Новое в российском законодательстве (ежедневно)

9 июня 2021 года

КОРОНАВИРУС

Установлен перечень мероприятий, которые должны осуществлять ОАО "Российские железные дороги", АО "Федеральная пассажирская компания" и операторы питания при перевозках организованных групп детей железнодорожным транспортом в летний период 2021 года в условиях сохраняющихся рисков распространения COVID-19

В частности, рекомендуется обеспечить:

- условия для кратковременного пребывания детских организованных коллективов в залах ожидания, посадку в поезда по заранее подготовленным маршрутам ("зеленый коридор"), минимизацию входа в здание вокзала после завершения посадки;

- продажу билетов в случае предоставления организатором поездки ОГД письменного подтверждения принимающей стороны о снятии ограничительных мероприятий по COVID-19 в регионе;

- проведение термометрии ОГД перед выходом на посадочные платформы, при посадке в вагон и в пути следования по установленным регламентам;

- ограничение прохода посторонних лиц через вагоны с ОГД;

- использование работниками пассажирского комплекса средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), кожных антисептиков.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

АО, не обратившееся в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и не внесшее в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования указания на публичный статус, смогут прекратить статус ПАО в упрощенном порядке

В срок до 1 января 2021 года акционерные общества, которые имеют в названии указание на публичность, но акции которых публично не размещаются и не обращаются, должны были зарегистрировать проспект акций либо исключить из устава общества указание на публичный статус (ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ).

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в силу ряда причин часть акционерных обществ не смогла выполнить требования законодательства. Проект федерального закона предлагает предоставить акционерным обществам, не выполнившим требования ч. 7 ст. 27 Закона N 210-ФЗ, возможность прекратить публичный статус в упрощенном порядке.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Вопрос: с 01.09.2021 утвержден новый порядок ведения трудовых книжек, согласно которому работодатель обязан самостоятельно разрабатывать книги по учету трудовых книжек. Если я правильно понимаю, то до 01.09.2021 нужно разработать бланк книги (журнала) и вновь поступивших в организацию записывать в эту книгу (журнал). А что делать со старой книгой? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)

С 01.09.2021 работодатель будет самостоятельно разрабатывать книги (журналы) учета движения трудовых книжек. Это правило касается тех случаев, когда возникает необходимость начать ведение новой книги по учету движения трудовых книжек. Действующие книги работодатель вправе вести до их окончания

На информационном портале "Онлайнинспекция.рф" опубликованы соответствующие разъяснения.

Напоминаем, что разъяснения, размещенные на сайте "Онлайнинспекция.рф", не являются правовыми актами, а носят рекомендательный характер (Письмо Роструда от 11.06.2019 N ПГ/13385-6-1).

Обязательность соответствия работников, привлекаемых к выполнению работ и услуг в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям или профессиональным стандартам предлагается закрепить законодательно

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О пожарной безопасности" нормами, содержащими требование о соответствии работников и лиц, привлекаемых к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, а также обязанность руководителя организации назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего указанным требованиям.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

<Информация> ФНС России от 08.06.2021 "Совет Федерации одобрил особенности налогообложения имущества в федеральной территории "Сириус""

Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий с 2022 года особенности налогообложения имущества, расположенного на федеральной территории "Сириус"

Сообщается, в частности, следующее:

для исчисления транспортного налога в границах федеральной территории будут применяться налоговые ставки, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ, налоговые льготы не установлены;

налогообложение недвижимого имущества организаций будет осуществляться по налоговой ставке 2,2% исходя из среднегодовой стоимости;

налоговые ставки и дополнительные налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц будут определяться представительным органом федеральной территории.

Ко второму чтению в проект Федерального закона N 1170972-7 внесен ряд изменений

Законопроектом в НК РФ вносятся многочисленные поправки, касающиеся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и других налогов.

В частности:

уточняется порядок уплаты НДС налоговыми агентами при покупке товаров (работ, услуг) у поставщиков - иностранных организаций;

устанавливаются ставки акцизов на подакцизные товары с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процентов;

скорректирован порядок определения максимальной розничной цены табачных изделий;

предусматриваются поправки, направленные на донастройку демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье;

корректируются условия для применения с 1 января 2022 г. права на "обратный" акциз на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ);

по налогу на прибыль уточняется порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства, дополняется перечень расходов на НИОКР за счет затрат на приобретение результатов интеллектуальной деятельности по договору об отчуждении или лицензионному договору;

для организаций культуры предусматривается перенос сроков уплаты налога на прибыль за 2020 и 2021 годы на март 2022 г.;

ко второму чтению включена поправка, согласно которой при определении базы по налогу на прибыль не будут учитываются расходы на платежи в целях возмещения ущерба, перечисляемые в бюджет;

определен перечень случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате в бюджет страховых взносов у участников проекта "Сколково".

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Актуализирован порядок проведения осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде

Согласно внесенному уточнению осмотр предмета залога и (или) ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя) в порядке и случаях, установленных настоящей инструкцией, могут осуществляться в ходе проверок кредитных организаций, проводимых в порядке, установленном Банком России в соответствии с частью четвертой статьи 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ранее - с учетом норм Инструкции Банка России от 5 декабря 2013 года N 147-И (утратила силу)).

Конкретизирован перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных на подписание поручения на осмотр предмета залога и (или) ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя).

