практики в 2021 году

Обзор включает в себя правовые позиции по разрешению споров, связанных с исполнением обязательств, споров, возникающих вследствие причинения вреда, возникающих в сфере финансовых услуг, связанных с управлением многоквартирным домом, возникающих в сфере социальных отношений и пр.

Рассмотрены в том числе практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), законодательства о юридических лицах, гражданского законодательства, законодательства об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг, земельного законодательства, законодательства о государственных и корпоративных закупках, законодательства о налогах и сборах и др.

Также даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим в судебной практике.