Новое в российском законодательстве (ежедневно)

18 февраля 2021 года

КОРОНАВИРУС

"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)

Верховным Судом РФ даны разъяснения по ряду актуальных вопросов, возникающих в судебной практике в связи с применением законодательных изменений и мер, направленных на противодействие распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции

В обзоре можно найти ответы, в частности, на следующие вопросы:

- вправе ли суд приостановить производство по делу, если свидетель по делу, специалист или эксперт лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

- являются ли введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры основанием для приостановления исполнительного производства;

- какие категории медицинских и иных работников медицинских организаций имеют право на получение специальной социальной выплаты, связанной с оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией;

- является ли распространение новой коронавирусной инфекции уважительной причиной для неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, и подлежат ли в таком случае начислению пени за период просрочки;

- применяется ли установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований, связанных с оспариванием отказа (бездействия) налоговых органов в предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;

- могут ли быть привлечены к уголовной ответственности по статье 236 УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил граждане, инфицированные COVID-19 или контактировавшие с такими лицами.

Также в обзоре рассмотрены отдельные аспекты применения гражданского, уголовного и налогового законодательства, вопросы применения Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 г. N 1073, а также Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N 991, и прочее.

Разъяснен порядок направления в Минюст России запроса о въезде в РФ иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, осуществляющих деятельность в области права

На основании Распоряжения Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р Минюст России рассматривает обращения и направляет в ФСБ России и МВД России списки высококвалифицированных специалистов, въезжающих в Российскую Федерацию и привлекаемых к трудовой деятельности организациями, находящимися в сфере ведения Минюста России или осуществляющими деятельность в области права.

При принятии решения Минюст России учитывает следующие критерии:

организация находится в сфере ведения Минюста России или осуществляет деятельность в области права;

иностранный гражданин, въезжающий в РФ и привлекаемый организацией к трудовой деятельности, относится к высококвалифицированным специалистам (либо к членам семьи: супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные) в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". При соответствии обоим критериям организация вправе обратиться в Минюст России с соответствующим запросом (рекомендуемая форма запроса прилагается).

С целью своевременного выполнения всех внутриведомственных процедур следует заблаговременно направлять документы и информацию с актуальными датами планируемого въезда специалиста.

Предложен Порядок подтверждения факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, для отмены решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ

Согласно проекту инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, являются: туберкулез; лепра (болезнь Гансена); сифилис; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); COVID-19, вирус идентифицирован.

Утверждаются порядок подтверждения факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, и форма медицинского документа, подтверждающего факт излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Предусматривается перечень документов, которые иностранный гражданин или лицо без гражданства представляют в медицинскую организацию для прохождения медицинского освидетельствования, а также порядок медицинского освидетельствования, включая лабораторные, рентгенологические исследования и осмотры врачами-специалистами.

Медицинское освидетельствование, включая выдачу сертификата об отсутствии заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), и медицинского заключения, проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обращения иностранного гражданина или лица без гражданства в медицинскую организацию. Сертификат и медицинское заключение действительны в течение трех месяцев с даты их выдачи.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Нарушение коммерческих прав UEFA и недобросовестная конкуренция в данной сфере в период подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу приведут к возбуждению административных дел, минуя стадию вынесения предварительного предупреждения

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" за совершение действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган вправе принять решение о возбуждении дела только после окончания срока выполнения хозяйствующим субъектом вынесенного предварительного предупреждения.

Согласно внесенным изменениям, требования статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ не распространяются на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией при осуществлении мероприятий UEFA Евро 2020.

Указанные исключения применяются по 31 декабря 2021 года включительно.

Расширен круг лиц, которые освобождаются от административной ответственности за проживание без регистрации и нарушение правил регистрации в жилом помещении

К лицам, которые освобождаются от административной ответственности за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, за нарушение правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, отнесены родные братья и сестры, усыновители, опекуны, попечители, подопечные нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении, проживающие совместно с ним.

К 2030 году планируется существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны

Обновлена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Новая Стратегия подготовлена с учетом национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента РФ. Ее целью является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.

Положения Стратегии соответствуют следующим целям национального развития Российской Федерации до 2030 года: возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.

Цифровой трансформацией лесной отрасли является переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации. Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (до ее создания - Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней) должны обеспечить прослеживаемость всей цепочки движения древесины, от заготовки на лесосеке до производства продукции или вывоза за рубеж, включая все промежуточные этапы: лесные склады, производства и контроль сопроводительных документов в электронном виде.

Признано утратившим силу аналогичное Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 N 1989-р.

