Новое в российском законодательстве (ежедневно)

23 декабря 2020 года

КОРОНАВИРУС

В связи с сохраняющейся сложной эпидемиологической ситуацией продлевается особый порядок принудительного исполнения судебных актов и возврата просроченной задолженности

Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 20.07.2020 N 215-ФЗ, на основании которого должнику (организации или ИП, включенным в реестр субъектов МСП) судебный пристав-исполнитель вправе предоставить рассрочку исполнения требований исполнительных документов.

Сейчас закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года. Теперь данный срок продлевается до 1 мая 2021 года.

Одновременно с 31 декабря 2020 до 1 июля 2021 года продлевается период, в течение которого судебным приставом-исполнителем в отношении должников-граждан не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Законодательно закреплен статус федеральной территории "Сириус", на которой устанавливаются особенности организации публичной власти, осуществления экономической и иной деятельности

Согласно части 1 статьи 67 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" на территории Российской Федерации могут быть созданы федеральные территории.

Федеральной территорией "Сириус" признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.

Систему органов публичной власти федеральной территории "Сириус" составляют:

Совет федеральной территории "Сириус" - представительный орган, возглавляемый председателем Совета;

администрация федеральной территории "Сириус" - исполнительно-распорядительный орган, возглавляемый главой администрации;

иные органы публичной власти федеральной территории "Сириус", если их образование предусмотрено Уставом федеральной территории "Сириус".

На федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование отношений, в том числе в сфере распространения и размещения рекламы, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулирования градостроительной деятельности и др.

Установлен новый порядок формирования Совета Федерации

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, и в него входят:

- по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ - на срок полномочий соответствующего органа;

- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

- не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Сенаторы Российской Федерации - представители Российской Федерации, за исключением осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются Президентом РФ сроком на шесть лет.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Сенаторы Российской Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Сенатором Российской Федерации может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Представителями Российской Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Определен, в числе прочего, перечень оснований, при наличии которых гражданин РФ не может претендовать на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, закреплены положения, имеющие правоустанавливающее значение в части, касающейся начала и прекращения полномочий сенаторов Российской Федерации, установлен порядок реализации Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, права на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации.

Приводится перечень отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ, утративших силу, в том числе, Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предусматривается, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе направить в Совет Федерации заявление на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Законодательное регулирование статуса членов Совета Федерации приведено в соответствие с новыми положениями Конституции РФ

В частности, в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" понятие "член Совета Федерации" заменяется на понятие "сенатор Российской Федерации".

Предусматриваются новые категории сенаторов Российской Федерации, а именно: представитель Российской Федерации, назначенный Президентом РФ и Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации.

Закреплен особый порядок лишения неприкосновенности сенатора Российской Федерации - Президента РФ, прекратившего исполнения своих полномочий, который должен осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции РФ, с учетом федерального закона, устанавливающего гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.

Расширен перечень оснований для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в случае выявления фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов, установленных законодательством РФ в отношении лиц, претендующих на соответствующие должности.

Просрочка в оплате товаров, работ, услуг, закупаемых у субъекта МСП, может дорого обойтись заказчику

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 установлено, что срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Согласно внесенному в КоАП РФ дополнению, нарушение заказчиком установленного законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Порядок лишения неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, приведен в соответствие с Конституцией РФ

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления, и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Установлен порядок осуществления ГК "Ростех" прав собственника имущества федеральных казенных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности, с последующей их передачей ГК "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации

В частности, определено, что:

- внесение изменений в уставы предприятий осуществляется Правительством РФ на основании предложений Корпорации;

- предложение о перераспределении либо закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за предприятием, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества предприятия представляется в Росимущество Корпорацией на основании обращения руководителя предприятия;

- назначение на должность руководителя предприятия осуществляется Корпорацией на конкурсной основе;

- трудовой договор с руководителем предприятия, включающий порядок оплаты его труда, заключается в соответствии с принятым Корпорацией по согласованию с Минфином России примерным трудовым договором;

- трудовой договор может быть расторгнут по инициативе Корпорации, в том числе, по таким основаниям как:

невыполнение предприятием показателей экономической эффективности его деятельности;

невыполнение руководителем предприятия решений Корпорации в отношении предприятия;

наличие у предприятия по вине его руководителя более чем 3-месячной задолженности по заработной плате;

разглашение руководителем предприятия сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

нарушение руководителем предприятия требований законодательства РФ и устава предприятия в части сообщения им сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;

- Корпорация утверждает годовую бухгалтерскую отчетность и ежегодный отчет предприятия;

руководитель предприятия представляет ежегодно, до 1 августа, в адрес Корпорации проект плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности и составленной на их основе сметы доходов и расходов предприятия на следующий год;

- Корпорация выдает предприятиям задания, обязательные для исполнения, которые утверждаются приказом Корпорации с определением сроков выполнения заданий, а также работников, ответственных за их выполнение. Руководитель предприятия обеспечивает выполнение заданий в установленные сроки и представляет в Корпорацию отчет о ходе их выполнения;

- руководитель предприятия вносит в Корпорацию обращения:

о получении согласия на совершение крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо в случаях, установленных федеральными законами или уставом предприятия, иных сделок;

о получении согласия на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также иных коммерческих и некоммерческих организациях;

о согласовании осуществления заимствований предприятия.