Так, поручение на осмотр (ознакомление) подписывается одним из следующих должностных лиц Банка России:

Председателем Банка России, первым заместителем Председателя Банка России и заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующими и контролирующими работу структурных подразделений Банка России, осуществляющих функции банковского регулирования и банковского надзора;

руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Банка России;

руководителем (заместителем руководителя) территориального учреждения Банка России;

генеральным инспектором (заместителем генерального инспектора) Главной инспекции Банка России;

руководителем структурного подразделения территориального учреждения Банка России.

Поручение на осмотр размещается Банком России в личном кабинете кредитной организации.

В случае принятия должностным лицом Банка России решения о его составлении на бумажном носителе поручение на осмотр (ознакомление) (дополнение к поручению на осмотр (ознакомление)) предъявляется и вручается руководителем или членом группы осмотра (ознакомления) ответственному работнику кредитной организации либо уполномоченному лицу заемщика (залогодателя) (в случае проведения осмотра (ознакомления) в отсутствие ответственного работника кредитной организации).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Утвержден ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"

ФСБУ устанавливает требования:

к документам бухгалтерского учета (первичным учетным документам и регистрам бухгалтерского учета);

к исправлению документов бухгалтерского учета;

к хранению документов бухучета;

к документообороту в бухгалтерском учете (под документооборотом понимается движение документов в экономическом субъекте с момента их составления или получения до завершения исполнения).

Стандарт подлежит применению с 1 января 2022 года.

Вносятся очередные изменения в перечни кодов бюджетной классификации

Изменениями, внесенными в Приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. N 99н, в частности:

включено новое приложение N 24.1, предусматривающее коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта "Учитель будущего";

дополнен перечень КБК, предусмотренных в том числе приложениями N 1, N 2, N 4 и др.;

приложения N 3 и N 9 дополнены новыми главами "727 Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства".

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

До 1 января 2022 года вводится в действие форма акта утилизации отходов от использования товаров

Форма отчета утверждена в соответствии с Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Копии актов утилизации отходов представляются по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации.

Предлагается увеличить норматив утилизации упаковки и товаров

Проектом закона для упаковки нормативы утилизации устанавливаются равными 100%, а для товаров предусмотрено ежегодное увеличение не менее чем на 10%.

Кроме того, проектом уточняется момент возникновения обязанности по выполнению нормативов утилизации производителями товаров и импортерами товаров: не с момента первичной реализации товаров и упаковки товаров, как это предусмотрено сейчас, а со дня их постановки на бухгалтерский учет для производителей товаров и со дня выпуска для внутреннего потребления - для импортеров товаров.

Предлагается также установить, что обязанность по утилизации отходов от использования товаров считается исполненной со дня подтверждения Росприроднадзором корректности информации в представленной отчетности о выполнении нормативов утилизации.

Закреплено положение о представлении отчетности исключительно в электронном виде посредством единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.

Кроме того, предлагается создать специализированный фонд с централизацией в нем средств экологического сбора - Фонд расширенной ответственности производителей.

Средства экологического сбора могут быть направлены в том числе на финансирование инвестиционных проектов, необходимых для создания мощностей и инфраструктуры для организации такой деятельности.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Устав публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" приведен в соответствие с дополнением функций и полномочий публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", внесенных Федеральным законом от 30.12.2020 N 542-ФЗ

В частности, фонд наделен полномочием по реализации совместных с органами исполнительной власти субъектов РФ программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения 2 родителей, гражданам, имеющим низкий уровень дохода, гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, многодетным семьям.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В государственной информационной системе промышленности теперь доступен сервис "Цифровой паспорт промышленного предприятия", который рассчитывает текущий уровень цифрового развития предприятия на основе данных о реализуемых проектах цифровизации

Получить цифровой паспорт можно по ссылке https://gisp.gov.ru/digpass/.

С помощью сервиса также можно:

- узнать уровень цифровизации своего предприятия и отраслей промышленности России;

- ознакомиться с лучшими ИТ-решениями для промышленных предприятий;

- подобрать ИТ-решения, ранжированные согласно сложности их внедрения;

- ознакомиться с перечнем мер поддержки, направленных на повышение уровня цифровизации и внедрение технологических решений.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Минстроем России подготовлены разъяснения об исчислении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов

Сообщается, в частности, что плата в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644) может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.

В случае когда имеется физическая возможность отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод других абонентов и организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствующем расчетном периоде был произведен отбор проб сточных вод или принята к контролю декларация, пунктом 203 правил установлен приоритет результатов анализов отобранной пробы сточных вод и декларации и, соответственно, плата должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 197 правил.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Генпрокуратурой России утвержден порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, действующий с 1 июля 2021 года

Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, и определяет, в том числе, процедуру направления требований и подведомственность объектов проверки прокурорам разных уровней и специализаций.

Закреплена необходимость организации учета направленных требований в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, проведение на системной основе анализа их обоснованности.

Определено, что должны быть исключены случаи:

- направления требования в неуполномоченные органы и организации либо с целью уклонения от установленных законом ограничений на проведение контрольных мероприятий;

- направления требований руководителям федеральных органов контроля и их территориальных органов в федеральных округах прокурорами районов, городов, субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур, минуя Генпрокуратуру России.

Направление требования о проведении контрольного мероприятия в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям не допускается. В каждом конкретном случае прокуроры, направившие требование, контролируют поступление информации о результатах контрольных мероприятий в прокуратуру, а также, оценивают достаточность и обоснованность принятых органом контроля мер.

Форма требования установлена в приложением к приказу.

Кроме того, утверждены:

- порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования;

- порядок согласования контрольным органом с прокурором проведения внепланового контрольного мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения.