Новое в российском законодательстве (ежедневно)

8 апреля 2021 года

КОРОНАВИРУС

До 30 сентября 2021 года продлены сроки нахождения на таможенной территории ЕАЭС автомобилей и других транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами для личных нужд

Граждане, которые временно ввезли автомобили и другую технику, до 30 сентября текущего года освобождены от обязанности их обратного вывоза из ЕАЭС, они не подпадут под административные меры и уплату таможенных платежей.

Решение также касается граждан, которые приехали из Калининградской области на своих автомобилях, растаможенных в льготном порядке, и которые не могут вернуться домой.

Также до 30 сентября 2021 года приостановлено течение 18-месячного срока, когда возможен льготный беспошлинный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС личного имущества иностранными гражданами, получившими статус лица, переселившегося на постоянное место жительства в ЕАЭС, беженца, вынужденного переселенца.

Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 год по 30 сентября 2021 года.

<Информация> Минцифры России от 07.04.2021 "На Госуслугах доступны сертификаты о вакцинации на английском"

На портале Госуслуг реализована возможность автоматического формирования сертификатов о вакцинации на английском языке

Автоматическая процедура транслитерации будет осуществляться в соответствии с правилами перевода МВД России, применяемыми при выпуске заграничного паспорта гражданина РФ.

Сертификат вакцинированного в формате QR-кода будет сформирован с указанием сведений загранпаспорта в том случае, если данные заграничного паспорта указаны пользователем в личном кабинете на портале Госуслуг.

В период тестирования нового сервиса в сертификате использовались данные российского паспорта. После завершения тестирования при указании пользователем в профиле на портале данных заграничного паспорта сертификаты автоматически будут обновлены.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Действующее правовое регулирование не допускает в отношении руководителя должника применения к нему в связи с одним и тем же деянием и административной ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, и судебного штрафа за неисполнение судебного акта арбитражного суда

Конституционный Суд РФ признал часть 4 статьи 14.13 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу, прежде всего во взаимосвязи с положениями статей 119, 120 и 332 АПК РФ, во всяком случае не предполагают за неисполнение руководителем должника установленной законом и воспроизведенной в определении арбитражного суда о введении наблюдения обязанности предоставить временному управляющему бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, применения к нему в связи с одним и тем же деянием и административной ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, и судебного штрафа за неисполнение судебного акта арбитражного суда.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что придание действующему правовому регулированию значения, допускающего применение к руководителю должника и административного наказания за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, и судебного штрафа за неисполнение судебного акта арбитражного суда в связи с установленным в отношении него одним и тем же фактом нарушения обязанности, предусмотренной пунктом 32 статьи 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", вступало бы в противоречие как с конституционным запретом повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние, так и с конституционными принципами обоснованности и соразмерности (пропорциональности) ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем такое решение вопроса об ответственности за уклонение от своевременного исполнения обязанности, закрепленной пунктом 32 статьи 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", во всяком случае не должно влечь за собой состояние безнаказанности руководителя должника за ее неисполнение. Иное ставило бы под сомнение принудительное государственно-правовое обеспечение как надлежащего порядка осуществления различных процедур, применяемых в деле о банкротстве и являющихся необходимым условием оздоровления экономики, так и ответственного исполнения судебных решений.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Уточнен порядок ограничения передачи источниками формирования кредитной истории информации в БКИ о лицах, в отношении которых применяются меры ограничительного характера

Поправками уточняется, что источники формирования кредитной истории - кредитные организации, лизинговые компании и операторы инвестиционных платформ не представляют в бюро кредитных историй информацию, которая содержится в кредитной истории, о лицах (включая информацию об обязательствах этих лиц), в отношении которых применяются меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов, на основании заявлений этих лиц и после проверки достоверности информации, указанной в заявлениях.

Предусмотрены требования к содержанию такого заявления и к проверке информации о применении в отношении подавшего заявление лица мер ограничительного характера.

