Новое в российском законодательстве (ежедневно)

30 июня 2021 года

КОРОНАВИРУС

"Заседание президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" (информация с официального сайта Правительства РФ от 29.06.2021)

Роспотребнадзор предлагает запретить проведение всех массовых мероприятий в субъектах РФ с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией

Отмечается, что массовые мероприятия проводятся в целом ряде субъектов, несмотря на четко определенные критерии. Причем массовые мероприятия проводятся в тех субъектах, где эпидемиологическая обстановка не позволяет этого делать. Также и политические мероприятия в закрытых помещениях проводятся без соблюдения должных требований - без масок, без соблюдения социальной дистанции. В этой связи Роспотребнадзор подготовил проект постановления Главного государственного санитарного врача, в котором указаны требования о соблюдении всех правил в зависимости от эпидемиологической ситуации, от уровня заболеваемости и целого ряда показателей в разных субъектах РФ.

В 68 субъектах сохраняется запрет на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий, и за последние две недели этот запрет вернули еще 13 субъектов РФ. В 65 субъектах сохраняются ограничительные мероприятия для лиц 65+ и больных хроническими заболеваниями, и за две недели этот запрет вновь введен еще в четырех субъектах.

В Московской области разрешили проведение мероприятий при отсутствии у части зрителей QR-кода

Согласно поправкам проведение спортивных, физкультурных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием зрителей при отсутствии у части зрителей специального QR-кода возможно:

в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:

обеспечение соблюдения между зрителями социальной дистанции 1,5 метра;

вход на мероприятие только при наличии билета с указанием места;

предельное количество зрителей - 50 человек одновременно.

На открытом воздухе проведение указанных мероприятий возможно только при одновременном выполнении следующих условий:

обеспечение соблюдения между зрителями социальной дистанции 1,5 метра;

вход на мероприятие при наличии билета с указанием места;

предельное количество зрителей - 500 человек одновременно.

Кроме того, в частности, с 28 июня 2021 года без обязательного предъявления специального QR-кода не допускается в том числе:

посещение гражданами спортивных, физкультурных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий, за исключением вышеуказанных случаев;

посещение гражданами организаций, оказывающих услуги общественного питания, за исключением доставки заказов и (или) обслуживания навынос без размещения за столиками, оказания гражданам услуг общественного питания в сезонных летних кафе (на летних верандах);

посещение гражданами организаций, оказывающих услуги детских игровых комнат, аттракционов, зоопарков и т.д.

"Сергей Собянин утвердил пакет мер антикризисной поддержки предприятий общепита" (информация с официального сайта Мэра Москвы от 29.06.2021)

Правительство Москвы утвердило пакет дополнительных мер поддержки предприятий общественного питания

Так, предприятия общественного питания получат отсрочку по уплате арендных платежей за третий квартал 2021-го. Это касается помещений, арендуемых у города. Срок уплаты переносится до конца года.

Предприятия общепита также включили в программу предоставления субсидий малому и среднему бизнесу. Максимальный размер субсидии - один миллион рублей. Эту сумму можно потратить на приобретение или лизинг оборудования, уплату коммунальных платежей, процентов по кредитам на развитие бизнеса, компенсацию затрат на мероприятия по профилактике новой коронавирусной инфекции (не более 15 тысяч рублей), покупку средств индивидуальной защиты для сотрудников (не более 6,5 тысячи рублей на одного человека).

Получатели субсидии обязаны выполнять требование главного государственного санитарного врача по Москве по поводу проведения обязательной вакцинации персонала. Помимо этого, надо соблюдать ограничения, установленные указом Мэра Москвы.

Некоторые предприятия общепита смогут получить льготные кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Главные условия - не относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, иметь годовую выручку не более двух миллиардов рублей, быть зарегистрированными в Москве.

Максимальный размер конечной ставки для заемщика составит шесть процентов. Размер компенсации по недополученным доходам банка - четыре процента. Максимальный размер кредита - 500 миллионов рублей. Срок субсидирования процентной ставки - 12 месяцев. Программа будет действовать до 31 декабря 2021 года.

