Новое в российском законодательстве (ежедневно)

10 июня 2021 года

КОРОНАВИРУС

Туроператоры смогут компенсировать понесенные в 2021 году затраты на вывоз туристов из Турции и Танзании в период ухудшения ситуации с COVID-19

Под такими затратами понимаются документально подтвержденные затраты туроператора, связанные с организацией возврата туристов воздушным транспортом, в объеме средств, подтвержденных соответствующими договорами об осуществлении воздушных перевозок, заключенными туроператорами с авиаперевозчиками, на выполнение полетных программ в период с 15 по 30 апреля 2021 года.

Субсидии предоставляются на основании заключаемого между Ростуризмом и туроператором соглашения по результатам отбора. Решение о дате первичного и последующих отборов принимается Ростуризмом. Прием заявок осуществляется в соответствии с объявлением, размещенным на едином портале и сайте Ростуризма. Для участия в отборе туроператоры в течение 30 календарных дней со дня размещения объявления представляют в Ростуризм заявку (форма и состав устанавливается Ростуризмом) с приложением необходимых документов. Документы могут представляться в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя туроператора или его уполномоченного лица.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 января 2022 года признаются утратившими силу некоторые акты Правительства РФ по вопросам исчисления величины прожиточного минимума

В перечне утративших силу актов Правительства РФ поименованы, в частности:

постановление от 28 января 2013 г. N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации";

постановление от 29 января 2013 г. N 56 "Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации";

постановление от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации";

постановление от 30 июля 2019 г. N 975 "Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии".

Кроме того, внесены уточнения:

в порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с достижением результатов федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей";

в порядок предоставления субвенций на осуществление переданных полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Госдумой в третьем чтении принят законопроект, позволяющий проводить собрания акционеров по видеосвязи

Проект дополняет Гражданский кодекс РФ положениями, позволяющими проводить заседания в онлайн-формате, при котором могут использоваться любые способы, позволяющие достоверно установить участника заседания и дающие возможность ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня, а также голосовать. Такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.

Кроме того, можно будет составлять по итогам заседания протокол в электронной форме либо посредством аудиовидеофиксации. В протоколе также будет указываться способ дистанционного участия членов собрания.

Предполагается вступление закона в силу с 1 июля 2021 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В ряде субъектов РФ в 2021 - 2022 годах будет проводиться пилотный проект по апробации требований к системам оплаты труда медработников учреждений здравоохранения

Эксперимент будет проводиться в Республике Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и г. Севастополе.

Согласно постановлению системы оплаты труда участников пилотного проекта включают установленные федеральным органом власти:

должностные оклады по группам должностей работников, утверждаемым Правительством РФ;

выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ единым перечнем, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ;

выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ единым перечнем, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ.

Размеры должностных окладов должны определяться по группам должностей работников путем умножения расчетной величины, утверждаемой Правительством РФ, на коэффициенты дифференциации должностных окладов с учетом сложности труда и коэффициенты, учитывающие экономическую дифференциацию субъектов РФ, утверждаемые Правительством РФ. Региональные коэффициенты должны будут пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

Также предусматривается, что в учреждениях могут устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Внесены изменения в распределение объемов субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку отрасли культуры

Изменения вносятся в распределение объемов субсидий:

на поддержку отрасли культуры бюджетам субъектов РФ, утвержденное приложением 33 (таблица 60) к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";

на создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек бюджетам субъектов РФ, утвержденное приложением 33 (таблица 103) к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".

На 2021 год распределены субсидии субъектам РФ на организацию бесплатного горячего питания обучающихся в начальных школах в объеме 127795,3 тыс. рублей

Утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных организациях), в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

В Совет Федерации направлен законопроект, распространяющий программу "ипотечных каникул" на граждан, получающих доходы от деятельности с применением специальных налоговых режимов

Для получения "ипотечных каникул" заемщик обязан предоставить документы, подтверждающие нахождение в трудной жизненной ситуации.

Сейчас таким документом является Справка по форме 2-НДФЛ, которую могут предоставить только трудоустроенные граждане.

При этом заемщик, который получает доход от предпринимательской или иной деятельности, например находясь в статусе "самозанятого", такой возможности не имеют.