"Заседание Правительства" (информация с официального сайта Правительства РФ от 17.02.2021)

Все предприятия, работа которых сопровождается значительными объемами выбросов парниковых газов, будут в обязательном порядке отчитываться об этом

Правительством подготовлен проект закона об ограничении выбросов парниковых газов. Предполагается, что реализация проекта будет стимулировать предприятия активнее модернизировать производство и внедрять новые технологии, чтобы снизить углеродный след их продукции.

На базе этого документа появится система государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и по увеличению их поглощения. Новое регулирование даст возможность бизнесу осуществлять собственные климатические проекты, активнее привлекать "зеленые" инвестиции.

В повестке заседания также рассмотрение новой редакции федерального закона о семеноводстве. В нем предусмотрены обязательные требования при обороте семян, в том числе к их использованию и производству, а также показателям качества.

В частности, для снижения рисков появления на рынке фальсификатов и некондиции будет создана федеральная государственная информационная система в области семеноводства сельскохозяйственных растений. Через этот цифровой ресурс можно будет проверить, где был выращен посевной материал и на какой урожай можно рассчитывать. В итоге в открытом доступе появится единая и полная информационная база семян, произведенных для продажи или посева.

Кроме того, сообщено об утверждении "дорожной карты" развития рынка сжиженного природного газа на ближайшие пять лет. "Дорожная карта" предусматривает рост производства СПГ, а также создание инфраструктуры для автономной газификации в труднодоступных районах, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

При приобретении конструктивно сложного товара необходимо понимать и осознавать особый механизм его возврата и обмена

Сообщается, в частности, что в соответствии с новыми правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463) технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену в порядке и по основаниям, установленным статьей 25 Закона о защите прав потребителей.

Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не похоже на покупку в "обычном" магазине тем, что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому установлены дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.

В связи с этим при приобретении технически сложного товара бытового назначения дистанционным способом его возврат (применительно к товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней, в случае если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Увеличена продолжительность предельного возраста пребывания на службе для некоторых категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ

Согласно внесенным изменения, теперь предельный возраст пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе составляет:

- 65 лет - для генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы;

- 60 лет - для сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы;

- 55 лет - для сотрудника, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава, майора внутренней службы или подполковника внутренней службы.

- 65 лет - для сотрудника, имеющего ученую степень кандидата наук или доктора наук и замещающего должность в образовательной организации или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы;

При этом предусмотрено, что за сотрудниками уголовно-исполнительной системы РФ в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняется право на увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, на основаниях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Подписан закон, направленный на совершенствование налогового контроля за ценами во внешнеторговых сделках, уточняющий сроки хранения документов, обязанности банков, порядок рассмотрения жалоб

Законом предусматривается, в частности:

уточнение условий признания сделок контролируемыми (это коснулось в том числе сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта (на черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни), а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента);

возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами ценообразования, предусмотренными НК РФ, применять методы, используемые в соответствующем иностранном государстве;

совершенствование процедуры заключения соглашения о ценообразовании (в том числе увеличиваются сроки рассмотрения заявления и документов налогоплательщика при заключении соглашения по внешнеторговым сделкам, предусматриваются особенности заключения такого соглашения в случае подачи контрагентом налогоплательщика аналогичного заявления в компетентный орган иностранного государства, дополняются основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании).

Кроме того, отдельными поправками, в частности:

увеличивается срок хранения документов для целей налогового учета с четырех до пяти лет. При этом налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

вводится обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, документов, документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета, карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.;

дополнен перечень оснований, при которых вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения.

В НК РФ закреплено освобождение от уплаты госпошлины при обращении уполномоченного по правам человека в субъектах РФ в суд с административным иском в защиту прав и свобод человека и гражданина

Соответствующее дополнение внесено в пп. 16 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Речь идет об обращении в суд уполномоченного по правам человека в субъектах РФ при нарушении прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных, в частности, решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Поправки в НК РФ: уточнены условия освобождения от НДФЛ стоимости путевок, порядок налогообложения дивидендов, увеличен срок для перехода с ЕНВД на УСН

Освобождению от налогообложения НДФЛ подлежат сумм компенсации сотрудникам стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, за исключением случаев повторной (многократной) их компенсации в одном налоговом периоде. При исчислении налога на прибыль такие расходы нормируются - не больше 50 000 руб. в год на человека и не более 6% расходов на оплату труда (с учетом взносов на ДМС).