Компетенция Минсельхоза России в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма приведена в соответствие с действующим законодательством

Установлено, что Минсельхоз России осуществляет анализ информации, указанной в статье 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Установлена возможность финансирования выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств физических или юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ

Определены, в том числе особенности выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств. Предусмотрено, что заказчиками комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, являются правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых осуществляется выполнение таких работ в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, расположенных, в том числе в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Уточнено, что заказчиком комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Принят закон, направленный на совершенствование механизма синдицированного кредитования

Законом в числе прочего:

устанавливается возможность заключения договора синдицированного кредита (займа), если стороны договора кредитного договора (договора займа) впоследствии заключили с третьим лицом соглашение, в силу которого третье лицо принимает на себя обязанность согласованно с первоначальным кредитором (займодавцем) предоставить заемщику денежные средства, а также в случае частичной уступки требований по договору новому кредитору (кредиторам);

предусматривается внесение в действующее законодательство изменений и дополнений, направленных на облегчение процедуры государственной регистрации или учета залога при заключении договора управления залогом или договора синдицированного кредита (займа);

вносится ряд важных изменений и дополнений, касающихся совершения действий кредитным управляющим, связанных с реализацией прав кредиторов по договору синдицированного кредита (займа);

предусматривается право одного или нескольких участников синдиката кредиторов, за исключением кредитного управляющего, самостоятельно обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, позволяющие сформировать правовую базу для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках государственного или муниципального контракта на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Настоящим законом за исполнителем государственного (муниципального) контракта на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы закрепляются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении такого контракта.

Соответствующие положения закреплены в новой статье ГК РФ 1240.1 "Результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта", а также в статьях 1298 "Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту", 1373 "Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту", 1471 "Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору и при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту".

При этом предусматривается, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, принадлежат Российской Федерации. Результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ либо местного бюджета также принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

Установлено, что лицо, которому принадлежит исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, секрет производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд (за исключением результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности), обязано в течение двух лет со дня возникновения у него соответствующего исключительного права начать использование таких результатов в практической деятельности либо передать такое право другим заинтересованным лицам.

Условия и порядок исполнения обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, полученного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, последствия ее неисполнения и условия ее прекращения определяются Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

Положения Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если не предусмотрено иное. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации

Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией.

Также предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Расширен перечень организаций, на погашение задолженности по ипотечным договорам которых могут направляться средства маткапитала

Согласно уточнению, внесенному в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства маткапитала могут направляться в числе прочего на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, по договорам:

с учреждением, созданным по решению Правительства РФ для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

с единым институтом развития в жилищной сфере или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.

Данные положения распространяются на лиц, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление такого займа, начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года N 37-ФЗ (т.е. с 29 марта 2019 г.).

Принят закон, направленный на ускорение реализации субъектами РФ региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Вводятся положения, позволяющие увеличить финансовую поддержку регионов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Устанавливаются условия предоставления такой поддержки. Это, в том числе, обязательство региона по досрочному завершению всех или части мероприятий по переселению из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.

Предусмотрена возможность предоставлять земельные участки, освободившиеся после сноса аварийных многоквартирных домов, в числе прочего на цели индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах с численностью населения не более 30 тысяч человек.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

С 01.01.2021 вступают в силу новые Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и/или имущества

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и/или имущества работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, ведомственной охраны, частных охранных организаций и подразделений транспортной безопасности. Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими охраны (защиты) объектов и/или имущества.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 28.07.2017 N 601н.

Настоящий приказ действует до 31 декабря 2025 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

С 1 января 2022 г. выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая учреждениями МСЭ, будет составляться исключительно в форме электронного документа

До указанной даты выписка составляется на бумажном носителе и/или в форме электронного документа.

Также уточнено, что выписка из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, на бумажном носителе и/или в форме электронного документа в порядке, установленном Правилами формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674, посредством размещения соответствующих сведений в ФГИС "ФРИ".

До 1 июля 2021 года продлена возможность зачисления социальных и иных выплат на банковские карты любой платежной системы

Действующим законодательством предусмотрена обязанность кредитных организаций по зачислению выплат на банковский счет получателя, к которому эмитирована платежная карта "Мир", либо отражению суммы выплаты на счете по учету сумм невыясненного назначения при ее отсутствии.

Сообщается, что в отношении кредитных организаций до 01.07.2021 не будут применяться меры за нарушение указанных требований.

Отмечено также, что для граждан существует несколько вариантов получения причитающегося государственного пособия, в том числе на банковские счета физлиц, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, либо посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи).

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Госпошлина за выдачу паспорта на музыкальный инструмент или смычок составит 1000 рублей

До внесения изменений госпошлина уплачивалась за выдачу паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок. При этом ее размер составлял 1500 рублей.

