Новое в российском законодательстве (ежедневно)

3 декабря 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определен порядок идентификации музыкальных инструментов или смычков, являющихся культурными ценностями, при их временном вывозе

Для получения заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкального инструмента или смычка необходимо оформить паспорт на такой музыкальный инструмент или смычок. Паспорт оформляется Минкультуры России.

В паспорте на музыкальный инструмент или смычок указывается идентификационная информация о них, о собственнике либо арендаторе инструмента или смычка, а также размещается фотография указанного музыкального инструмента или смычка. Паспорту присваивается уникальный номер.

Музыкальный инструмент или смычок должны быть промаркированы химической и радиочастотной метками. Химическая метка наносится уникальным бесцветным маркировочным составом. Радиочастотная метка содержит уникальный код маркировки, позволяющий идентифицировать музыкальный инструмент или смычок, а также установить принадлежность музыкального инструмента или смычка заявителю.

Проведение процедуры нанесения маркировки на музыкальный инструмент или смычок осуществляется на платной основе.

О проведенной маркировке музыкального инструмента или смычка производится отметка в паспорте соответственно музыкального инструмента или смычка. Сведения о нанесении маркировки либо об отказе в маркировке вносятся в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках, которая является государственным информационным ресурсом.

Правила маркировки музыкальных инструментов или смычков, требования к средствам идентификации и их характеристики, в том числе структура и формат кодов маркировки, правила нанесения средств идентификации определяются Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

Предусмотрены оговорки по сроку действия в отношении выданных ранее заключений (разрешительных документов) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков, срок разрешенного временного вывоза которых не истек, а также в отношении оформленных и выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона паспортов на струнные смычковые музыкальные инструменты или смычки.

Усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере

Федеральным законом установлена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Указанное нарушение повлечет наложение штрафа: на граждан - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.

Предусмотрена ответственность за повторное совершение указанного правонарушения, а также за повторное совершение следующих правонарушений:

неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет;

распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных СМИ;

нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию;

неисполнение обязанностей оператором поисковой системы.

Срок проведения административного расследования по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица может быть продлен на основании запроса о правовой помощи

Решением руководителя вышестоящего органа прокуратуры этот срок может продлеваться до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 КоАП РФ.

Обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии с 1 января 2020 года будет осуществляться за счет федеральных субсидий, а не иных межбюджетных трансфертов

В настоящий момент оно осуществляется (помимо средств регионального бюджета) за счет иных федеральных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций).

В перечень оснований для отстранения госслужащего от замещаемой должности включено проведение служебной проверки

Также уточнено, что в период обязательного отстранения гражданского служащего от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей) денежное содержание ему не сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При этом если отстранение госслужащего от замещаемой должности (недопуск к исполнению должностных обязанностей) является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, то денежное содержание на период такого отстранения сохраняется.

Из закона "О политических партиях" исключено указание на возможность передачи мандата депутата законодательного органа власти субъекта РФ списку партии, получившей не менее установленного процента голосов

Настоящим Федеральным законом исключаются положения Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", устанавливающие возможность передачи депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов.

Внесение данных изменений обусловлено тем, что Федеральным законом от 05.05.2014 N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" политические партии были лишены такого права.

Временно исполняющие обязанности глав регионов получили право назначать представителей в Совет Федерации

Федеральным законом устанавливается, что в случае если полномочия члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ прекращены досрочно в период после досрочного прекращения полномочий главы субъекта РФ, наделение полномочиями нового представителя указанного органа осуществляется временно исполняющим обязанности главы региона.

Кроме того, расширяется перечень лиц, которые могут быть наделены полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в случае, если на день досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ будет установлено, что ни одна кандидатура из списка кандидатур, представленных при проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ, не может быть наделена полномочиями члена Совета Федерации. Дополнительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ в этот перечень включены:

- депутаты Госдумы, избранные от соответствующего субъекта РФ;

- лицо, которое замещало должность главы соответствующего субъекта РФ;

- лица, имеющие воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава либо соответствующий им классный чин юстиции;

- лицо, которое в течение в совокупности не менее 5 лет проходило военную службу, службу в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительной системе, органах госнаркоконтроля, таможенных органах, налоговых органах, в СК России или прокуратуре в соответствующем субъекте РФ;

- лицо, имеющее ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла;

- лицо, ранее являвшееся членом Совета Федерации от данного субъекта РФ;

- лицо, замещавшее или замещающее должности федеральной государственной службы, государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы в данном субъекте РФ.

Аналогичный перечень лиц устанавливается для случая, когда решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ принимается временно исполняющим обязанности главы субъекта РФ. Это решение должно быть принято не позднее чем через 10 дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации и оформлено соответствующим указом (постановлением).

На органы муниципального надзора возложена обязанность направлять в органы государственного земельного надзора связанные с проведенными проверками документы и материалы

Устанавливается, что в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки в соответствующее территориальное подразделение органа государственного земельного надзора с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения и прикладывают к нему результаты выполненных в ходе проведения проверки измерений, материалы фотосъемки, объяснения проверяемого лица и иные связанные с проведением проверки документы или их копии.

Критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже, применяемые для отдельных товарных рынков, распространены на все товарные рынки

В Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1035 "Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты" внесены поправки, которыми исключено распространение его действия на конкретный вид биржевого товара (нефть и нефтепродукты).

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ

В перечне мероприятий:

признание Кавказских Минеральных Вод курортным регионом с утверждением особенностей регулирования развития его территории, включая особенности осуществления градостроительной деятельности и благоустройства;

разработка классификации природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и медицинских противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях;

разработка и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов "Устройство, оборудование и эксплуатация лечебных пляжей" (взамен санитарных правил СП N 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации");

разработка (актуализация) национальных стандартов, устанавливающих требования к услугам санаторно-курортного комплекса РФ.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Установлен порядок осуществления исполнительного производства, возбужденного на основании решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате причитающихся работнику заработной платы и других выплат

Указанное решение отнесено к исполнительным документам, в связи с чем настоящим Федеральным законом регулируются особенности его исполнения.

Определено, в частности, что одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем запрашиваются у банков и иных кредитных организаций сведения о счетах должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

При наличии необходимой информации судебный пристав-исполнитель по истечении срока для добровольного исполнения выносит постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляет его в соответствующий банк или иную кредитную организацию, которыми незамедлительно производится перечисление денежных средств со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя.

Исполнительное производство подлежит окончанию в случаях перечисления взыскателю денежных средств в полном объеме либо отсутствия на счетах работодателя достаточных денежных средств в течение 2 месяцев с момента возбуждения производства.

Лицам, чьи счета в банках заблокированы в связи с наличием сведений об их причастности к терроризму, запретили выступать учредителями, участниками и членами НКО

Федеральный закон направлен на установление запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности.

Соответствующие нормы вводятся в Федеральные законы:

от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Председатели сельхозкооперативов смогут самостоятельно совершать сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности кооператива

Ранее сделки кооператива, в зависимости от их стоимости, совершались по решению правления кооператива, наблюдательного совета и общего собрания членов.

Теперь уставом кооператива могут быть предусмотрены полномочия председателя по принятию решений о совершении сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности и не связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками и основными средствами кооператива.

При этом уставом может устанавливаться предельная стоимость таких сделок, не превышающая 10 процентов от общей стоимости активов кооператива за вычетом стоимости земельных участков и основных средств.

Верховный Суд РФ признал не действующими со дня принятия отдельные положения порядка включения производителей сельхозпродукции, а также лиц, осуществляющих ее переработку и реализацию, в реестр заемщиков

Речь идет о подпункте "з" пункта 3.7 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 16 августа 2017 г. N 410, в части, не допускающей замену заемщика в случае реорганизации в форме присоединения или преобразования при условии сохранения присоединяющей или преобразованной организацией статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию.

Суд, в частности, указал, что оспариваемое положение Порядка, которым не допускается корректировка ранее поданных заявок в части замены заемщика, в том числе и при его реорганизации в форме присоединения или преобразования, при условии сохранения заемщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, противоречит нормам актов большей юридической силы, в числе которых Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Обновлена типовая форма лицензии

В частности, устанавливается, что в случае, если лицензиатом является филиал иностранного юридического лица - участника проекта международного медицинского кластера, аккредитованный в соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", на лицевой стороне лицензии указывается номер записи аккредитации филиала иностранного юридического лица (НЗА).

СЕМЬЯ

Право братьев и сестер на обучение в одной школе закреплено законом

В статью 54 Семейного кодекса РФ "Право ребенка жить и воспитываться в семье" внесено дополнение, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.

В этой же статье поправками также закрепляется право ребенка на образование.

ЖИЛИЩЕ

Усовершенствован порядок управления многоквартирными домами

Жилищные кооперативы и ТСЖ обязали предоставлять в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом, уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном Минстроем России.

Кроме того, уточнено основание для включения плановой проверки в ежегодный план проведения таких проверок, а именно: истечение одного года со дня начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности.

В состав комиссии по приемке работ по капремонту многоквартирных домов теперь могут включаться представители органов местного самоуправления

Установлено, что региональный оператор может включить в состав комиссии представителей органов местного самоуправления наряду с участием представителей регионов или без их участия.

Кроме того, предусмотрен месячный срок принятия органом местного самоуправления решения о проведении капитального ремонта в случае, если собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли такое решение.

Подписан федеральный закон, направленный на уточнение целей деятельности, задач и функций единого института развития в жилищной сфере

В частности, к задачам единого института развития добавляется содействие развитию территорий общего пользования, повышению качества городской среды, содействие развитию рынка найма (аренды) гражданами (юридическими лицами) помещений, предназначенных для проживания.

Вводится механизм обеспечения финансовой устойчивости единого института развития, уточняются положения о его консолидированной финансовой отчетности.

Устанавливается обязанность единого института развития проводить стресс-тестирование достаточности собственных средств (капитала) и достаточности ликвидных активов.

