Новое в российском законодательстве (ежедневно)

22 июня 2021 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены уточнения в некоторые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы внешнеэкономической деятельности и налогового учета

Согласно внесенным изменениям в позиции 1.1.8 перечня видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. N 583 "О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля", код "2921 42 000 0" заменен кодом "2921 42 000".

В пункте 50 перечня расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1096 "О перечне расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", код "из 2921 51 900 0" заменен кодом "из 2921 51 900 9".

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Уточнен порядок эксплуатации официального сайта www.torgi.gov.ru

Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 19.11.2020 N 1876 "Об определении адреса сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанные с поэтапным переходом на новую версию сайта, обеспечение эксплуатации предыдущей версии сайта на переходный период, а также обеспечивающие корректный учет прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием и развитием предыдущей версии сайта.

Обновлена единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Утвержденное положение содержит единые требования к определению размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в рамках договора ОСАГО.

Требования положения являются обязательными для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр транспортного средства, определяют размер расходов на восстановительный ремонт и выплачивают страховое возмещение, экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством РФ в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора ОСАГО.

Положение вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу положения признано утратившим силу аналогичное Положение Банка России от 19.09.2014 N 432-П.

"Обзор судебной практики применения норм об ответственности в рамках подрядных правоотношений"
(утв. Постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.04.2021 N 9, с изменениями, утвержденными постановлением президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.06.2021 N 12)

Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена практика применения норм об ответственности в рамках подрядных правоотношений

В обзоре определены, в частности, следующие правовые позиции:

для правильного определения периода начисления неустойки за несвоевременное выполнение работ по договору подряда необходимо установить обстоятельства, повлиявшие на нарушение договорных сроков, применительно к выполнению сторонами своих обязательств;

начисление пени и штрафа за одно и то же нарушение условий договора недопустимо;

штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, начисляется исходя из сущности вменяемого подрядчику нарушения, а также условий государственного контракта, устанавливающих ответственность подрядчика за такое нарушение;

разрешая требование о взыскании неустойки за неисполнение обязательств по договору подряда, суду необходимо установить порядок исчисления допущенной контрагентами просрочки (в рабочих или календарных днях).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Расширен перечень субъектов РФ, в которых вступает в силу Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

В перечень включены в том числе Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика и др.

Акты Правительства, касающиеся назначения единовременного пособия беременным женщинам, приводятся в соответствие с изменениями в законодательстве

Федеральным законом от 26.05.2021 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, исключено из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В связи с указанными изменениями проектом постановления приводятся в соответствие с законодательством:

Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 года N 727;

Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 года N 2375.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

С 1 июля 2021 года применяются новые формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга

Обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга вправе организации, соответствующие критериям, установленным статьей 105.26 НК РФ. С 1 июля 2021 года в связи с уточнением критериев перейти на налоговый мониторинг смогут больше налогоплательщиков. Кроме того, будут скорректированы правила его проведения.

Настоящим приказом ФНС России, вступающим в силу с 1 июля 2021 года, предусмотрены новые формы документов, а также форматы их представления в электронном виде, в том числе:

формы (форматы) заявлений о проведении, об отказе в проведении налогового мониторинга;

форма (формат) регламента информационного взаимодействия и требования к нему;

форма (формат) информации об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

форма (формат) учетной политики для целей налогообложения организации;

формы решений о проведении, об отказе в проведении, о продлении срока, о досрочном прекращении проведения налогового мониторинга.

Признаны утратившими силу абзацы второй - седьмой, одиннадцатый пункта 1 Приказа ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним".

Актуализированы формы документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа при проведении налогового мониторинга

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов при проведении налогового мониторинга.