В этой связи следует напомнить, что изменениями, внесенными в Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей, установлено требование об оформлении паспорта на все музыкальные инструменты, а не только струнные смычковые. Срок действия паспорта ограничен 10 годами.

Кроме того, изменен порядок расчета госпошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей. Теперь ее размер будет определяться исходя из стоимости вывозимых культурных ценностей (ранее - исходя из их страховой стоимости).

Для платформ iOs и Android стала доступна функция государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Для использования данной функции пользователю следует установить приложение на свой мобильный телефон и перейти по кнопке "Зарегистрировать ИП", размещенной в нижней части экрана первой страницы приложения.

В результате использования приложения пользователь информируется о сроках посещения регистрирующего органа для завершения процесса регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При посещении регистрирующего органа пользователю приложения необходимо предъявить паспорт гражданина РФ и подписать документы, подготовленные регистрирующим органом на основе информации, переданной пользователем при использовании приложения.

После подписания документов пользователю выдаются расписка в получении документов и регистрационная карта, содержащая логин и пароль доступа к ЛК ИП. При этом пользователь информируется о направлении документов, подтверждающих государственную регистрацию, на адрес электронной почты, указанный при использовании мобильного приложения.

Общее время обслуживания пользователя и подписание документов не должно превышать 10 минут.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при использовании мобильного приложения ЛК ИП должна быть обеспечена в течение одного часа после выдачи регистрирующим органом расписки в получении документов. Ожидание пользователем процедуры регистрации в зале приема регистрирующего органа не требуется.

При приобретении жилья в общую совместную собственность имущественный вычет предоставляется обоим супругам независимо от факта внесения платы только одним из них

Налогоплательщик имеет право, в частности, на получение имущественных налоговых вычетов в размере расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам) и фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них.

Вычеты предоставляются при условии, в частности, документального подтверждения размера фактически понесенных налогоплательщиком расходов.

Сообщается, что если жилое помещение приобретено в общую совместную собственность супругов за счет общих доходов, то факт уплаты денежных средств по договору, связанному с приобретением жилого помещения, только одним из супругов не является основанием для отказа второму супругу в предоставлении имущественных налоговых вычетов.

Если жилое помещение приобретено в собственность одного из супругов, то оснований для получения имущественных налоговых вычетов, в том числе по расходам на погашение процентов по кредиту, вторым супругом, который на момент заключения договора не состоял в браке, не имеется.

Разъяснены вопросы налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах

Согласно пункту 13 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде), при условии:

ведения ЛПХ без привлечения наемных работников по трудовому законодательству;

общая площадь земельного участка (участков) не превышает максимального размера, установленного пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве".

В связи с этим разъяснено, что в общей площади земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, площадь земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, учитывается пропорционально доле налогоплательщика в праве общей долевой собственности на такие земельные участки.

Минфин разъяснил условия применения налоговых льгот IT-компаниями

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, предусматривающие ряд налоговых преференций для IT-отрасли.

НДС (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ): от налогообложения освобождаются операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также реализация прав на использование этих программ и баз данных. Освобождение не применяется, если права состоят в получении возможности: распространять рекламу в Интернете или получать доступ к ней; размещать в Интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; искать информацию о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Налог на прибыль (пункт 1.15 статьи 284 НК РФ): для отдельных категорий организаций и при соблюдении ряда условий предусматриваются льготные налоговые ставки в размере 3% по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; 0% по налогу в бюджет субъекта РФ (в частности, для применения льготы необходимо наличие документа о госаккредитации (включение в реестр), доля доходов от IT-деятельности должна составлять не менее 90% в общем объеме доходов, среднесписочная численность - не менее 7 человек).

Страховые взносы (подпункт 3 пункта 1, пункт 5 статьи 427 НК РФ): установлены пониженные тарифы в совокупном размере 7,6%, которые применяются при соблюдении условий, аналогичных условиям применения льготных ставок по налогу на прибыль.

Разъяснен порядок определения доли доходов. В приложении к письму приведены примеры применения налоговых льгот.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

В Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие в том числе полномочия ППК "Единый заказчик в сфере строительства"

Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" наделяется бюджетными полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета в сфере строительства. Компании предоставляется право принимать решения о реализации бюджетных инвестиций. Принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 79 БК РФ осуществляется в форме организационно-распорядительных документов (актов) компании.

Одновременно уточняется, что в случае принятия решений, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Госдуму и Совет Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Кроме того, принятым законом внесена поправка, которая позволяет размещать часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозитах и остатках на банковских счетах в Центральном банке РФ в драгоценных металлах.

Предусматривается также продление на 2021 год упрощенного механизма выдачи госкредитов, в соответствии с которым Правительство РФ вправе принимать решения о предоставлении в 2021 году госкредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2021-2023 годы, за счет ассигнований, установленных указанной Программой, а также за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2021 года.

Расширены возможности формирования смет доходов и расходов в качестве составной части бюджетов муниципальных образований

Законом закрепляется возможность формирования в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Скорректированы перечни кодов бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год и плановый период

Теперь приказ содержит 91 приложение (ранее - 89).

Вносимыми поправками приложение N 1 "Коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов" дополнено новыми КБК.