В этой связи закон о потребительском кредите (займе) дополняется новыми положениями, согласно которым указанные граждане смогут предоставлять в числе прочего справки о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход, книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, в том числе применяющего УСН, ПСН, ЕСХН.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФНС разъяснила правила формирования чека ККТ при дистанционной продаже товаров

В каждом конкретном случае дистанционной реализации товара кассовый чек формируется по своим правилам.

В стандартной ситуации после ознакомления с описанием товара покупатель перечисляет на расчетный счет продавца предоплату за товар. Продавец узнает о поступлении денежных средств в момент их зачисления на расчетный счет.

В этом случае отводится один рабочий день на формирование кассового чека. Продавец может направить его тремя способами:

- онлайн - на электронную почту покупателя;

- в виде бумажного чека, если есть возможность непосредственного взаимодействия с покупателем;

- сформировать бумажный чек в течение одного рабочего дня с момента поступления денежных средств на расчетный счет и передать его покупателю вместе с товаром.

Исполнение обязанности продавца по передаче товара в счет полученной предоплаты (аванса) называется ее зачетом.

Облачная касса может находиться не по адресу расчета, а размещаться в центре обработки данных, созданном самим продавцом или арендованном им у сервисной компании либо производителя ККТ.

При получении информации о том, что деньги поступили на расчетный счет продавца или товар передан покупателю, она формирует чек с реквизитами, соответствующими поступившей информации.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

"Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований"
(утв. МЧС России)

МЧС России подготовлены доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований за 2020 год

Представлены доклады по правоприменительной практике в следующих сферах:

федеральный государственный пожарный надзор;

государственный надзор в области гражданской обороны;

федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Доклады содержат в том числе дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам, ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются в том числе:

выявление проблемных вопросов применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России обязательных требований;

выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Признаны не противоречащими Конституции РФ положения статьи 115 УИК РФ, позволяющие водворять в штрафной изолятор лиц, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях

Указанные положения оспаривал гражданин, осужденный к лишению свободы, на которого в период его нахождения в стационарном отделении лечебного исправительного учреждения было наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на 14 суток. В связи с данным обстоятельством он также был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом в жалобе указывалось, в частности, что такой вид дисциплинарного взыскания, как водворение в штрафной изолятор, применим лишь к осужденным, содержащимся в исправительных колониях и тюрьмах, но не в лечебно-профилактических или лечебных исправительных учреждениях.

Рассмотрев жалобу осужденного, КС РФ пришел к следующим выводам.

Помещение лиц в лечебное исправительное учреждение, обеспечивающее охрану их здоровья и оказание им медицинской помощи, не меняет их правового статуса как осужденных и не освобождает от соблюдения установленного порядка отбывания лишения свободы.

Нарушение отбывания наказания в условиях лечебного исправительного учреждения не исключает применения к ним известных уголовно-исполнительному законодательству мер взыскания.

Направление в лечебное исправительное учреждение не меняет вида режима исправительного учреждения, определенного приговором суда. Режим содержания в таком учреждении является равным условиям лишения свободы в исправительном учреждении, из которого осужденный направлен для лечения.

Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы, получают необходимое лечение. Медицинская помощь оказывается им амбулаторно и включает в себя осмотр медицинским работником и прием препаратов, назначенных врачом (фельдшером).

Следовательно, действующие правила водворения в штрафной изолятор осужденных предполагают как учет состояния их здоровья, так и продолжение амбулаторного лечения в условиях дополнительной изоляции, что не может расцениваться в качестве отступления от требований статей 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Необходимость оказания осужденному к лишению свободы медицинской помощи в стационарных условиях служит безусловным основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности его помещения в штрафной изолятор.

При этом признание лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания является не взысканием, а последствием назначения ему соответствующего взыскания за совершение злостного нарушения (определения от 27 февраля 2018 года N 326-О и от 27 сентября 2018 года N 2145-О) и потому не нарушает конституционный принцип non bis in idem.

Такое признание не аннулирует вынесенного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. Истечение срока исполнения дисциплинарного взыскания, в том числе по причине оказания в этот период медицинской помощи в стационарных условиях, не свидетельствует о необходимости аннулировать такое правовое последствие, как признание лица злостным нарушителем.

С учетом изложенного сделан вывод о том, что части первая и восьмая статьи 74, часть вторая статьи 101 и пункт "в" части первой статьи 115 УИК Российской Федерации не противоречат Конституции РФ.