Указанные источники формирования кредитных историй в течение 5 рабочих дней со дня подтверждения информации, указанной в заявлении лица, уведомляют бюро кредитных историй об исключении из кредитной истории указанного лица информации об обязательствах, не исполненных на дату поступления заявления.

Поправки вступают в силу с 1 января 2022 г.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 N 435 "Об утверждении Положения о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитной истории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органы предварительного следствия".

<Информация> Росреестра от 07.04.2021 "Росреестр разъяснил, как будет работать закон о "гаражной амнистии"

Все, что нужно знать о "гаражной амнистии", - разъяснение Росреестра

Закон о "гаражной амнистии", вступающий в силу с 1 сентября 2021 года, позволит гражданам в течение пяти лет, до 1 сентября 2026 года, бесплатно получить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых находятся их гаражи.

Закон определяет механизм предоставления гражданам земельных участков, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30 декабря 2004 г.). При этом предусматривается одновременный кадастровый учет и регистрация права собственности на гараж и земельный участок, на котором он расположен.

"Гаражная амнистия" распространяется на объекты гаражного назначения. Речь идет как об объектах капитального строительства, так и о гаражах некапитального типа, которые находятся в гаражно-строительных кооперативах и гаражных товариществах. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Земля, на которой расположен гараж, должна быть государственной или муниципальной.

Не попадают под "гаражную амнистию" самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ.

Воспользоваться "гаражной амнистией" смогут граждане - владельцы гаражей, возведенных до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ; их наследники; граждане, которые приобрели гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, по соглашению у лица, подпадающего под "гаражную амнистию".

Разъясняется, как воспользоваться "гаражной амнистией", а также о дополнительных преимуществах для инвалидов.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Для получения пособия по временной нетрудоспособности заполнять заявление по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 578, с 01.01.2021 не требуется

Сведения, необходимые страхователю и территориальному органу ФСС для выплаты страхового обеспечения предоставляются при трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной (иной) деятельности.

В настоящее время проект приказа об утверждении формы "Сведения о застрахованном лице" направлен на регистрацию в Минюст России.

Страхователям и застрахованным лицам рекомендовано использовать для назначения и выплаты страхового обеспечения форму сведений, предусмотренную данным проектом приказа.

По вопросу заполнения сведений об адресе проживания в составе информации при заполнении формы электронного обращения на сайте ФСС РФ обращено внимание на следующее.

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ установлено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает, в том числе свои фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Отмечено при этом, что в случае если обращающийся посредством электронного обращения заявитель не желает указывать, например, адрес проживания или регистрации по месту жительства, он может проставить любой символ или прочерк в соответствующем поле ячейки и направить обращение, которое будет принято к рассмотрению Фондом в соответствии с законодательством РФ.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Обновлен порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам и иным обязательным платежам

Сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов;

в иных установленных законодательством случаях.

Новый порядок содержит в числе прочего порядок проведения сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления в электронной форме, представленного по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика.

В этом случае после регистрации заявления должностное лицо формирует акт сверки расчетов с помощью программного обеспечения налогового органа не позднее трех рабочих дней с момента получения заявления, подписывает акт сверки расчетов усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа и направляет налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Максимальный период проведения сверки расчетов, как и ранее, составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

Признано утратившим силу письмо ФНС России от 16.04.2020 N АБ-4-19/6371@.

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся представления Банком России сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых из оборота

Обязанность представления сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота, и к земельным участкам, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, установлена пунктом 20 статьи 396 НК РФ.

Центральный банк РФ не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена данная обязанность.

Вместе с тем, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ, по мнению Минфина, положения пункта 20 статьи 396 НК РФ распространяются на Центральный банк РФ.

Банк России также отметил, что:

земельные участки, на которых размещены объекты (здания и сооружения) полевых учреждений Банка России, не признаются объектами обложения земельным налогом как изъятые из оборота;

Банк России в связи с исполнением им определенных полномочий может быть отнесен к органам государственной власти.