Кроме того, устанавливается правило, предусматривающее возможность зачета налога на прибыль организаций, исчисленного и удержанного в отношении дивидендов, полученных российской организацией, при определении суммы НДФЛ, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика, признаваемого налоговым резидентом РФ, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия (сумма налога, подлежащая зачету, определяется по установленной формуле).

Данный порядок зачета не применяется в отношении сумм налога, исчисленных в отношении дивидендов, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 208 НК РФ.

В числе прочего устанавливается также, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде ЕНВД и отвечающие требованиям, установленным главой 26.2 НК РФ, вправе не позднее 31 марта 2021 года уведомить налоговый орган о переходе на УСН с 1 января 2021 года. При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев 2020 года ее доходы, налогообложение которых осуществлялось в соответствии с общим режимом налогообложения, не превысили 112,5 миллиона рублей.

Законом также предусматривается порядок исчисления НДФЛ налоговыми органами с доходов в виде выигрышей в казино и залах игровых автоматов в 2020 году.

Налоговым органам поручено обеспечить прием деклараций по ЕСХН за 2020 год как по старой, так и по обновленной форме

Приказом ФНС России от 18.12.2020 N ЕД-7-3/926@, вступающим в силу 29.03.2021, внесены изменения в форму, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по ЕСХН.

Приказ применяется начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2020 года.

В целях исключения формального подхода, связанного с отказом в приеме налоговых деклараций по ЕСХН за 2020 год, налоговым органам надлежит обеспечить прием указанной отчетности по формам и форматам, действующим как до внесения в нее изменений, так и в редакции Приказа ЕД-7-3/926@.

ФНС подготовлен обзор позиций высших судов по вопросам налогообложения имущественными налогами за 2020 г.

В обзоре приведены выводы Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, содержащиеся в конкретных решениях по вопросам налогообложения, в том числе указано следующее:

налоговое законодательство не предусматривает корректировку сумм земельного налога за предыдущие налоговые периоды вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка. Изменение кадастровой стоимости земельного участка, осуществляемое по двум разным основаниям (в результате корректировки качественных либо количественных характеристик земельного участка и в результате исправления ошибки в сведениях ЕГРН), порождает различные налоговые последствия;

заявитель неправомерно для целей расчета налога самостоятельно уменьшил отраженные в ЕГРН показатели кадастровой стоимости имущества на сумму НДС, включенную в стоимость. При рассмотрении налогового спора арбитражный суд не вправе корректировать установленную кадастровую стоимость объектов недвижимости, учитывая, что законом предусмотрены специальные процедуры ее оспаривания.

Сообщен код новых видов объектов для указания в заявлении на право применения ПСН в отношении розничной торговли

В Порядке заполнения формы заявления на получение патента, утвержденном Приказом ФНС России от 09.12.2020 N КЧ-7-3/891@, по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов" не предусмотрен код объекта для "других аналогичных объектов", введенных Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ.

До внесения соответствующих изменений, в случае если торговый объект подпадает под понятие "другие аналогичные объекты", в форме заявления следует указывать код вида объекта "14 - палатка".

Сообщены сроки уплаты земельного и транспортного налогов в 2021 году

Вступили в силу нормы Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ о единых сроках уплаты организациями указанных налогов:

налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, за 2020 год земельный и транспортный налоги уплачиваются не позднее 1 марта 2021 года.

Авансовые платежи (если их уплата предусмотрена законом субъекта РФ) подлежат уплате не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Следовательно, за первый квартал 2021 года - не позднее 30 апреля 2021, за второй - не позднее 2 августа (так как 31 июля и 1 августа - нерабочие дни), за третий - не позднее 1 ноября (31 октября - нерабочий день).

Рассмотрен в первом чтении законопроект об ответственности за несообщение сведений об операциях с цифровой валютой

Вносятся изменения в НК РФ, предусматривающие, в частности, обязанность лиц, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и их остатке, в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей.

Сообщение о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты представляются в налоговый орган не позднее 30 апреля календарного года, следующего за отчетным календарным годом. Согласно законопроекту первым отчетным годом будет являться 2021 год.

Установлено также, что для целей налогообложения цифровая валюта признается имуществом.

Совершение операций, связанных с цифровой валютой, не признается объектом налогообложения НДС.

Вводится налоговая ответственность в виде взыскания штрафа за непредставление (несвоевременное представление) сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, за представление отчета об операциях с цифровой валютой, содержащего недостоверные сведения, а также за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Правительство утвердило правила предоставления субсидий на выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных СМИ, а также выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению

Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выпуск таких изданий.

Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы РФ при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Минцифры ежегодно принимает решение о проведении конкурсного отбора, сроки которого не могут быть менее 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении конкурсного отбора, и образует комиссию по отбору заявок.

Организация допускается к участию в конкурсном отборе в случае соответствия ряду требований, в том числе:

деятельность организации связана с выпуском, распространением и тиражированием социально значимых проектов, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ, не являющихся рекламными и эротическими изданиями;

не имеющих в составе учредителей религиозных объединений, политических партий и политических общественных движений;

не имеющих предупреждений о нарушении законодательства о СМИ в течение года, предшествующего дню подачи заявки;

имеющих сайт (страницу) в сети "Интернет".

Размер субсидий не может превышать сумму расходов организации по установленным правилами направлениям расходования.

Минцифры и орган госфинконтроля проводят обязательные проверки соблюдения организацией - получателем субсидий целей, условий и порядка предоставления субсидий, установленных правилами и соглашением.

Актуализированы условия и порядок предоставления федеральных субсидий организациям вещания второго мультиплекса на оплату предоставленных ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" услуг по распространению и трансляции их программ в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек

Получателями субсидий являются организации, осуществляющие вещание телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиции во втором мультиплексе на территории РФ.

Размер субсидии определяется в соответствии с согласованным планом загрузки, включающим перечень технических средств, необходимых для обеспечения эфирной наземной цифровой трансляции программ получателей субсидий в населенных пунктах, и расчет стоимости услуг предприятия на соответствующий финансовый год в соответствии с тарифами на услуги связи.

Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между Минцифры России и получателем субсидии в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Результатом предоставления субсидии является достижение до 31 декабря текущего финансового года объема телевизионного вещания в населенных пунктах, определенного в соглашении.

Действие Правил, утвержденных настоящим Постановлением, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2019 г. N 1726, которым регулируются аналогичные правоотношения.

Актуализированы условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Управления делами Президента РФ

Субсидии предоставляются в связи с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг для выполнения мероприятий по развитию предприятий в производственной сфере, а также в целях финансового обеспечения затрат на:

капитальный ремонт имущества, используемого для оказания услуг и производства товаров в интересах федеральных государственных органов или подведомственных Управлению делами Президента РФ организаций;

приобретение транспортных средств и иной техники, оборудования, неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и материальных запасов, необходимых для производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;

подготовку и проведение мероприятий, предусматривающих участие Российской Федерации в международных организациях, форумах и встречах, проводимых по решению Президента РФ на территории Российской Федерации, а также мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам истории Отечества, проводимых по решению Президента РФ или Правительства РФ.

Сведения о субсидиях подлежат размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети "Интернет" в разделе "Бюджет" при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2016 г. N 1191, которым утверждены аналогичные правила.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги

Такими бумагами являются, в частности:

биржевые облигации Государственной компании "Российские автомобильные дороги", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-01-00011-T-003P;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-04-55039-E-001P;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Акционерная финансовая корпорация "Система", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-17-01669-A-001P.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Принят закон, направленный на расширение доступа российских экспортеров к продуктам экспортного страхования

Поправками, внесенными в закон о валютном регулировании, к числу разрешенных валютных операций отнесены:

операции по уплате резидентами страховым организациям - резидентам (за некоторыми исключениями) страховых премий по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам,

операции по выплате резидентам страховыми организациями - резидентами страховых возмещений по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам.

Законом предусматривается также признание резидента исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае, если он обеспечил получение от страховой организации - резидента, не включенной в перечень страховых организаций - резидентов, установленный Банком России, страхового возмещения (страховой выплаты) по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по договору (контракту) на свои банковские счета при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, при условии что определенное таким договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному значению или превышает его.

Установлены основания и порядок включения страховых организаций в перечень Банка России.

Кроме того, дополняется перечень документов, которые могут запрашивать агенты валютного контроля у резидентов и нерезидентов в связи с указанными изменениями.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Предлагается уточнить сроки хранения документов, полученных (составленных) при оказании аудиторских услуг

Согласно законопроекту документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению в течение следующих сроков:

- не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг;

- не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Кроме того, вводится запрет, согласно которому запрещается хранить документы (копии документов), а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планируется увеличить объемы производства и использования малотоннажного сжиженного природного газа для газификации и в качестве моторного топлива

Задачами плана мероприятий являются в том числе:

стимулирование инвестиционной деятельности в области малотоннажного производства и потребления сжиженного природного газа, в области развития газозаправочной инфраструктуры;

снижение административных барьеров при реализации проектов по строительству объектов малотоннажного производства сжиженного природного газа и объектов газозаправочной инфраструктуры;

создание условий для внедрения наилучших доступных технологий, направленных на повышение эффективности производства и потребления сжиженного природного газа для газификации и в качестве моторного топлива.