Кроме того, отдельные изменения внесены в приложение 6 (дополнено новым КБК), в приложении 8 исключены некоторые коды, в новой редакции изложено приложение 10, приложения 12 - 89, а также включены новые приложения 90 - 91.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Скорректированы требования к составлению отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ

Внесенные изменения направлены на реализацию положений Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ в части введения казначейского обслуживания и системы казначейских платежей.

Приказ применяется при составлении бюджетной отчетности, начиная с бюджетной отчетности за 2020 год, за исключением отдельных положений, для которых установлены более поздние сроки начала применения.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

С 1 января 2021 г. вводится в действие актуализированный Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Признается утратившим силу Приказ Минфина России от 18 октября 2016 г. N 444, которым утвержден аналогичный перечень, с внесенными в него изменениями.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Законом закреплена возможность пополнения наличными денежными средствами "неперсонифицированных" транспортных и школьных карт

Пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона "О национальной платежной системе" установлен запрет на пополнение наличными денежными средствами любых неперсонифицированных электронных средств платежа. Такое требование было установлено в целях противодействия терроризму и отмыванию нелегальных доходов.

Согласно настоящему закону данный запрет не распространяется на пополнение наличными деньгами неперсонифицированных электронных средств платежа, предназначенных для оплаты гражданами услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) услуг питания в общеобразовательных организациях и (или) услуг дополнительного образования, оказываемых юридическими лицами и ИП.

Уточнен перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие решений о применении мер к кредитной организации

Уточнения связаны с внесением изменений в перечень структурных подразделений Банка России.

В частности, согласно внесенному дополнению указанные решения принимаются также заместителем Председателя Банка России (лицом, его замещающим), директором (руководителем) структурного подразделения центрального аппарата Банка России (лицом, его замещающим), руководителем главного управления Центрального банка Российской Федерации (лицом, его замещающим), его заместителями, руководителем отделения (отделения - национального банка) главного управления Центрального банка Российской Федерации (лицом, его замещающим), его заместителями, иными должностными лицами Банка России, уполномоченными принимать решение о применении к кредитной организации мер, - по отдельным видам нарушений (в отношении иных, не указанных в абзацах четвертом - одиннадцатом настоящего пункта решений о применении мер) в части применения мер в виде штрафов и требований об устранении выявленных нарушений.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Банком России разъяснены требования к проведению оценки справедливой стоимости залогов по кредитным требованиям

Регуляторное послабление о неприменении мер воздействия за неосуществление кредитными организациями переоценки либо тестирования на обесценение имущества, было введено в период с 1 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года, а затем продлено до 31.12.2020.

Сообщается, что данное регуляторное послабление:

не отменяет требования, установленные Положением Банка России от 22.12.2014 N 448-П, о необходимости на отчетную дату переоценить определенные виды имущества по текущей справедливой стоимости или проверить на обесценение;

не является основанием для иных лиц, например, аудиторов, считать невыполнение кредитными организациями требований Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П обоснованным.

Указано, что кредитная организация, руководствуясь требованиями Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П, всю сумму отрицательной переоценки имущества, включая недвижимость, должна признать в бухгалтерском учете по состоянию на 31.12.2020.

Банк России разъяснил, в каких случаях к кредитным потребительским кооперативам не применяются меры воздействия за нарушение требования по размещению средств резервных фондов

Информационным письмом Банка России от 27.04.2020 N ИН-015-44/82 "О дополнительных мерах поддержки граждан и кооперативов" (далее - Информационное письмо N 82) Банк России сообщил о неприменении мер воздействия к кредитным потребительским кооперативам (далее - КПК) за нарушение требования пункта 1 части 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" в случае, если такое нарушение совершено в период до 30.09.2020 в результате удовлетворения КПК требований членов (пайщиков) из средств резервного фонда.

В соответствии с информацией, опубликованной на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" 10.08.2020, для КПК до 30 июня 2021 года продлено решение о неприменении мер воздействия за нарушение требований законодательства в части соблюдения финансовых нормативов, если такие нарушения совершены и не устранены в период до 30 сентября 2020 года в результате удовлетворения КПК требований членов КПК (пайщиков) из средств резервного фонда.

Указанием Банка России от 24.09.2015 N 3805-У "О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов" установлены виды активов, в которые могут быть размещены средства резервных фондов КПК, и условия размещения, в том числе размер средств резервных фондов КПК.

Нарушение КПК порядка размещения средств резервного фонда КПК, установленного в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации, является административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность, согласно части 2 статьи 15.38 КоАП РФ.

По мнению Банка России, использование средств резервного фонда на указанные Информационным письмом N 82 цели не влечет нарушения требований Указания N 3805-У. В то же время нарушение положений Указания N 3805-У является основанием для применения СРО КПК мер в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции"
(приложение N 2 к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 N 56)

Минфином даны рекомендации по проведению аудита годовой отчетности за 2020 год

Отмечено, что данные рекомендации следует использовать с учетом конкретных обстоятельств аудируемого лица и аудиторского задания.