С учетом изложенного в отношении Банка России подлежат применению положения п. 20 ст. 396 НК РФ.

ФНС напоминает о праве граждан возместить часть расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, заявив вычет по НДФЛ

Заявить вычет можно в декларации по форме 3-НДФЛ в отношении расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, понесенные начиная с 2022 года.

Вычет предоставляется в размере фактических расходов, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период.

Гражданин вправе учесть также расходы на физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет.

Получить вычет можно, если физкультурно-спортивная организация (индивидуальный предприниматель) включены в соответствующий перечень, ежегодно формируемый Минспортом России. Первый перечень будет сформирован не позднее 1 декабря 2021 года и размещен на его официальном сайте.

ФНС напоминает о праве граждан возместить часть расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, заявив вычет по НДФЛ

Заявить вычет можно в декларации по форме 3-НДФЛ в отношении расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, понесенные начиная с 2022 года.

Вычет предоставляется в размере фактических расходов, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период.

Гражданин вправе учесть также расходы на физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет.

Получить вычет можно, если физкультурно-спортивная организация (индивидуальный предприниматель) включены в соответствующий перечень, ежегодно формируемый Минспортом России. Первый перечень будет сформирован не позднее 1 декабря 2021 года и размещен на его официальном сайте.

Сообщены основания и порядок пересчета налогов, уплачиваемых физлицами

Перерасчет имущественных налогов по направленным физлицам налоговым уведомлениям проводится при наличии установленных оснований, в том числе: оспаривание кадастровой стоимости; снижение налоговых ставок или введение налоговых льгот; получение уточненных сведений и т.д.

По общему правилу перерасчет проводится не более чем за три налоговых периода.

Перерасчет не выполняется, если он влечет увеличение ранее уплаченных сумм земельного налога или налога на имущество, а с 1 июля 2021 года - и транспортного налога.

Сообщается также, что при наличии ранее не учтенной льготы пересчет налога проводится с налогового периода, в котором у физлица возникло право на нее.

Ответы на иные вопросы, касающиеся перерасчета имущественных налогов, содержатся в письме ФНС России от 01.04.2021 N БС-4-21/4356@.

Иностранные компании и иностранные структуры без образования юрлица будут обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о своих участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих)

Соответствующими положениями дополнен законопроект, вносящий изменения в НК РФ, по результатам его рассмотрения Госдумой во втором чтении.

Согласно законопроекту сведения, сформированные по состоянию на 31 декабря, необходимо будет представлять ежегодно не позднее 28 марта в налоговый орган по месту постановки на учет.

Сведения должны включать также раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физлица или публичной компании, в случае если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5%.

Данная обязанность не распространяется на иностранные организации, которые стоят на учете в налоговом органе только на основании оказания ими услуг в электронной форме при их реализации на территории РФ.

Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Внесены изменения в правила предоставления субсидий организациям кинематографии, оказывающим услуги, связанные с осуществлением производства иностранными производителями аудиовизуальной продукции на территории РФ

Согласно внесенному уточнению результатом предоставления субсидии является объем экспортной выручки от реализации услуг категории "Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха" по состоянию на конец текущего финансового года.

Дополнен перечень условий, отражаемых в соглашении о предоставлении субсидии, которое заключается организацией кинематографии с акционерным обществом "Российский экспортный центр".

В числе прочего соглашением должны предусматриваться: условия и порядок заключения дополнительного соглашения; срок перечисления субсидии с учетом бюджетного законодательства; счета, на которые перечисляется субсидия; условие о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае сокращения лимитов бюджетных обязательств.

Также, в частности, скорректирована процедура отбора заявок на участие, в том числе установлен перечень информации о проведении отбора, которая в обязательном порядке не реже одного раза в год размещается на едином портале, уточнены требования, предъявляемые к организациям, а также установлены правила рассмотрения и оценки заявок для участия в отборе.