До 31 декабря продлевается программа предоставления льготных стабилизационных кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса. Согласно этой программе предприятия МСП, работающие в одной или нескольких приоритетных отраслях, могут получить кредит с максимальной ставкой для заемщика семь процентов. Размер компенсации по недополученным доходам банка - до восьми процентов.

Кредит можно получить на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Его максимальный размер увеличен до 100 миллионов рублей, а срок субсидирования процентной ставки - до 24 месяцев.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 июля 2021 года вступает в силу положение, регламентирующее проведение федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания

Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) в отношении следующих контролируемых лиц:

организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации.

При осуществлении государственного контроля (надзора) объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска: высокий риск; средний риск; низкий риск.

Критериями отнесения к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:

наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;

предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

Федеральной службой по труду и занятости ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В рамках профилактики могут проводиться, в частности следующие мероприятия: объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся посредством проведения следующих мероприятий: инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.

Актуализирована Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации (СМ N 04.1-9.0014). Версия 04. Июнь 2021 г.

Настоящая политика вводится взамен документа СМ N 04.1-9.0014 (вер. 03).

Политика определяет порядок использования знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, а также порядок выдачи разрешения и использования аккредитованными лицами в национальной системе аккредитации комбинированного знака национальной системы аккредитации.

Политика предназначена для сотрудников Росаккредитации, экспертов по аккредитации, технических экспертов, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных или претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации.

Настоящая политика вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня ее утверждения.

С 1 июля 2021 года досудебный порядок обжалования решений обязателен для федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц

Отмечается, что в рамках досудебного обжалования аккредитованному лицу предоставлена возможность взаимодействовать с Росаккредитацией в электронной форме через портал госуслуг. Это сокращает время рассмотрения жалобы (не более 20 рабочих дней), делает взаимодействие заявителя и ведомства удобным и прозрачным.

Основанием для жалобы может быть нарушение процедуры проверки и (или) порядка ее назначения, а также несогласие проверяемого с мерами, назначенными в отношении него контролирующим органом, нарушениями, отраженными в акте проверки, действиями должностного лица в рамках проверки.

Подать обращение для досудебного обжалования можно на портале госуслуг с помощью сервиса "Жалоба на решение контрольного органа". Для этого нужно авторизоваться на портале, заполнить форму с указанием номера проверки из Единого реестра проверок или раздела личного кабинета портала госуслуг "Контроль и надзор", отправить жалобу, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Положение об учете федерального имущества приведено в соответствие с действующим законодательством

Указанное положение изложено в новой редакции. Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, содержащего сведения о федеральном имуществе, а также требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, если иное не установлено указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Постановление вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Даны разъяснения по вопросу оформления залогового билета в случае изменения срока действия договора займа

В соответствии с частями 4, 5 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Форма залогового билета устанавливается нормативным актом Банка России. Залоговый билет должен содержать условия договора потребительского займа, соответствующие Федеральному закону от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ).

Принимая во внимание, что согласно части 14 статьи 5 Закона N 353-ФЗ изменение индивидуальных условий и общих условий договора потребительского займа осуществляется с соблюдением требований, установленных Законом N 353-ФЗ, Банк России полагает, что в случае изменения срока действия договора потребительского займа требуется оформление нового залогового билета (с внесением соответствующих изменений в раздел I залогового билета).

29 июня 2021 года вступает в силу закон, который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Речь идет о Федеральном законе от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Отмечается, что реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.

Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.

Для правообладателей реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.

Действие нового закона в том числе распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости на территориях Республики Крым и города Севастополя, где действуют определенные особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

По итогам 2019 - 2020 годов в перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда включены 18 субъектов РФ

Такими субъектами являются: Республика Карелия, Республика Коми, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Пермский край, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Томская область.