В плане мероприятий в том числе:

подготовка предложений о создании условий привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по переводу муниципального и регионального транспорта на сжиженный природный газ за счет возможности сохранения объема полученной экономии в бюджетной системе соответствующего региона на период окупаемости таких мероприятий;

подготовка предложений по поддержке инвестиций в области производства оборудования, предназначенного для строительства малотоннажных заводов сжиженного природного газа, объектов заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа для автомобильного, железнодорожного, водного транспорта и техники специального назначения, систем хранения сжиженного природного газа, включая производство контейнер-цистерн, газопоршневых двигателей и заправочных модулей сжиженного природного газа.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Внесены изменения в перечень промышленной продукции, в отношении которой устанавливаются критерии ее производства на территории РФ

В частности, в новой редакции изложен раздел I указанного перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719, который теперь называется "Продукция станкоинструментальной промышленности" (ранее - "Продукция станкостроения"). Кроме того, указанный раздел I дополнен новыми сносками и примечаниями.

Поправками также определено, что заключение, выдаваемое в отношении продукции, предусмотренной разделом I, действительно в течение 2 лет со дня его выдачи.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Определен порядок сообщения в Россельхознадзор о побочных действиях и нежелательных реакциях при применении лекарственных средств для ветеринарного применения

Сообщения направляются по адресу электронной почты, либо через Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии, либо на бумажном носителе непосредственно или почтовым отправлением.

В сообщениях обязательно указываются в числе прочего:

наименование лекарственного препарата (торговое);

описание нежелательной реакции, включая данные лабораторных исследований (при наличии);

сведения о животном (животных), у которого (которых) возникла нежелательная реакция, с указанием вида, породы (при наличии), количества животных, которым вводился лекарственный препарат, и количества животных, у которых возникли нежелательные реакции.

Субъекты обращения лекарственных средств направляют в Россельхознадзор сообщения в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты, когда им стали известны сведения о нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов.

Настоящий приказ вступает в силу 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Обновлен порядок предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по производству лекарственных средств для ветеринарного применения

Заявителями в рамках соответствующей госуслуги являются юридические лица, обратившиеся в Россельхознадзор с заявлением о предоставлении госуслуги, планирующие осуществлять (осуществляющие) деятельность по производству лекарственных средств для ветеринарного применения.

Срок принятия решения о предоставлении лицензии - 45 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов.

За предоставление (переоформление) лицензии взимается госпошлина, размеры и порядок взимания которой установлены подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

Настоящий Приказ вступает в силу со дня вступления в силу приказа Минсельхоза России о признании утратившим силу Приказа Минсельхоза России от 18.03.2016 N 98.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

<Информация> Минфина России от 17.02.2021 "Правительство одобрило законопроект о требованиях к банковским гарантиям при закупках госкомпаний"

К содержанию банковских гарантий в сфере закупок будут установлены единые требования

Сообщается, что Правительством одобрен законопроект, устанавливающий унифицированные требования к банковским гарантиям, которые используются для обеспечения заявок и исполнения договоров, и к выдающим их банкам. Вносимые поправки сделают конкурентные закупки госкомпаний у субъектов МСП более прозрачными

Отмечается, что единая форма позволит избежать избыточных требований к банковским гарантиям, что в перспективе даст возможность перевести их в электронный вид и обеспечит автоматизацию проверки таких гарантий.

Законопроект также защищает интересы заказчика, поскольку исключает предоставление подложных банковских гарантий недобросовестными участниками. В ЕИС в сфере закупок появится реестр, куда будут заноситься все банковские гарантии.

Предлагаемые изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2022 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

По 30 июня 2021 года продлен срок действия эксперимента по прослеживаемости товаров

Под прослеживаемостью понимается организация контроля над товарными партиями на основании документов, без использования идентификационных знаков учета товаров, а также операций, связанных с оборотом таких товаров, с применением национальной системы прослеживаемости.

Эксперимент проводится в том числе в целях, обеспечения противодействия ввозу и обороту на территории РФ контрафактных товаров, подтверждения их подлинности, повышения собираемости таможенных платежей и налогов.

В рамках эксперимента контролируются несколько групп товаров, в числе которых холодильники, стиральные машины, электронные интегральные схемы, детские коляски, детские автокресла.