Уточнены отдельные условия и порядок предоставления федеральных субсидий на возмещение затрат по уплате страховых взносов, возникающих у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Арктической зоны РФ

Установлено, в частности, что управляющей компании запрещено приобретать за счет средств субсидии иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

Страховые взносы за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, уплачиваются управляющей компанией за юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Арктической зоны РФ, в течение срока действия заключенных соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности, но не более 10 лет с даты представления первых сведений о размерах исчислений страховых взносов.

Минвостокразвития России и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения управляющей компанией целей, условий и порядка предоставления субсидий.

Согласие управляющей компании на осуществление проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий предусматривается в соглашении.

Определен порядок предоставления в 2021 году средств федерального бюджета субъектам РФ в целях возмещения части затрат производителям масла подсолнечного и сахара белого

Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств по предоставлению бюджетных средств производителям на компенсацию части затрат, связанных с производством и реализацией масла подсолнечного и (или) сахара белого в организации розничной торговли, по ставке на 1 литр произведенного и реализованного масла подсолнечного собственного производства по цене, не превышающей 95 рублей за 1 литр, включая НДС, и (или) на 1 килограмм сахара белого собственного производства по цене, не превышающей 36 рублей за 1 килограмм, включая НДС.

Межбюджетные трансферты предоставляются в отношении масла подсолнечного и сахара белого, реализованных с 1 апреля 2021 г. по 30 сентября 2021 г. включительно.

Для компенсации расходов производителей подсолнечного масла и сахара белого Минсельхозу выделены бюджетные ассигнования в размере 9000000 тыс. рублей

Одновременно распоряжением Правительства РФ утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или) сахара белого в организации розничной торговли.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Введен в действие стандарт СТО БР НПС-10.0-2021 Банка России "Финансовые сообщения в НПС. Нестандартные ситуации и расследования при переводе денежных средств. Альбом схем"

Стандарт содержит описание форматов финансовых сообщений, рекомендованных Банком России к использованию в национальной платежной системе (НПС) при обработке нестандартных ситуаций и проведении расследований при переводе денежных средств.

Стандарт предназначен для: участников перевода денежных средств; разработчиков информационного и программного обеспечения, информационных систем.

В Стандарт могут включаться дополнительные форматы финансовых сообщений по предложениям участников перевода денежных средств.

Положения Стандарта применяются на добровольной основе, если только в отношении конкретных положений обязательность их применения не установлена нормативными актами Банка России или условиями договоров.

Кредитным организациям даны рекомендации для снижения рисков использования LIBOR

Рекомендуется в срок до 30 ноября 2021 года в действующих договорах субординированных кредитов (депозитов, займов), решениях о выпуске субординированных облигационных займов с плавающими процентными ставками в иностранных валютах, включенных в состав источников собственных средств (капитала):

пересмотреть условия указанных договоров (решений) с привязкой к LIBOR и подготовить проекты дополнительных соглашений (проекты изменений в решения), предусматривающие замену LIBOR на альтернативные индикаторы;

направить в Банк России в целях согласования копии соответствующих документов через личный кабинет в порядке, установленном Указанием Банка России от 19.12.2019 N 5361-У.

Банк России признал Платежную систему АО "Россельхозбанк" национально значимой платежной системой

Запись о признании Платежной системы АО "Россельхозбанк" национально значимой внесена в реестр операторов платежных систем 25 марта 2021 года.

Платежная система признается Банком России национально значимой в случае ее соответствия одновременно следующим критериям:

Российская Федерация, Банк России, граждане РФ прямо или косвенно установили контроль в отношении оператора платежной системы и операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением расчетного центра платежной системы;

используемые операторами услуг платежной инфраструктуры информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России по согласованию с Правительством РФ требованиям. Указанные требования должны включать в том числе использование в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требования к лицензионным соглашениям, требования к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации.

Банк России признал Платежную Систему Вестерн Юнион социально значимой

Платежная система является социально значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежных систем, и более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;

осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств с использованием платежных карт в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств с использованием платежных карт, осуществленных в рамках платежных систем;

осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств без открытия банковского счета, осуществленных в рамках платежных систем;

осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц, осуществленных в рамках платежных систем.

Одновременно утратившей социальную значимость признана Платежная система "Золотая Корона".

Запись о признании Платежной Системы Вестерн Юнион социально значимой, а Платежной системы "Золотая Корона" - утратившей социальную значимость, внесена в реестр операторов платежных систем 26 марта 2021 года.

Предлагается законодательно закрепить обязанность кредиторов проверять показатель долговой нагрузки заемщика

Согласно законопроекту кредитная или микрофинансовая организация обязана рассчитать показатель долговой нагрузки (ПДН) заемщика при принятии решения о предоставлении потребительского кредита (займа) в сумме от 10 000 рублей и выше, а также при принятии ряда решений, например об увеличении лимита кредитования, если сумма лимита кредитования будет равна 10 ООО рублей и более.

Показатель долговой нагрузки заемщика рассчитывается как отношение суммы величин среднемесячных платежей по всем кредитам и займам заемщика, в том числе по потребительскому кредиту (займу), заявление о предоставлении которого рассматривается кредитором, к величине его среднемесячного дохода.

В случае если рассчитанное значение ПДН превышает 50%, кредитор обязан уведомить заемщика в письменной форме о существующем риске неисполнения обязательств по потребительскому кредиту (займу) и применения к нему штрафных санкций.

Требования о расчете ПДН не применяются в следующих установленных случаях: при предоставлении образовательных кредитов, по которым предоставляется господдержка; при предоставлении кредитов (займов) физлицу, признаваемому инвалидом, в частности, на приобретение технических средств реабилитации и пр.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Утверждена методика оценки туристского потока по числу туристских поездок и по количеству ночевок, совершенных туристами

В методике приведены основные термины и определения, источники информации, основные показатели (в том числе туристский поток по Российской Федерации, въездной туристский поток в Российскую Федерацию, внутренний туристский поток по Российской Федерации, выездной туристский поток из Российской Федерации, туристский поток по субъекту (региону) РФ, въездной иностранный туристский поток в субъект (регион) РФ), а также алгоритм расчета основных показателей туристского потока.

Направлена информация о порядке предоставления статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N ВПО-2 за 2020 год

Образовательные организации высшего образования предоставляют статистические данные по указанной форме до 20 апреля 2021 года в соответствии с прилагаемым к письму порядком. Сведения предоставляются исключительно в электронном виде согласно разделам формы, размещенным в личном кабинете организации по адресу: http://stat.miccedu.ru. При наличии в организации филиалов сведения по форме заполняются также и по каждому филиалу.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Утверждены формы документов, применяемых в процессе лицензирования деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции и деятельности по организации и проведению азартных игр

Обновление форм документов обусловлено принятием Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, предусматривающего внедрение реестровой модели предоставления госуслуг по лицензированию отдельных видов деятельности.

Приказ содержит формы заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензии, заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности, решений налоговых органов (в том числе о рассмотрении заявления о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, а также уведомлений (например, об устранении грубого нарушения лицензионных требований).

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 23 мая 2012 года N ММВ-7-2/348@, которым были утверждены ранее применявшиеся формы документов.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Разработаны методические рекомендации по обеспечению единого подхода к содержанию и оформлению представляемых на государственную экспертизу в ФАУ "Главгосэкспертиза России" проектной документации, результатов инженерных изысканий и информационной модели объекта капитального строительства

В Рекомендациях приведены основные требования к составу и содержанию информационной модели объекта капитального строительства (далее - ИМ), которые могут отличаться по объему и последовательности их реализации в зависимости от решаемых задач при проектировании объекта и которые должны учитывать многообразие конструктивных систем, конструктивных решений и материалов строительных конструкций, инженерных систем, а также возможность формирования ИМ с использованием альтернативных реализующих программных средств.