Указанный перечень формируется ежегодно Минтрудом России и направляется в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Конституционный Суд РФ признал право на получение материнского (семейного) капитала отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью и усыновленных впоследствии его супругой

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей":

не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она не предоставляет по общему правилу права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью;

не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не предоставляет права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что федеральный законодатель не учел, что в семьях с детьми, рожденными с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (в частности, суррогатного материнства), - если изначально в качестве единственного родителя таких детей на основании вступившего в законную силу судебного решения об установлении отцовства был признан их генетический отец, а в последующем, после вступления его в брак, эти дети были усыновлены его супругой - право на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением ребенка в силу объективных причин не может возникнуть у женщины-матери и быть ею реализовано. У женщины же, которая усыновила указанных детей, приходящихся ей пасынками или падчерицами, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" данное право также не возникает.

Учитывая изложенное, в таких семьях правом на дополнительные меры государственной поддержки (в частности, на получение материнского (семейного) капитала) в настоящее время не наделен ни мужчина, который признан судом в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, и, вступив в последующем в брак, продолжает воспитывать этих детей в семье совместно с усыновившей их супругой, ни его супруга, усыновившая таких детей.

Однако такие семьи наравне с другими семьями, воспитывающими рожденных или усыновленных детей, выполняют функцию заботы о детях и их воспитания. В то же время правовое положение членов этих семей в части получения материнского (семейного) капитала не определено законодателем, в силу чего указанные семьи поставлены в худшие условия по сравнению с семьями, в которых родители детей (в том числе рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий) или их усыновители приобрели право на дополнительную государственную поддержку в форме материнского (семейного) капитала. Тем самым такие семьи без достаточных к тому оснований лишаются соответствующей государственной поддержки.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Утвержден план мероприятий по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года

Среди мероприятий плана в том числе:

создание механизма инициативного (проактивного) назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях формирования для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь;

увеличение размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров не ниже уровня инфляции;

реализация мер, направленных на содействие занятости граждан старшего возраста;

строительство (реконструкция) объектов капитального строительства стационарных организаций социального обслуживания для обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания;

меры по повышению качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;

создание для граждан старшего поколения в шаговой доступности условий для занятий физической культурой и др.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Для возобновления исчисления налога в отношении транспортного средства, ранее находящегося в розыске, налоговый орган должен располагать документом о возврате обнаруженного ТС владельцу

Факты угона (кражи) и возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Соответствующие сведения представляются из ФГИС ГИБДД по форме "Сведения об автомототранспортных средствах и об их владельцах", утвержденной приказом ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@) в составе строки 1.23.2 "Дата прекращения розыска (дата возврата транспортного средства)".

Сообщается, что данные сведения относятся к прекращению розыска не только в связи с возвратом транспортного средства, но и после истечения предельного срока проведения розыска.

Для возобновления исчисления налога инспекция должна располагать документированной информацией, подтверждающей факт возврата транспортного средства лицу, на которое оно зарегистрировано (например, документ уполномоченного правоохранительного органа о прекращении розыска и передаче обнаруженного транспортного средства его владельцу и т.п.).

С 1 июля 2021 года декларация будет считаться непредставленной, если она подписана неуполномоченным лицом, показатели не соответствуют контрольным соотношениям, а также по иным основаниям

С указанной даты статья 80 НК РФ дополняется пунктом 4.1, устанавливающим основания, при наличии хотя бы одного из которых налоговый орган вправе признать декларацию (расчет) непредставленной:

декларация или расчет подписаны неуполномоченным лицом;

если руководитель организации дисквалифицирован и срок его дисквалификации еще не истек, или в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нем ранее даты представления декларации (расчета);

в едином госреестре ЗАГС содержатся сведения о дате смерти физлица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) его УКЭП;

в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юрлица путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа ранее даты представления декларации (расчета);

показатели представленной декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям или содержатся ошибки в расчете по страховым взносам. Перечень контрольных соотношений к декларации по НДС установлен Приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-15/519@.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Установлены условия и порядок предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на реализацию мероприятий по внедрению комплексов цифровых сервисов и решений, созданных на базе цифровых платформ, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования

Гранты предоставляются по результатам отбора, проводимого в форме конкурса, исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется грант, на основании заявок, направленных участниками конкурса.