В связи с внесением изменений Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ в порядок проведения налогового мониторинга утвержден приказ, содержащий новые формы документов, используемых при составлении мотивированного мнения.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@, которым были утверждены ранее применявшиеся формы документов.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

С 1 июля 2021 года вводятся в действие формы документов, применяемых в случае применения заявительного порядка возмещения НДС и акциза, при проведении налогового мониторинга

Приказом ФНС утверждены:

8 форм решений, принимаемых налоговым органом (в том числе формы решений о возмещении или об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке; решений о возмещении или об отказе в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению в заявительном порядке);

форма и формат заявления о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (акциза) при проведении налогового мониторинга;

форма постановления об осмотре территорий, помещений, документов и предметов при проведении налогового мониторинга;

форма сообщения о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза при проведении налогового мониторинга.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Актуализированы порядок и условия предоставления федеральных субсидий российским организациям на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков

Субсидия предоставляется организации на компенсацию части затрат, фактически понесенных организацией не ранее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

Конкурс проводится ежегодно при наличии лимитов бюджетных обязательств. Для участия в конкурсе организация в течение 30 календарных дней с даты начала приема заявок направляет в центр заявку с использованием государственной информационной системы промышленности.

Информация о результатах рассмотрения заявок, об участниках конкурса и результатах конкурса, в том числе о заключенных с участниками конкурса соглашениях, является информацией ограниченного доступа.

Приводится, в числе прочего, перечень требований, которым должна соответствовать организация, перечень затрат, на компенсацию которых предоставляется субсидия, порядок расчет размера субсидии.

Результатом предоставления субсидии является объем поддержанного экспорта продукции по итогам:

омологации существующего продукта для внешних рынков, завершающейся созданием новых модификаций (образцов) промышленной продукции;

проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Признается утратившими силу Постановление Правительства РФ от 8 июля 2020 г. N 1007 "О государственной поддержке организаций на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией и омологацией продукции на внешних рынках".

Соглашения о предоставлении субсидий, заключенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2020 г. N 1007 "О государственной поддержке организаций на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией и омологацией продукции на внешних рынках", действуют до полного исполнения сторонами обязательств.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

В случае выявления организаций, при помощи которых КПК уклоняются от исполнения требований законодательства в части общности своих членов, к таким КПК будут применяться соответствующие надзорные меры

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ) КПК создается и действует в том числе на основе социального принципа объединения членов КПК. Принцип создания КПК определяется уставом КПК.

В силу норм частей 3.7 - 3.8 статьи 7 Закона N 190-ФЗ социальный принцип объединения членов КПК (пайщиков) основан на их членстве в одном общественном объединении, одной ассоциации или иной некоммерческой организации. Устав КПК, осуществляющего деятельность на основе социального принципа объединения членов КПК (пайщиков), должен содержать наименование некоммерческой организации, членство в которой является критерием объединения членов указанного КПК (пайщиков), и ее основной государственный регистрационный номер.

Вместе с тем обращаем внимание на норму, установленную частью 3.9 статьи 7 Закона N 190-ФЗ, которая указывает на определенные ограничения при выборе социального принципа объединения пайщиков КПК, а именно "критерием объединения по социальному принципу членов КПК (пайщиков) не может являться их членство в некоммерческой организации, если такое членство необходимо только в целях обеспечения основания для вступления в члены КПК (пайщики) или указанная некоммерческая организация не осуществляет иную деятельность в качестве основной".

Таким образом, в случае установления членства пайщиков КПК в некоммерческих организациях только с целью обхода требования Закона N 190-ФЗ в части обеспечения соблюдения принципа общности, такие действия будут расценены как недобросовестные практики.

По мнению Банка России, создание "фиктивной общности" может нести существенные риски для потребителей финансовых услуг.

Учитывая изложенное, в случае выявления организаций, при помощи которых КПК уклоняются от исполнения требований законодательства в части общности своих членов, к таким КПК будут применяться соответствующие надзорные меры.

Даны разъяснения относительно денежных средств, поступающих на корреспондентский счет кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций

Сообщается, что в соответствии с частью 9 статьи 20 Закона о банках с момента отзыва у кредитной организации лицензии прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц).

Рассматриваемая норма Закона о банках устанавливает запрет исключительно на осуществление и прием платежей по корреспондентским счетам кредитной организации и не предусматривает запрета по отражению денежных средств на счетах клиентов кредитной организации, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации.

Согласно части 10 статьи 5 Закона о национальной платежной системе в случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 Закона о национальной платежной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о банках кредитная организация обязана осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

Учитывая изложенное, денежные средства, поступившие в пользу клиента кредитной организации в день отзыва у нее лицензии на корреспондентский счет, подлежат отражению на счете клиента.

После дня отзыва лицензии в силу части 9 статьи 20 Закона о банках кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих в пользу клиентов кредитной организации, у которой была отозвана лицензия, на счета плательщиков в банках-отправителях.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Информация о финансовых активах, обязательствах учреждений и о финансовом результате операций раскрывается в бухгалтерской отчетности обобщенными показателями

Соответствующее изменение внесено в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Информация раскрывается в балансе в разрезе итогового показателя на начало года и на конец отчетного периода по соответствующим разделам баланса.

Уточнены также требования к формированию показателей отдельных форм отчетности.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Скорректированы требования к раскрытию информации о финансовых активах, обязательствах и о финансовом результате в отчетности об исполнении бюджетов

Внесены изменения в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и ежемесячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предусматривается, в частности, что информация о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и о финансовом результате операций, изменяющих указанные активы и обязательства, раскрывается в бюджетной отчетности обобщенными показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовом результате.

Информация раскрывается в балансе в разрезе итогового показателя на начало года и на конец отчетного периода по соответствующим разделам баланса.

Уточнены также требования к формированию показателей отдельных форм отчетности.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ТРАНСПОРТ

Президент РФ утвердил перечень поручений по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов

Правительству РФ необходимо, в частности:

подготовить предложения по сдерживанию темпов роста тарифов на электроэнергию для населения в связи с обеспечением энергоснабжения участков железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;

принять меры по ведению единой цифровой системы контроля, позволяющей осуществлять мониторинг и координацию строительных работ в рамках реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока;

провести оценку систематических нарушений технологических норм и разработать комплекс мер по их предупреждению всеми участниками перевозочного процесса;

утвердить программу по поэтапному выводу к 2030 году путевого комплекса на нормативный уровень, проработав вопрос ее устойчивого финансирования, в том числе за счет средств инфраструктурной составляющей тарифа на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, и обеспечив контроль за достижением установленных в ней ежегодных целевых показателей.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Уточнен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Установлено, что в случае осуществления закупок обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу (позиция 32.50.22.150 по ОК 034-2014 (КПЕС 2008), аукцион в электронной форме (электронный аукцион) заказчиком не проводится.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

До 31 декабря 2023 г. будет применяться порядок перераспределения между регионами невостребованных лекарств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в Минпромторг России информацию о наличии невостребованного количества поставленной конкретной партии наркотических или психотропных лекарственных препаратов.

В случае возникновения дополнительной потребности в конкретной партии наркотических или психотропных лекарственных препаратов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан представляет в Минпромторг России сводную заявку на получение дополнительного количества конкретной партии наркотических или психотропных лекарственных препаратов с приложением гарантийного письма об оплате услуг по его перевозке за счет средств бюджета субъекта РФ.

Минпромторг России осуществляет мониторинг поступивших от уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ сведений о наличии невостребованного количества конкретной партии наркотических или психотропных лекарственных препаратов, а также сводных заявок, и принимает решение о внесении изменений в план распределения наркотических средств и психотропных веществ в целях перераспределения конкретной партии наркотических или психотропных лекарственных препаратов между субъектами РФ.

Настоящее постановление действует до 31 декабря 2023 г.

Роспотребнадзор рекомендует сокращать рабочий день при существенном повышении температуры в рабочем помещении

В случае если температура в рабочем помещении приблизилась к отметке 28,5 градуса, рекомендуется сокращать продолжительность рабочего дня на один час. При повышении температуры до 29 градусов - на два часа, при температуре 30,5 градуса - на четыре часа.

При работах на открытом воздухе и температуре наружного воздуха 32,5°C и выше продолжительность периодов непрерывной работы должна составлять 15 - 20 минут с последующей продолжительностью отдыха не менее 10 - 12 минут в охлаждаемых помещениях. При этом допустимая суммарная продолжительность термической нагрузки за рабочую смену не должна превышать 4 - 5 часов для лиц, использующих специальную одежду для защиты от теплового излучения, и 1,5 - 2 часа для лиц без специальной одежды.