Рекомендации носят методологический характер и позволяют эффективно подготовить ИМ к экспертной оценке за счет обобщения сведений, приведенных в нормативной базе.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Предлагается установить возможность проведения обследования технического состояния зданий и сооружений и диагностирования технических устройств на опасном производственном объекте

Предусматривается возможность продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах на основании решения руководителя эксплуатирующей организации, принятого с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений, а также технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Законопроектом закрепляются понятия "обследование технического состояния зданий и сооружений на опасном производственном объекте", "техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах", "специалист по техническому диагностированию", "специалист по обследованию технического состояния зданий и сооружений".

Обследование представляет собой комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность зданий и сооружений и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость их восстановления и усиления. Техническое диагностирование - это комплекс мероприятий, направленный на всестороннее обследование технических устройств и определение их технического состояния.

Вводятся обязанности для специалиста по техническому диагностированию, эксперта в области промышленной безопасности при проведении ими технического диагностирования.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

На период с 1 июля 2021 г. по 30 июня 2022 г. установлены предельные уровни минимальных и максимальных цен на зерно, при достижении которых в 2021 - 2022 годах проводятся государственные закупочные и государственные товарные интервенции соответственно

Приведены:

- предельные уровни минимальных цен по всем субъектам РФ за тонну с учетом и без учета НДС:

на мягкую пшеницу 3, 4 и 5 классов;

на кукурузу не ниже 3 класса;

на рожь не ниже 3 класса;

на ячмень;

- предельные уровни максимальных цен по всем субъектам РФ за тонну с учетом и без учета НДС:

на мягкую пшеницу 3, 4 и 5 классов;

на кукурузу;

на рожь;

на ячмень.

ТРАНСПОРТ

Признан утратившим силу Приказ Минтранса России от 23.07.2020 N 249 "Об утверждении маршрутов обслуживания воздушного движения"

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991 маршруты обслуживания воздушного движения и данные о воздушном пространстве свободной маршрутизации, в том числе условия использования маршрутов обслуживания воздушного движения и воздушного пространства свободной маршрутизации для полетов воздушных судов иностранных государств публикуются Федеральным агентством воздушного транспорта в документах аэронавигационной информации.

Ранее было предусмотрено, что маршруты обслуживания воздушного движения утверждаются Минтрансом России.

Актуализировано руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Положение о содержании годового отчета по обеспечению безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания и объектов их инфраструктуры"

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Ростехнадзора по составу и содержанию годового отчета по обеспечению безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания и объектов их инфраструктуры.

Руководство предназначено для эксплуатирующих организаций и специалистов Ростехнадзора, проводящих анализ и оценку состояния безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания и объектов их инфраструктуры.

Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 704, которым утверждено положение, регулирующее аналогичные правоотношения.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

В Госдуму поступил законопроект о дополнительных мерах по противодействию коррупции в сфере закупок

Поправками предусматриваются в том числе:

уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путем включения в их число работников контрактной службы;

уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона N 223-ФЗ;

введение обязанности члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;

установление к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утвержден порядок расчета ставок вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, вывозимое из РФ за пределы государств - членов ЕАЭС

Установлено, что ставки вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, классифицируемое в подсубпозициях 1512 11 910 1, 1512 11 910 9, 1512 19 900 2 и из 1512 19 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, рассчитываются Минсельхозом России по формуле, включающей в себя в том числе такие показатели, как индикативная цена за 1 тонну и базовая экспортная цена, имеющая значение 1000 долларов США за 1 тонну.

Минсельхоз России осуществляет мониторинг цен на масло подсолнечное путем наблюдения ценовых индикаторов, выраженных в долларах США за 1 тонну. Периодом мониторинга является календарный месяц, предшествующий месяцу расчета ставок вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное. Индикативная цена на масло подсолнечное рассчитывается как среднее арифметическое ежедневных цен, полученных в результате мониторинга, за все дни периода мониторинга с учетом вычета корректирующего коэффициента в размере 50 долларов США за 1 тонну и округляется до первого десятичного знака в соответствии с математическими правилами округления.