Результатом предоставления грантов является количество внедрений комплексов цифровых сервисов и решений, созданных в рамках деятельности консорциумов, в организациях в соответствии с результатом федерального проекта до 2023 года.

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта, являются:

количество созданных продуктов консорциума, интегрированных с государственной информационной системой "Современная цифровая образовательная среда";

количество внедрений продуктов консорциума на базе организаций, включая научно-образовательных партнеров консорциума.

Гранты предоставляются на 3-летний период.

Размер грантов определяется как сумма затрат по видам расходов всех получателей грантов, в пределах установленных процентных ограничений, не превышающая 100 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минобрнауки России как получателя средств федерального бюджета.

Предельный размер суммы гранта на 3-летний период деятельности не может превышать 1 511 184,21 тыс. рублей по одному из направлений, а также объем финансирования по одному направлению не может превышать 760 521,85 тыс. рублей в первый год работы, 500 441,57 тыс. рублей - во второй год работы и 250 220,79 тыс. рублей - в третий.

Актуализированы условия и порядок предоставления федеральных субсидий на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за них

Субсидии предоставляются организациям (за исключением государственных и муниципальных предприятий), выбранным по результатам проведения отбора путем запроса предложений, оказавшим услуги в году, предшествующем текущему финансовому году.

В целях проведения отбора Росавиация до 1 декабря года, предшествующего году, в котором планируется предоставление субсидии (в 2021 году - до 1 августа), размещает на едином портале и сайте www.favt.ru в сети "Интернет" объявление о проведении отбора с указанием:

сроков проведения отбора (с 1 января по 1 мая) (в 2021 году - до 1 ноября);

наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты главного распорядителя как получателя бюджетных средств;

результатов предоставления субсидии;

доменного имени и указателей страниц сайта в сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;

требований к участникам отбора и перечня документов, представляемых участниками отбора для подтверждения их соответствия указанным требованиям;

порядка подачи предложений (заявок) участниками отбора и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок, подаваемых участниками отбора;

порядка отзыва заявок, порядка возврата заявок, определяющего в том числе основания для возврата заявок, порядка внесения изменений в заявки;

правил рассмотрения заявок;

порядка предоставления участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, даты начала и окончания срока такого предоставления;

срока, в течение которого победитель (победители) отбора должны подписать соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуги;

условий признания победителей отбора уклонившимися от заключения соглашения о предоставлении субсидии;

даты размещения результатов отбора на едином портале и сайте www.favt.ru в сети "Интернет", которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения победителя отбора.

Результатом предоставления субсидии является осуществление полной компенсации организациям недополученных доходов от предоставления услуг.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. N 1535, которым регулируются аналогичные правила.

Установлены условия и порядок предоставления субсидий российским организациям на финансовое обеспечение затрат на разработку, испытание и внедрение инновационной продукции реабилитационной направленности с участием инвалидов

Результатом предоставления субсидии является достижение заявленного на конкурс количества реализованной продукции (скачиваний программного обеспечения для реабилитации и абилитации инвалидов) (штук), созданной в ходе реализации комплексного проекта в срок, не превышающий 36 месяцев со дня начала реализации комплексного проекта.

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:

количество инвалидов (не менее 500 человек), привлеченных к тестированию продукции, созданной в рамках реализации комплексного проекта;

сумма внебюджетных средств (не менее 20 процентов суммы полученной субсидии), привлеченная в рамках реализации комплексного проекта.

Организации определяются в качестве получателей субсидий по итогам конкурса, который проводится исходя из наилучших условий достижения результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, на основании представленных заявок на участие в конкурсе.

Конкурс на право получения субсидии проводится Минпромторгом России не чаще 2 раз в год.

Субсидии предоставляются на реализацию комплексного проекта, в котором срок работ не превышает 2 лет.