Работа при температуре наружного воздуха более 32,5°C по показателям микроклимата относится к опасным (экстремальным). Не рекомендуется проведение работ на открытом воздухе при температуре свыше 32,5°C. Следует изменить порядок рабочего дня, перенося такие работы на утреннее или вечернее время.

Для защиты от чрезмерного теплового излучения необходимо использовать специальную одежду или одежду из плотных сортов ткани. Рекомендуется допускать к такой работе лиц не моложе 25 и не старше 40 лет.

В целях профилактики обезвоживания организма рекомендуется правильно организовать и соблюдать питьевой режим. Питьевая вода должна быть в достаточном количестве и в доступной близости. Пить воду следует часто и понемногу, чтобы поддерживать хорошую гидратацию организма (оптимальное содержание воды в организме, которое обеспечивает его нормальную жизнедеятельность, обмен веществ). При температуре воздуха более 30 C и выполнении работы средней тяжести требуется выпивать не менее 0,5 л воды в час - примерно одну чашку каждые 20 минут.

<Информация> Минпромторга России от 21.06.2021 "Минпромторг поддерживает инициативу продлить упрощенный механизм приемки лекарств"

Упрощенную схему приемки лекарств предлагается продлить после 1 июля 2021 года

Проект соответствующего постановления передан в Минздрав России. Проект предусматривает возможность использования данной схемы в отношении лекарств с разрешением от Росздравнадзора на ввод в гражданский оборот. Условия распространяются на дистрибуцию, аптеки и медицинские учреждения. Планируется сохранить такую возможность для участников оборота до 1 февраля 2022 года.

Обязательная маркировка лекарств началась в России 1 июля 2020 года. До 1 июля 2021 года был введен упрощенный режим работы с маркированными препаратами, вводимыми в гражданский оборот (схема 702). Производители и дистрибьюторы имели право реализовывать препараты, не дожидаясь подтверждения поставщика.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Конституционный Суд РФ постановил внести в действующее правовое регулирование изменения в части обжалования в апелляционном порядке решения суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую

Конституционный Суд РФ признал:

- положения статей 106 и 110 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что:

отсутствие нарушения обязательств, связанных с внесенным залогом, исключающее разрешение судом вопроса о его обращении в доход государства, позволяет залогодателю обратиться к дознавателю, следователю или в суд с ходатайством об отмене или изменении меры пресечения в виде залога и возврате ему имущества;

указанное ходатайство подлежит разрешению дознавателем, следователем или судом при отсутствии на момент его рассмотрения нарушения обязательств, связанных с внесенным залогом, и удовлетворению при наличии уважительных обстоятельств (при наступлении исключительных жизненных обстоятельств), когда сохранение залога существенно затрагивает права залогодателя, а также ввиду существенного превышения ординарных сроков предварительного расследования или судебного разбирательства;

разрешая по ходатайству залогодателя вопрос об отмене меры пресечения в виде залога, дознаватель, следователь или суд, исходя из наличия на то оснований, при соблюдении условий и в установленном законом порядке вправе избрать другую меру пресечения, в рамках применения которой могут быть достигнуты ее цели;

если дознавателем, следователем или судом в отношении подозреваемого, обвиняемого после удовлетворения ходатайства залогодателя об отмене залога избрана иная мера пресечения, действие залога сохраняется до применения вновь избранной меры пресечения.

- положения статьи 389.2 УПК РФ во взаимосвязи с положениями статей 106 и 110 данного Кодекса не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность обжалования в апелляционном порядке судебного решения, принятого в ходе рассмотрения уголовного дела по существу, которым было отказано в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую, до вынесения итогового судебного решения.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения в части обжалования в апелляционном порядке решения суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую.

Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений Конституционный Суд РФ устанавливает следующий порядок исполнения настоящего Постановления в части обжалования судебного постановления или определения, которым было отказано в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую: указанное решение суда подлежит самостоятельному апелляционному обжалованию до вынесения итогового судебного решения по делу.