Сообщается, что вероятность и масштаб потенциального влияния условий COVID-19 на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица зависят от следующих факторов:

- относится ли отрасль осуществления деятельности аудируемого лица к наиболее пострадавшим отраслям экономики;

- насколько волатильность на рынках капитала, товарных и валютных рынках влияет на финансовое положение и результаты деятельности аудируемого лица.

Определен ряд вопросов, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых, например, оценка руководством способности аудируемого лица продолжать непрерывно деятельность в условиях COVID-19; обесценение нефинансовых активов; простои в использовании объектов основных средств и пр.

Аудитору необходимо обеспечить активное взаимодействие с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, с целью понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица.

В условиях COVID-19 могут усилиться факторы риска недобросовестных действий, указанные в МСА 240.

Особое значение приобретают кибер-риски. Возрастает количество кибератак на ИТ-системы аудируемых лиц. Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.

Также обращается внимание на возможность повышения рисков ОД/ФТ/ФРОМУ. Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уточнен порядок проведения проверок в рамках контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики

В частности, скорректированы формы контроля за реализацией инвестиционных программ, закреплены возможность и случаи внесения изменений в график проверок. Для проведения проверок Минэнерго России создает комиссии, в состав которых могут быть включены представители государственных органов и организаций.

Проверки проводятся на основании приказов о проведении проверки, издаваемых Минэнерго России.

Срок проведения проверки увеличен с 20 до 25 рабочих дней. В случае необходимости по решению Минэнерго России указанный срок может быть продлен до 40 рабочих дней.

Приказ о проведении проверки и приказ о продлении срока проведения проверки размещаются на официальном сайте Минэнерго России.

Руководитель или уполномоченное должностное лицо субъекта электроэнергетики обязаны предоставить членам комиссии доступ к месту нахождения субъекта электроэнергетики и (или) месту фактического осуществления его деятельности (реализации инвестиционного проекта) с даты начала проверки, но не ранее дня размещения приказа о проведении проверки на официальном сайте Минэнерго России, на срок ее проведения, который определен в приказе о проведении проверки, а также представить членам комиссии документы, указанные в приказе о проведении проверки.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Определены порядок создания публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", ее правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления

Компания создается в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Учредителем Компании является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

На Компанию возлагаются следующие функции и полномочия:

подготовка проектов решений об осуществлении государственных капитальных вложений в объекты, включенные или подлежащие включению в программу деятельности, а также принятие решений об осуществлении капитальных вложений в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

подготовка предложений о включении объектов в федеральную адресную инвестиционную программу и внесении в нее изменений;

обеспечение строительства объектов, включенных в программу деятельности;

осуществление организационного, экспертно-аналитического, информационного и юридического сопровождения строительства объектов, включенных в программу деятельности;

организация выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в связи с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности;

осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Компания в соответствии с бюджетным законодательством РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета при обеспечении строительства объектов.

Имущество Компании формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате реорганизации федеральных государственных учреждений, определенных Правительством РФ, субсидий из федерального бюджета на цели, не связанные с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности, а также имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных единым заказчиком от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством РФ поступлений.

Устанавливается, в числе прочего, что Компания является правопреемником федеральных государственных учреждений, путем реорганизации которых она создана, и федеральных государственных учреждений, преобразование и присоединение которых осуществляются при реорганизации, в том числе процессуальным правопреемником учреждений в гражданском и уголовном судопроизводстве, в судопроизводстве в арбитражных судах, в производстве по делам об административных правонарушениях, а также правопреемником учреждений в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности учреждений.

К Компании в неизменном виде переходят все права и обязанности учреждений, в том числе по договорам (контрактам, соглашениям), за исключением прав учреждений на движимое и недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении, и земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование учреждений. При этом заключение дополнительных соглашений к заключенным учреждениями договорам (контрактам, соглашениям) не требуется.

Компания осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных учреждениям, в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи. При этом Компания вправе обратиться в лицензирующий или иной орган с требованием о внесении изменений в государственные реестры и (или) о выдаче документов, учитывающих создание или реорганизацию Компании.

ТРАНСПОРТ

Обновлен Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов

Порядок устанавливает правила подачи, приема и рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, оформления, выдачи специального разрешения, переоформления и выдачи дубликата специального разрешения.

Разрешение выдается территориальными органами Ространснадзора на перевозку опасных грузов, отнесенных согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности. Разрешение выдается на срок не более 1 года.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления в силу.

СТРАХОВАНИЕ

Принят закон, направленный на недопущение вывода активов недобросовестными участниками страхового рынка

В случаях совершения субъектом страхового дела нарушений, касающихся в том числе требований финансовой устойчивости и платежеспособности, и, как следствие, введения ограничения (запрета) на совершение отдельных сделок, органу страхового надзора предоставляется право приостанавливать расходные операции по банковским счетам (вкладам), счетам депо (лицевым счетам).

В целях исключения возможности вывода субъектом страхового дела активов установлено также, что решение Банка России об отзыве лицензии вступает в силу со дня его принятия, а его публикация осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия.