Субсидия предоставляется организации на следующих условиях:

максимальный размер субсидии для одного комплексного проекта не превышает 50 млн рублей за весь срок действия соглашения;

план-график реализации комплексного проекта предусматривает срок разработки (в случае если реализация комплексного проекта предполагает ее осуществление), срок проведения испытаний и опытной эксплуатации, включая анализ ее результатов и учет их на практике, не более 3 лет с даты заключения соглашения;

комплексный проект не предполагает финансирование из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Счетной палатой определены цели, задачи, направления развития и совершенствования риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении внешнего государственного аудита (контроля)

Настоящая концепция является основой для развития риск-ориентированного подхода во внутренних нормативных и методических документах Счетной палаты, регламентирующих планирование и осуществление контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

Риск-ориентированный подход при планировании деятельности Счетной палаты применяется в ходе:

разработки основных направлений деятельности Счетной палаты;

подготовки и рассмотрения проекта плана работы Счетной палаты;

подготовки и рассмотрения изменений в основные направления деятельности Счетной палаты и план работы Счетной палаты.

Риск-ориентированный подход применяется посредством анализа направлениями деятельности Счетной палаты проблем социально-экономического развития и безопасности, включая причины проблем, анализа отраслевых рисков, а также анализа областей рисков, связанных с достижением стратегических целей.

Риск-ориентированный подход применяется на всех этапах проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

Ключевым элементом риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля) является оценка рисков достижения стратегических целей, целей деятельности объекта аудита, которая включает:

идентификацию рисков объекта аудита и областей рисков, способных оказать негативное воздействие на достижение стратегических целей, целей деятельности объекта аудита;

анализ выявленных рисков, их причин, источников и последствий;

качественное и количественное оценивание отдельных (индивидуальных) рисков;

оценивание агрегированных рисков и определение рейтинга риска;

сравнение полученных значений рисков с риск-аппетитом.

Ожидаемыми результатами применения риск-ориентированного подхода в Счетной палате являются, в частности:

оптимизация использования ресурсов Счетной палаты за счет их концентрации на объектах аудита и областях рисков с высокими уровнями рисков;

увеличение доли охвата контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями объектов аудита и областей рисков, характеризующихся высокими уровнями рисков;

повышение гибкости и скорости реагирования на новые вызовы, изменения внешней среды, изменения в деятельности объектов аудита и областей рисков за счет мониторинга и переоценки рисков;

повышение качества и востребованности предложений (рекомендаций) Счетной палаты для объектов аудита;

положительные оценки деятельности Счетной палаты со стороны общества, иных заинтересованных сторон.

Банком России даны разъяснения по вопросу о возможности признания недвижимого имущества для целей расчета стоимости чистых активов ПИФ только после факта госрегистрации права собственности на него

В соответствии с пунктом 1.5 Указания от 25.08.2015 N 3758-У активы, составляющие имущество ПФИ, принимаются к расчету стоимости чистых активов в случае их признания в соответствии с МСФО.

МСФО (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость" не содержит в качестве обязательного критерия признания инвестиционной недвижимости условие о наличии права собственности на нее.

Вместе с тем, отсутствие госрегистрации перехода права собственности в отношении недвижимого имущества для его покупателя предполагает правовое ограничение в части распоряжения данным имуществом, а также создает существенные правовые риски при возникновении споров в отношении указанного имущества.

Управляющая компания должна незамедлительно после совершения сделки по приобретению в состав фонда недвижимого имущества совершить необходимые действия в целях госрегистрации прав общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на указанное недвижимое имущество.

При указании в справке о стоимости чистых активов фонда сведений о недвижимом имуществе до факта госрегистрации прав на него необходимо в строке "Примечание" соответствующего раздела отражать сведения об отсутствии госрегистрации.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банком России даны разъяснения по вопросам отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций субсидий по льготным кредитам

В силу МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" отражение в бухгалтерском учете процентов должно осуществляться по рыночной процентной ставке.

При определении рыночной процентной ставки рекомендуется учитывать процентную ставку, установленную в договоре, и сумму субсидии. В этом случае доходы по субсидии должны отражаться в составе процентных финансовых результатов (в отчете о финансовых результатах по символам части 1 "Процентные доходы, доходы от корректировок и от восстановления (уменьшения) резервов на возможные потери").

Для отражения требований к госорганам по получению субсидий кредитные организации вправе применять балансовые счета N 47443 "Расчеты по прочим доходам, связанным с предоставлением (размещением) денежных средств" и N 47441 "Прочие доходы, связанные с предоставлением (размещением) денежных средств".

При признании субсидий в составе текущих доходов кредитные организации должны применять требования, в том числе содержащиеся в пункте 7 МСФО (IAS) 20.

Если кредитные организации в бухгалтерском учете не признают субсидии в составе текущих доходов, то вправе не признавать и требования по получению указанных субсидий.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Вводятся в действие формы электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета учреждений

В целях установления единого порядка ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утверждены:

перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД;

унифицированные формы электронных первичных учетных документов, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления" ОКУД);

перечень форм электронных регистров бухгалтерского учета класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД);

формы электронных регистров бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД);

Методические указания по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета.

Электронные формы документов утверждены в целях оптимизации и автоматизации процедур фиксации и документирования информации об объектах учета участников бюджетного процесса.

Приказ применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2023 года либо до указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой (единой учетной политикой при централизации учета).

При ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений настоящий приказ применяется с 1 января 2022 года.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

С 1 июля 2021 года вступает в силу положение, определяющее порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и их компонентов, находящихся в обращении

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

При осуществлении надзора на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты надзора подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска: высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.

Разработано руководство по безопасности "Рекомендации по электроснабжению угольных шахт"

Руководство рекомендовано к использованию при эксплуатации электротехнических изделий и электрического оборудования в условиях шахт угольной промышленности и предназначено для работников шахт, проектных организаций, заводов-изготовителей горно-шахтного оборудования, а также работников иных организаций, деятельность которых связана с посещением шахт.

Руководство содержит рекомендации Ростехнадзора к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Инструкция по электроснабжению угольных шахт", утвержденным Приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 N 429.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 июля 2021 года вводится в действие актуализированный порядок организации и осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области карантина растений при производстве (в том числе переработке), ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации, хранении, перевозке, реализации, карантинном фитосанитарном обеззараживании и уничтожении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.

Государственный контроль, осуществляемый в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, осуществляется Россельхознадзором (его территориальными органами), а также ФТС России и иными таможенными органами.

Установлено, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по соблюдению ими обязательных требований в области карантина растений при производстве (в том числе переработке), ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации, хранении, перевозке, реализации, карантинном фитосанитарном обеззараживании и уничтожении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, проведение которых было запланировано на 2021 год и дата проведения которых наступает позже 30 июня 2021 года, осуществляются в соответствии с настоящим Постановлением.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 года N 1304, которым утверждено положение, регулирующее аналогичные правоотношения.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 года.

С 29 июня 2021 года вводятся в действие правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу РФ

Федеральный государственный контроль осуществляется Россельхознадзором (территориальными органами), а также ФТС России и иными таможенными органами.

В пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, в Арктической зоне РФ, федеральный государственный контроль в отношении ввозимых партий пестицидов и (или) агрохимикатов осуществляется таможенными органами.

При осуществлении федерального государственного контроля в пунктах пропуска:

проверяется статус регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката;

оценивается соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката;

проводится отбор проб (образцов) для проведения лабораторных исследований пестицидов и (или) агрохимикатов.

При ввозе на таможенную территорию ЕАЭС партий пестицидов и агрохимикатов проверяются следующие документы:

коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию пестицидов и (или) агрохимикатов;

копия регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката или сведения регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката.

Россельхознадзор и ФТС России при осуществлении федерального государственного контроля в пунктах пропуска осуществляют информационное взаимодействие (обмен информацией (сведениями) и (или) документами), в том числе с использованием информационных систем и технологий.

Продолжительность проведения федерального государственного контроля устанавливается технологическими схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в соответствии с пунктом 15 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 872.

