Новое в российском законодательстве (ежедневно)

23 июля 2020 года

КОРОНАВИРУС

Особенности проведения аккредитации специалиста в 2020 году будут характеризоваться развитием дистанционных технологий

Проектом предусматривается, что в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ, Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 г. N 334н, не применяется в части:

определения регламента работы аккредитационной комиссии и аккредитационной подкомиссии;

проведения первого этапа аккредитации специалиста (тестирования);

оформления протоколов аккредитационной комиссии и аккредитационной подкомиссии.

Согласно проекту, представление документов, необходимых для прохождения аккредитации специалиста, дополнительно может осуществляться посредством электронной почты аккредитационной подкомиссии в сети "Интернет".

Для прохождения аккредитации аккредитуемый представляет в аккредитационную подкомиссию необходимые документы одним из способов, предусмотренных Положением об аккредитации специалистов, или дистанционно в форме документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания их реквизитов.

В заявлении о допуске к аккредитации аккредитуемый, в том числе, указывает адрес (адреса) электронной почты.

Представленные документы принимаются, если они поступили в аккредитационную подкомиссию не позднее установленного срока приема документов.

Проектом устанавливается, что в случае угрозы распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), первый этап аккредитации специалиста может проводиться с использованием дистанционных технологий в сети "Интернет". Сроки проведения аккредитации специалиста (ее отдельных этапов) также могут быть перенесены.

Заседания аккредитационной комиссии также могут проводиться дистанционно. При проведении заседаний дистанционно в протоколах делается соответствующая отметка.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

"Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе" (извлечение из стенограммы) (информация с официального сайта Правительства РФ от 22.07.2020)

Правительство РФ отчиталось перед депутатами о результатах своей деятельности

Председатель Правительства РФ рассказал, в частности, о базовых принципах работы Правительства, о мерах, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, о программах поддержки людей и экономики, о возможностях для улучшения системы государственного управления посредством ее максимальной цифровизации.

В отчете были также намечены основные направления работы:

- разработка комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях, в том числе - на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений;

- создание стабильных и понятных правил для поэтапного улучшения делового климата;

- ревизия институтов развития с целью их перезапуска или создания новых инструментов для поддержки перспективных направлений;

- развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства, чтобы к 2030 году число работающих в малом и среднем бизнесе, а также индивидуальных предпринимателей и самозанятых достигло 25 миллионов человек.

Для достижения поставленных целей необходимо сделать ряд практических шагов:

- создать систему, комфортную для работы и развития индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, на базе единой цифровой платформы "Одно окно", где они смогут найти всю важную для них информацию, в том числе о получении кредита и уплате налогов.

- усовершенствовать инструменты поддержки, в числе которых: предоставление бизнесу возможности комфортно переходить с одного налогового режима на другие, переход к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие при обмене документами в рамках контрольной деятельности.

- технологический рывок в сфере IT-отрасли. Для этого будет сформирована максимально благоприятная среда для IT-бизнеса и рождения новых инноваций;

- поддержка туристической области. Правительство приняло решение выделить дополнительно еще 15 млрд рублей на развитие внутреннего туризма. Эти деньги пойдут на частичную компенсацию расходов людям, которые до конца этого года решат отдохнуть именно в российских регионах. Их список уже составлен Ростуризмом. Сумма возврата средств туристам составит от 5 до 15 тыс. рублей в зависимости от тура.

Установлен порядок получения и возврата МФЦ части платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа

Внесение части платы осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр.

Банковские реквизиты для перечисления части платы размещаются на официальном сайте многофункционального центра в сети "Интернет", а также выдаются заявителю в момент подачи запроса в виде сформированного платежного документа.

Внесение части платы осуществляется заявителем в срок не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления платежа, необходимого для внесения платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

Многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя представления документа, подтверждающего перечисление платежа. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие факт оплаты (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты), в многофункциональный центр по собственной инициативе в момент получения им результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе.

Внесенная часть платы подлежит возврату в случае внесения ее в большем размере, чем предусмотрено размерами платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. При этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной части платы.

Возврат части платы осуществляется на основании заявления плательщика, которое представляется в многофункциональный центр, в который подавался запрос.

Заявление о возврате части платы может быть подано непосредственно в многофункциональный центр при личном обращении, посредством почтовой связи или в электронной форме на электронный адрес, указанный на официальном сайте многофункционального центра в сети "Интернет", в течение трех лет со дня внесения части платы.

В заявлении указываются банковские и иные реквизиты лица, подающего заявление. При их неуказании заявление считается неполученным и не подлежит рассмотрению.

Решение о возврате принимается многофункциональным центром в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления. Заявка на возврат уплаченных денежных средств направляется в орган Федерального казначейства в течение 10 рабочих дней со дня принятия положительного решения.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Обновлен порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации

Предусмотрено, в частности, что в установленных нормативными правовыми актами РФ случаях, при которых многофункциональный центр вправе получать часть от установленной платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, орган регистрации прав вправе получать от многофункционального центра сведения об оплате заявителем указанного платежа.

Настоящий Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 967.

Обновлены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации

Установлены:

размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации (в виде бумажного документа (в т.ч. составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав) и в виде электронного документа);

размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН.

Настоящий Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по цифровому проектированию объектов использования атомной энергии

Основная цель вида профессиональной деятельности данных специалистов - создание информационной модели объектов использования атомной энергии.

Предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы.

Обновлен профессиональный стандарт для монтажников каркасно-обшивных конструкций

Основная цель вида профессиональной деятельности - устройство ограждающих конструкций, ремонт, реконструкция и отделка внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений с применением комплектных систем сухого строительства.

Предусмотрены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 10.03.2015 N 150н.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Взносы на капремонт общего имущества многоквартирных домов включены в составе расходов, подлежащих компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих

Постановление принято в целях устранения правовой неопределенности, допускающей различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений, установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 12-П.

Постановление вносит изменения в части предоставления собственникам жилых помещений - членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии у них общей продолжительности военной службы 20 лет и более, компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

К третьему чтению подготовлен проект поправок в НК РФ в целях развития IT-индустрии, а также уточнения налогового резидентства в 2020 году

Законопроектом о налоговом маневре для IT-отрасли для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, соответствующих установленным условиям, предусматривается:

снижение с 2021 года действующего тарифа страховых взносов с 14% до 7,6% (на ОПС - 6,0%, на ОСС на ВНиМ - 1,5%, на ОМС - 0,1%),

снижение ставки налога на прибыль с 20% до 3% (в федеральный бюджет 3%, в бюджет субъекта РФ - 0%).

Аналогичные условия налогообложения установлены также для организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Пересмотрен порядок освобождения от НДС операций по реализации исключительных прав на программы, включенные в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Кроме того, физические лица, находившиеся на территории РФ в 2020 году от 90 до 182 дней включительно, получают право признать себя российскими налоговыми резидентами. Для этого необходимо будет подать в налоговые органы заявление в произвольной форме вместе с налоговой декларацией по НДФЛ.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Туристам, отдыхающим в России, будет возмещаться часть стоимости оплаченной туристской услуги

Принято решение о выделении Ростуризму бюджетных ассигнований в размере 15000000 тыс. рублей в целях предоставления в 2020 году субсидии акционерному обществу "Национальная система платежных карт" на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги.

Выделяемые бюджетные ассигнования будут направлены на достижение реализованных туристских услуг до 3 млн. туристов.

Скорректирован перечень форм обоснований бюджетных ассигнований

В целях совершенствования порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, вносимыми изменениями:

признаны утратившими силу формы обоснований, предусмотренные приложениями N 26 - 27, 44; приложения N 23, 36, 37, 39, 43, 57, 64, 93 изложены в новой редакции; включены новые формы обоснований, содержащиеся в приложениях N 108 - 145;

установлен порядок ведения Минфином России справочника "Нормативные правовые акты", используемого при формировании обоснований бюджетных ассигнований;

исключены положения, касающиеся уточнения обоснований бюджетных ассигнований в части объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных в государственный оборонный заказ.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Сокращен список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну

Список сокращен с 8 до 2 позиций - "Бериллий" и "Особо чистое кварцевое сырье".

Установлена процедура подачи юрлицами и индивидуальными предпринимателями заявлений об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления их в пользование

Заявление подается для заключения договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов не позднее, чем за 2 месяца до начала осуществления работ. Прием заявлений осуществляют Росрыболовство и его территориальные органы. Указаны содержание заявления и способы его подачи.

Государственная услуга по распределению квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов предоставляется в установленном порядке

Государственная услуга по распределению квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной РФ в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, и квоты добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, для осуществления промышленного рыболовства, предоставляется Росрыболовством.

Заявителями являются юрлица и (или) ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов в рамках ведения промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, зарегистрированные в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Установлены сроки предоставления государственной услуги.

Предоставление государственной услуги осуществляется без взимания госпошлины или иной платы.

Даны разъяснения по вопросам разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и выбора веществ, в отношении которых такие мероприятия разрабатываются

Сообщается, что согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) мероприятия при НМУ разрабатываются для всех объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Приказ N 811).

Статьей 19 Закона N 96-ФЗ определено, что порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ определяется органами государственной власти субъектов РФ; мероприятия при НМУ должны быть согласованы с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Приказом N 811 определено, что разработка мероприятий по НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте РФ.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Уточнен порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи

Кроме того, из перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет ФАС России, исключена услуга "Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных".

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Рособрнадзором даны рекомендации по анализу результатов проведения ЕГЭ в 2020 году

Органам государственной власти рекомендуется проведение анализа как на этапе подготовки к проведению ЕГЭ, так и на этапе непосредственного проведения и подведения итогов для определения возможных рисков.

При подготовке к проведению ЕГЭ необходимо учитывать наиболее часто выявляемые нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018.

Основой принятия предупреждающих мер должен являться анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет, анализ работы предметных и конфликтной комиссий, дополнительный просмотр видеозаписей хода проведения ЕГЭ, проведение перепроверок работ участников.

В приложении приводятся пояснения по заполнению отчетной формы по анализу результатов проведения ЕГЭ.

Обращается внимание на необходимость направления отчетных форм в соответствии с Рекомендациями в срок до 7 сентября 2020 г.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Определен порядок проведения смотра-конкурса на лучшую организацию работы среди субъектов РФ в области мобилизационной подготовки

Основными задачами смотра-конкурса являются определение реального состояния работы по организации и обеспечению мобилизации, повышение уровня взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов РФ, военными комиссариатами, органами местного самоуправления и организациями, распространение передового опыта.

Смотр-конкурс проводится ежегодно среди всех субъектов РФ посредством формирования органами местного самоуправления сведений о результатах выполнения мероприятий по организации и обеспечению мобилизации на территориях соответствующих муниципальных образований.

Военный совет военного округа с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ определяет субъект РФ, в котором работа в области мобилизационной подготовки организована наилучшим образом, и направляет соответствующие материалы в центральную конкурсную комиссию, которая на основании полученных материалов и по результатам выборочных проверок определяет победителей смотра - конкурса.

Поощрение победителей осуществляется Правительством РФ, Минобороны России и Главным управлением специальных программ Президента РФ ежегодно.

ПРАВОСУДИЕ

Верховным Судом РФ обобщена практика применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора

В Обзоре содержатся следующие выводы, в том числе:

направление претензии по адресу электронной почты ответчика в случае, если такой порядок явно и недвусмысленно установлен в договоре, свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора;

направление досудебной претензии исключительно ценным письмом с описью вложения не является обязательным, если иное не предусмотрено законом или договором;

несовпадение суммы основного долга, сумм неустойки, процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, вызванное в том числе арифметической ошибкой, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора;

непредставление с исковым заявлением документов, подтверждающих соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, при наличии в исковом заявлении сведений о таких документах является основанием для оставления искового заявления без движения.