С даты вступления в силу решения об отзыве лицензий приостанавливается исполнение документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам страховой организации.

Временная администрация страховой организации, назначенная в связи с отзывом лицензии, будет иметь возможность ко дню вступления в силу приказа Банка России об отзыве лицензии обеспечить контроль за страховой организацией. Такой порядок позволит исключить возможность вывода активов недобросовестными участниками страхового рынка.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Актуализированы полномочия Рособрнадзора

Признано утратившим силу положение, согласно которому к полномочиям Рособрнадзора относится утверждение формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии и технические требования к указанным документам.

Постановление реализует нормы Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности".

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Установлен перечень требований к составу и содержанию заявок участников конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

Определено, что перечень представляемой информации и документов является исчерпывающим, не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке иной информации и документов.

Предусматривается проведение мониторинга закупок федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Также уточнены положения об обеспечении оператором электронной площадки конфиденциальности информации, содержащейся в заявках на участие в закупках.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2021 года, за исключением положений, относящихся к конкурентной закупке в электронной форме и функционированию электронной площадки для целей проведения такой закупки, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

В 2020 году в контрактах на поставку в январе 2021 года лекарственных препаратов для лечения пациентов с COVID-19 авансовый платеж может составлять до 100 процентов цены

Правительством установлено, что в заключаемых в 2020 году в целях обеспечения государственных нужд субъектов РФ и г. Байконура госконтрактах, контрактах (договорах) на поставку лекарственных препаратов для лечения пациентов с COVID-19, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, государственные заказчики, исполнители (соисполнители) вправе предусматривать поставку указанных лекарственных препаратов в январе 2021 года и авансовый платеж в размере до 100 процентов цены таких государственных контрактов, контрактов (договоров), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств бюджетов субъектов РФ и бюджета г. Байконура.

В целях софинансирования указанных обязательств бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура из федерального бюджета Минздравом предоставляется иной межбюджетный трансферт в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1763.

Информационное сообщение Минфина России от 22.12.2020 "О работе Минфина России над законопроектом об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок" (вместе с текстом доработанного законопроекта)

Минфин России доработал законопроект об оптимизации и упрощении госзакупок

"Оптимизационный законопроект" доработан Минфином России по замечаниям и предложениям, представленным в составе повторного заключения Государственно-правового управления Президента РФ, а также во исполнение решений, принятых на межведомственных согласительных совещаниях в Правительстве РФ.

Были урегулированы имевшиеся разногласия по законопроекту между Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, а также рассмотрены поступившие замечания Генеральной прокуратуры РФ.

Доработанный законопроект 1 декабря 2020 г. направлен Минфином России в Правительство РФ для рассмотрения вопроса о его внесении в Госдуму после получения заключения Государственно-правового управления Президента РФ на доработанную редакцию законопроекта.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 января 2021 года в сфере регулирования внешнеторговой деятельности начнет функционировать информационная система "Одно окно"

Информационная система "Одно окно" призвана обеспечить взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти РФ, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности.

Функции оператора информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности возложены на акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ").

АО "РЭЦ" как оператор информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности:

участвует в соответствии со своей компетенцией в информационном взаимодействии указанной системы и механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемого в Российской Федерации в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС;

действует от имени, в интересах и с согласия участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участником внешнеторговой деятельности государственных услуг, иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, если иное не установлено законодательством РФ и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и АО "РЭЦ";

определяет перечень услуг, обеспечивающих взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с использованием информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, в целях развития и поддержки экспорта.

Обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности к информационной системе "Одно окно" осуществляется на добровольной и безвозмездной основе.

Документы и информация, содержащиеся в информационной системе "Одно окно", используются в соответствии с законодательством РФ органами государственной власти РФ, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией.

Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами органам и агентам валютного контроля с использованием информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.

АО "РЭЦ" обязано соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна АО "РЭЦ" при осуществлении им своих полномочий.

Предусматривается, что представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, АО "РЭЦ" органам и агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна АО "РЭЦ" при осуществлении им своих полномочий.

Правительство РФ по согласованию с Банком России будет устанавливать порядок функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе права и обязанности АО "РЭЦ" как ее оператора, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности, сроки и порядок их предоставления с использованием информационной системы "Одно окно", утверждать перечень государственных и иных услуг (функций), административных и иных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности, предоставление (исполнение) которых может осуществляться в электронной форме по принципу "одного окна".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2021 года.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

С 1 августа 2021 года вступают в силу поправки в федеральные законы "О животном мире" и "Об охоте"

Целью поправок является устранение дублирующих норм и выявленных противоречий в практике правоприменения законодательства в области охраны и использования животного мира и законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В частности, законодательство приведено в соответствие со сложившейся практикой осуществления государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира.

Кроме того, устранены противоречия в практике применения федеральных законов "О животном мире" и "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части порядка установления ограничений охоты.

В том числе прописан порядок установления ограничений охоты. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяет виды разрешенной охоты. В случаях, предусмотренных правилами охоты, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяет сроки охоты, допустимые для использования орудия охоты, и иные ограничения охоты.