Настоящее Постановление вступает в силу с 29 июня 2021 года.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

<Информация> Минприроды России от 29.06.2021 "Подать лесную декларацию становится возможным через госуслуги"

С 1 июля 2021 года подать лесную декларацию и отчеты об использовании лесов в электронной форме станет возможным через порталы госуслуг

Также среди документов, которые лесопользователи смогут подавать в электронном виде, - декларации о сделках с древесиной, отчеты об охране лесов от пожаров и загрязнений, защите лесов.

Чтобы лесопользователям было проще исполнить требование закона, Рослесхоз разместил на своем сайте рекомендуемые формы лесной декларации, отчетов об использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов в виде XML-документов, которые можно использовать для получения государственных услуг.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Акты Правительства РФ приведены в соответствие с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Внесены поправки, в том числе в:

Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697;

требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977;

Правила использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 584.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Разработаны методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования в дистанционном формате

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования - необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии:

необходимых условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических), созданных непосредственно в ДОО;

возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

Методические рекомендации основаны на результатах научных исследований отдельных аспектов организации и осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сфере дошкольного образования, а также анализа практики реализации образовательных программ дошкольного образования в различных субъектах РФ.

Рекомендации распространяются на возрастную группу детей старше 5 лет, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Уточнены акты Правительства РФ по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения граждан

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 28.10.2020 N 2798-р, в соответствии с которым принято решение о создании федерального казенного учреждения "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан", внесены поправки в отдельные акты Правительства РФ, в том числе в:

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 156;

Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 N 1512;

Правила ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2017 N 426, и др.

Обновлен индикатор риска нарушения обязательных требований, используемый Росздравнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий

Таким индикатором является двукратный и более рост количества документов (актов, протоколов, заключений или иных документов) о результатах клинических испытаний медицинских изделий, выданных медицинской организацией, сведения о которой внесены в перечень медицинских организаций, имеющих право проводить клинические испытания медицинских изделий, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети Интернет, за календарный год в сравнении с предшествующим календарным годом.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 888н.

ФСС РФ разъясняет особенности назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам на основании электронного листка нетрудоспособности

С 1 января 2022 года основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам будет являться электронный листок нетрудоспособности (далее - ЭЛН).

Распечатка ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется.

Для приема ЭЛН на оплату достаточно получить его номер - по телефону, по электронной почте.

Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале госуслуг, получают информационные сообщения о своих ЭЛН, а также могут узнать всю необходимую информацию об ЭЛН и его оплате в Личном кабинете получателя услуг ФСС (https://lk.fss.ru/recipient/ - вход с логином и паролем от портала госуслуг).

Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета (1С, ПАРУС и др.), операторов ЭДО (СБИС, Контур, Такском и др.) либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу (по ссылке https://cabinets.fss.ru/eln.html). Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.

ФСС РФ также обращает внимание работодателей на новый сервис - "Социальный электронный документооборот" (СЭДО). С его помощью можно осуществлять взаимодействие с ФСС РФ в электронном виде как для получения информации об ЭЛН, так и в работе в рамках проекта "Прямые выплаты".

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

С 1 марта 2022 г. вступают в силу Правила формирования и утверждения перечня критически важных объектов

Правила устанавливают порядок формирования и утверждения перечня критически важных объектов, за исключением критически важных объектов военной инфраструктуры.

Объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, подлежат отнесению к критически важным объектам и обязательному учету в перечне.

Постановление действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Установлена процедура ведения Росфинмониторингом сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

Перечень ведется в электронном виде с использованием Единой информационной системы Федеральной службы по финансовому мониторингу, созданной в соответствии с подпунктом 18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808.

Предусмотрены структура перечня и формат размещаемой в нем информации.

В приложении приведен рекомендуемый образец акта о внесении изменений в перечень.

Приказ вступает в силу по истечении девяноста дней, следующих за днем его официального опубликования.

ПРАВОСУДИЕ

Президент РФ подписал закон об обеспечении сохранения при обращении взыскания ежемесячного дохода должника-гражданина в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ

Предусматривается, в частности, что должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ) при обращении взыскания на его доходы.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.