В перечень товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, включены морские суда для геолого-разведочных работ

Речь идет о морских судах (коды 8904 00 100 0 и 8906 90 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС), находящихся в собственности иностранных лиц, зафрахтованных лицами государств - членов ЕАЭС по договору тайм-чартера или бербоут-чартера и используемых при проведении геолого-разведочных работ, при условии их помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в период с 1 июля 2020 г. до 31 декабря 2024 г. включительно.

Предельный срок временного нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов указанных морских судов - 1 год со дня помещения под такую таможенную процедуру.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

В отношении фторида алюминия, классифицируемого кодом 2826 12 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Внесены уточнения в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, в отношении плавикового шпата

Согласно внесенным изменениям, в разделах I и II указанного перечня, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. N 8, код "2529 21 000 0" ТН ВЭД ЕАЭС заменен кодами "2529 21 000 1, 2529 21 000 9" ТН ВЭД ЕАЭС.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Предусмотрено бессрочное действие нормы о праве на льготы при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты отдельных категорий лиц

Речь идет о таких категориях лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Указанные категории лиц имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты.

Ранее льготный порядок приема на обучение действовал до 1 января 2021 года.

ТУРИЗМ. СПОРТ

Предлагается установить возможность возврата туристам уплаченных ими денежных средств по договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенным по 31 марта 2020 г. включительно, из средств фонда персональной ответственности туроператора

Проектом также определено, что размер взноса в резервный фонд объединения на 2021 год составляет 1 рубль, за исключением взносов для туроператоров или юридических лиц, ранее не осуществлявших туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения.

Кроме того предусматривается, что ежегодный взнос туроператора в фонд персональной ответственности туроператора за 2021 год перечисляется не позднее 15 апреля 2022 года в размере 0,25 процента общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за 2020 год.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Уточнен порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу

Установлено, что затраты на уплату процентов по кредитам в случае планируемой поставки продукции единственным поставщиком в размере не более суммы, определенной с учетом ключевой ставки Банка России, действующей на дату расчета цены плюс 1,5 процентного пункта, если не предусмотрено субсидирование данных затрат из федерального бюджета на момент формирования цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, могут включаться в качестве возмещения затрат, в том числе планируемых, в стоимость (цену) вспомогательных работ по согласованию с государственным заказчиком исходя из потребности организации в денежных средствах на производство продукции с учетом планируемого государственным заказчиком размера аванса.

Уточнено, что в случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции, указанной в пунктах 6 и 8 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, или его этапов по цене, сформированной в установленном порядке, фактическая рентабельность (прибыль) превысила размер плановой рентабельности (прибыли) и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены в полном объеме, то такое превышение не является основанием для пересмотра фиксированной цены продукции, твердой цены государственного контракта (контракта), а фактическая рентабельность (прибыль) не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), учтенной в цене продукции, поставляемой по государственному контракту (контракту).

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПРАВОСУДИЕ

Утверждено Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий

Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов преобразована в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий. Утвержден состав Комиссии.

Комиссия является консультативным органом при Президенте РФ по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента РФ по назначению судей федеральных судов и по внесению в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей, указанных в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статье 14.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Определены основные задачи и функции Комиссии, порядок ее работы и обеспечение деятельности.

Уточнено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1382.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Разъяснено действие перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении госконтроля (надзора) за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах

Сообщается, в частности, что положениями статьи 7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 предусмотрено, что государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом.

Полномочия по открытию государственной нотариальной конторы сохраняются, в связи с чем Перечень актов не утратил своей силы и на сегодняшний день является действующим.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Государства - члены ЕАЭС заключили соглашение об осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза

Установлено, что соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза в отношении продукции и (или) связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, подлежит государственному контролю (надзору).

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Союза в зависимости от стадии жизненного цикла продукции несут юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры и продавцы, осуществляющие производство и (или) оценку соответствия объектов технического регулирования, и (или) выпуск в обращение, и (или) реализацию продукции, а также органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие оценку соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в соответствии с законодательством государств-членов.

Государственный контроль (надзор) будет основываться, в том числе, на принципах, презумпции добросовестности проверяемых лиц, гласности деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечения защиты прав потребителей, недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, несколькими органами государственного контроля (надзора) государства-члена.

В целях оптимизации и повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в государствах-членах будет применяться риск-ориентированный подход. Правила оценки риска в целях выбора формы, продолжительности, периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) определяются в соответствии с законодательством государств-членов.

В целях оперативного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) обеспечивается функционирование системы информирования об опасной продукции.

Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.

Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.