Расширен перечень условий договора пользования рыбоводным участком, которые могут быть изменены при заключении такого договора на новый срок

При заключении договора пользования рыбоводным участком по соглашению сторон могут быть изменены условия ранее заключенного договора пользования рыбоводным участком, а именно - местоположение и площадь рыбоводного участка в соответствии с местоположением береговой линии (границ водного объекта), если такая береговая линия (граница водного объекта) была определена после дня заключения договора пользования рыбоводным участком. При этом увеличение площади рыбоводного участка по отношению к площади, предусмотренной в ранее заключенном договоре пользования рыбоводным участком, не допускается.

В случае изменения местоположения и площади рыбоводного участка в соответствии с местоположением береговой линии (границ водного объекта) изменение границ и площади рыбоводного участка осуществляется посредством принятия правового акта:

территориальным органом Росрыболовства в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о заключении с рыбоводным хозяйством договора пользования рыбоводным участком;

органом исполнительной власти субъекта РФ в течение 5 рабочих дней со дня поступления копий уведомления и прилагаемых к нему документов с предложением об изменении местоположения и площади рыбоводного участка в соответствии с местоположением береговой линии (границ водного объекта), а также сведений о местоположении береговой линии (границ водного объекта), содержащихся в ЕГРН.

Расширен перечень условий для получения заявки на предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов в культурно-просветительских и учебных целях

Установлено, в частности, что для организаций, планирующих осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов для культурно-просветительских целей, к заявке, направляемой в Росрыболовство, необходимо приложить, в числе прочих документов, план культурно-просветительской деятельности, содержащий обоснование целесообразности использования планируемых для добычи (вылова) водных биоресурсов при проведении зоопарками, океанариумами, музеями, цирками и другими организациями культуры культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, разработанный заявителем, согласованный с Минкультуры России и утвержденный Росрыболовством, а для организаций, планирующих осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов для учебных целей - выписку из учебного плана, заверенную организацией, утвердившей учебный план.

Документом, кроме того, уточнен порядок рассмотрения Росрыболовством поступивших заявок, а также скорректирован перечень случаев, при наличии которых может быть отказано в принятии решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Перенесен срок обязательной предустановки российского ПО в смартфонах и других технически сложных товарах

Уточнено, что при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ, странами происхождения которых являются РФ или другие государства - члены ЕАЭС.

Срок вступления в силу этой нормы перенесен с 1 января 2021 года на 1 апреля 2021 года.

С 1 июля 2021 года предварительно установленные программы для ЭВМ, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в сети Интернет, должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Россия или другие государства - члены ЕАЭС, в порядке, установленном Правительством РФ. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством РФ.

Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В том числе введены новые основные понятия - "недействительность декларации о соответствии", "недействительность сертификата соответствия", "эксперт-аудитор". Закреплен порядок установления особенностей технического регулирования в области космической деятельности. Установлено, что регистрация, приостановление, возобновление, прекращение действия деклараций о соответствии, признание их недействительными осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

С 15 декабря 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в некоторых субъектах РФ, подавших заявки, будет проводиться эксперимент по созданию и ведению информационного ресурса медицинских свидетельств о смерти

Задачами эксперимента являются:

апробация методических, организационных и технологических условий формирования медицинских свидетельств о смерти в форме электронных документов и их последующая передача в информационный ресурс медицинских свидетельств о смерти и федеральную информационную систему "Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния";

определение эффективности информационного взаимодействия между участниками эксперимента в части обмена медицинскими свидетельствами о смерти в электронной форме и содержащимися в них сведениями;

передача сведений, содержащихся в медицинских свидетельствах о смерти, необходимых для статистического учета, из информационного ресурса медицинских свидетельств о смерти в Росстат.

Участниками эксперимента являются: Минздрав России, Минюст России, Минцифры России, ФНС России, Росстат, ФФОМС, ПФР, руководители субъектов РФ, направившие заявки об участии в эксперименте - на добровольной основе, органы ЗАГС, определенные в субъектах РФ, медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также граждане - на добровольной основе, иные органы и организации на добровольной основе по согласованию с Минздравом России.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Уточнен порядок государственного учета книжных памятников

Законом, в числе прочего:

конкретизируется понятие "книжные памятники";

устанавливается порядок проведения экспертизы книжных памятников;

уточняется порядок внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, а также исключения книжных памятников из указанного реестра;

расширяются права библиотек в части осуществления экспертизы документов в целях их отнесения к книжным памятникам;

устанавливается обязанность коллегиального органа центральной библиотеки в пределах обслуживаемой территории проводить экспертизу книжных памятников в отношении документов, хранящихся в фондах государственных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций (в случае невозможности создать или сформировать в них коллегиальный орган, уполномоченный на проведение экспертизы).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Представлен рекомендуемый перечень документов, разрабатываемых школами совместно с учителями

Перечень подготовлен в целях снижения документационной нагрузки учителей. В него включены: основная образовательная программа для каждого из уровней общего образования, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня, материалы личного дела обучающихся. Указаны, в том числе разработчики соответствующего документа и рекомендуемая периодичность обновления.

Виды работ, связанные с ведением иной документации, не входят в должностные обязанности учителя (в том числе выполняющего функции классного руководителя), и осуществляются с письменного согласия работника с указанием в трудовом договоре содержания работ, срока их выполнения и размера оплаты.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Медицинские организации обязаны проинформировать органы внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена

Согласно действующему законодательству медицинскими организациями представляются сведения в органы внутренних дел в целях информирования о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Принятым законом к числу сведений, передаваемых в органы внутренних дел, отнесено также:

- о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

- о смерти пациента, личность которого не установлена.

Уточнен порядок проведения исследования лекарственного препарата для медицинского применения

Исключено полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению порядка проведения исследования лекарственного препарата для доказательства отсутствия влияния разных вспомогательных веществ или устройств на безопасность и эффективность воспроизведенного лекарственного препарата для медицинского применения. Предусмотрено, что проведение такого исследования осуществляется в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС.

Установлена обязанность производителей фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) по ее реализации или передаче производителям (изготовителям) медицинских изделий для производства и изготовления медицинских изделий в емкостях объемом не более 1 литра и/или не менее 1000 литров.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Уточнен порядок оборота биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения

Определено, в частности, что ввоз (вывоз) биологических материалов осуществляется для их изучения в РФ и (или) за пределами РФ на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минздравом России в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45 "О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению".

Для получения организацией-заявителем заключения необходимые документы представляются в Минздрав России на бумажном носителе или с помощью федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заключение направляется организации-заявителю на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в личный кабинет на едином портале.

Сведения из заключений представляются в таможенные органы в электронном виде посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Предусмотрено, что представление Минздравом России государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на ввоз в РФ и вывоз за пределы РФ биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, на бумажном носителе после 1 июля 2021 г. не допускается.

Расширен перечень функций, осуществляемых с помощью федеральной интегрированной электронной медицинской карты

Федеральная интегрированная электронная медицинская карта представляет собой подсистему единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Согласно внесенным изменениям, федеральная интегрированная электронная медицинская карта обеспечивает, в числе прочего:

хранение наборов обезличенных медицинских данных для их использования в целях создания алгоритмов и методов машинного обучения для формирования систем поддержки принятия врачебных решений, создания и применения технологических решений на основе искусственного интеллекта;

поддержку разметки и подготовки наборов обезличенных медицинских данных, а также их верификации для решения конкретной задачи, в том числе с использованием методов машинного обучения;

поддержку разработки технологических решений на основе искусственного интеллекта;

хранение, функционирование и верификацию технологических решений на основе искусственного интеллекта;

доступ медицинских организаций к технологическим решениям на основе искусственного интеллекта.

С 1 января 2021 г. вводятся в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности.

Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

Правила действуют до 01.01.2027.

Признаются утратившими силу с 01.01.2021 постановления Главного государственного санитарного врача РФ, регулирующие правоотношения в аналогичной сфере деятельности.

В Госдуму внесен законопроект об исключении лицензируемого вида деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники

Законопроектом уточняется, что лицензируемым видом деятельности является техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также за исключением случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения). Необходимость внесения поправки связана с тем, что существующее определение медицинской техники зачастую не дает возможности объективно и точно разграничить медицинскую технику и медицинские изделия, четко выделив лицензируемый вид деятельности.

Устанавливается, что производство медицинских изделий, подлежащих государственной регистрации, должно соответствовать требованиям к внедрению, поддержанию и оценке системы менеджмента качества медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения, утверждаемым Правительством РФ. Предусматривается, что порядок организации и проведения инспектирования на соответствие производства медицинских изделий указанным требованиям устанавливается Правительством РФ. Методика определения размера платы за проведение такого инспектирования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Законопроектом определяется возможность обращения медицинских изделий до истечения их срока службы (срока годности), уточняются случаи, при наличии которых медицинские изделия не подлежат государственной регистрации, корректируется понятие "недоброкачественное медицинское изделие".

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

В Федеральном законе "О пожарной безопасности" закреплены понятия "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар"

Предусмотрено, что критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, устанавливаются Правительством РФ.

Уточнены основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима. Указанные проверки будут проводиться в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, перечень которых утверждается органами государственной власти субъектов РФ и на территориях которых введен особый противопожарный режим.

Расширены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности.

К вопросам местного значения муниципального района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. Предусмотрено право органов местного самоуправления муниципального района на создание муниципальной пожарной охраны.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Уточнен порядок присвоения очередного воинского звания военнослужащим, являющимся педагогическими работниками военных учебных центров при государственных образовательных организациях высшего образования и проходящим военную службу не на воинских должностях

Установлено, что военнослужащему, направленному не на воинскую должность в военный учебный центр при федеральной государственной образовательной организации высшего образования без приостановления ему военной службы, очередное воинское звание присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он замещает должность, для которой штатным расписанием данного военного учебного центра предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое указанному военнослужащему.

При этом военнослужащему, замещающему должность профессорско-преподавательского состава в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатным расписанием данного военного учебного центра для занимаемой им должности, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.