Минсельхоз России не позднее 15-го числа каждого календарного месяца осуществляет расчет ставок вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное. Информация о рассчитанных ставках и индикативных ценах на масло подсолнечное размещается на сайте Министерства в сети "Интернет".

Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное применяются начиная с 1-го числа месяца, следующего за днем их размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", и действуют до начала применения очередных рассчитанных аналогичным образом ставок вывозных таможенных пошлин.

Приведены утвержденные ставки вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, вывозимое из РФ за пределы государств - членов ЕАЭС.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2021 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2021 г., и действует по 31 августа 2022 г. включительно.

С 1 июля 2021 года по 31 августа 2022 года в отношении семян подсолнечника будет применяться ставка вывозной таможенной пошлины в размере 50 процентов, но не менее 320 долларов США за 1000 кг

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

В новой редакции изложен перечень мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которых применяется система двойного коридора

В частности, в перечень включены следующие пункты пропуска: Московская область (Жуковский), Чкаловский, Симферополь, Саратов (Гагарин).

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Школам даны рекомендации по открытию классов "Психолого-педагогической направленности"

В направленных методических рекомендациях приведены:

алгоритм действий общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования;

методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

Предусматриваются в том числе гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки; примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения; примерные варианты учебных планов профилей.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Актуализировано Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации

Поправками Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, приведено в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В частности, внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий Минздрава России по координации и контролю деятельности ФМБА России. На основании Указа Президента РФ от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" руководство деятельностью Федерального медико-биологического агентства осуществляет Правительство РФ.

С 1 сентября 2021 г. устанавливаются требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, а также по медицинской статистике

Требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью применяются к работам (услугам), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Требования к организации и выполнению работ (услуг) по медицинской статистике устанавливаются к организации и выполнению работ (услуг), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.

Приводятся функции, осуществляемые в процессе организации и выполнения указанных работ (услуг), определяются требования к соответствующим специалистам, помещениям, рабочим местам и их информационному оснащению.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует 6 лет со дня его вступления в силу.

ПРАВОСУДИЕ

В Госдуму внесен законопроект о цифровизации исполнительного производства и исключении ошибочной идентификации должников

Законопроектом предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, ИНН должника-организации, а также внести изменения в процессуальное законодательство и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", согласно которым в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника).

Предусматривается обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) ответчика (должника).

Устанавливается, что ФССП России в целях установления идентификаторов должника и взыскателя (СНИЛС, ИНН, серии и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа у соответствующих органов могут запрашиваться указанные сведения с использованием государственных информационных систем. В целях уведомления должника и взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника и взыскателя.

Закрепляется возможность использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество.

Предусматривается возможность автоматического принятия решений по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в его возбуждении, окончания, приостановления, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника.

Предложен порядок регулирования удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей

Законопроектом вносятся изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и иные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве.

Предусматривается, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - портал Госуслуг), либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо через систему электронного документооборота посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом документы, которые подаются через портал Госуслуг либо через информационную систему, определенную Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено иное.

Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны документы, которые подаются через системы электронного документооборота.

Определено, что при наличии технической возможности в суде лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам дела в электронном виде в сети "Интернет" посредством информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством портала Госуслуг и системы электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату будут фиксироваться средствами соответствующей информационной системы.

Участник судебного процесса, давший согласие на уведомление его посредством портала Госуслуг, будет считаться извещенным надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством указанного портала.

Судебное решение, выполненное в форме электронного документа, может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа, на портале Госуслуг или в системе электронного документооборота.

Участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности.

Установление личности лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, будет осуществляться с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ).

Порядок подачи в суд документов в электронном виде, размещения материалов дела и судебных актов в сети "Интернет" будет определяться Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.

Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2022 года.