Исключаются положения, регламентирующие проведение единым институтом развития аукционов для строительства стандартного жилья с условием о понижении цены ("голландских" аукционов).

Вводится перечень дополнительных требований, которые могут предъявляться к участникам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.

Расширен перечень категорий военнослужащих, которые обеспечиваются жилыми помещениями

Уточнено, что военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Законом о статусе военнослужащих.

Поправки обусловлены сложившейся практикой отказов в признании военнослужащих нуждающимися в получении жилья на основании того, что ранее они обеспечивались жильем как члены семей военнослужащих (иных лиц).

Аварийное состояние несущих строительных конструкций является основанием для признания многоквартирных домов аварийными

Определяется, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Указывается, что в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Кроме того, устанавливается, что заключение о наличии или отсутствии оснований для признания дома аварийным, принимаемое комиссией по оценке и обследованию помещения или многоквартирного дома, направляется в двух экземплярах в 3-дневный срок в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для последующего принятия решения.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Государственные инспекторы труда уполномочены принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате зарплаты

В случае неисполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения трудового законодательства, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат в рамках трудовых отношений, инспектор принимает решение о принудительном исполнении указанной обязанности.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве и в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется государственным инспектором труда заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суд.

В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа направляется на исполнение в ФССП России.

Предусматривается, что с учетом особенностей деятельности кредитных организаций указанный порядок не распространяется на взыскание начисленных, но не выплаченных денежных средств в виде заработной платы и других выплат лицам, занимающим руководящие должности в банке и его филиале, членам коллегиального исполнительного органа банка, членам совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующим банк лицам (определяемым в соответствии с законодательством о банкротстве).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, с 1 января 2020 года не изменится и составит 73,68%

Речь идет о денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах УИС, войсках Росгвардии, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Одновременно до 1 января 2021 года приостановлено положение части 2 статьи 43 Закона РФ N 4468-1 об индексации денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.

Минтруд России, Минстрой России и Минпросвещения России будут издавать обязательные для исполнения субъектами РФ методические указания по осуществлению переданных полномочий в социальной сфере

В связи с этим внесены соответствующие дополнения в Федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в ряд других.

Уточнен перечень лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти от несчастного случая на производстве или профзаболевания

Согласно новой редакции указанного перечня, родителям застрахованного лица, погибшего в результате наступления страхового случая по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предоставляется равное с детьми застрахованного право на получение страхового возмещения. Выплата указанным лицам будет производиться в равных долях.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, за исключением случаев, когда единовременная страховая выплата произведена лицам, имеющим право на ее получение.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Определены основные параметры бюджета ФФОМС на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов

Бюджет ФФОМС сформирован на ближайшие три года с дефицитом: в 2020 году - 1,4 млрд. рублей, в 2021 году - 4,9 млрд. рублей, в 2022 году - 6,9 млрд. рублей.

В составе бюджета планируется формирование нормированного страхового запаса на 2020 год в сумме 21,1 млрд. рублей, на 2021 год - 29,7 млрд. рублей, на 2022 год - 38,3 млрд. рублей.

В бюджете Фонда предусмотрены межбюджетные трансферты в бюджет ФСС РФ на оплату, в частности:

услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей),

медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину,

услуг по проведению профосмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев.

Коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения на 2020 год установлен в размере, равном 1,153, на 2021 год - 1,199, на 2022 год - 1,247.

Сформирован бюджет ПФР на период 2020 - 2022 годов

Бюджет фонда на 2020 год сформирован с дефицитом в сумме 118,4 млрд. рублей, на 2021 год - 28,5 млрд. В 2022 году ожидается профицит бюджета в объеме 18,5 млрд. рублей.

Доходы ПФР на 2020 год прогнозируются в сумме 8 923,8 млрд. рублей, расходы - 9 042,2 млрд. рублей.

При формировании доходной части бюджета учтено сохранение "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в 2020 - 2022 годах определены с учетом их индексации выше уровня инфляции. На финансовое обеспечение указанных выплат предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Предусмотрены расходы на реализацию федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", в части расходов на предоставление материнского (семейного) капитала.

Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, пособий, компенсаций определены в 2020 - 2022 годах с учетом ежегодной индексации на прогнозный индекс потребительских цен.

Определены характеристики бюджета ФСС РФ на 2020 - 2022 годы

Исходной базой составления бюджета является среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2024 года (базовый вариант).

Бюджет Фонда на 2020 год прогнозируется с профицитом в объеме 23 469,5 млн. рублей. В 2021 году бюджет запланирован с дефицитом в сумме 10 270,2 млн. рублей, а в 2022 году снова вернется к профициту в сумме 62 520,2 млн. рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых в 2020 году на исполнение публичных нормативных обязательств, составит 676 685,6 млрд. рублей.

Согласно уточненным прогнозам профицит федерального бюджета на 2019 год будет ниже ранее планируемого на 400 млрд рублей

Принятым законом предусматривается уменьшение общего объема доходов на 204,7 млрд рублей, в основном из-за снижения оценки поступлений нефтегазовых доходов.

Одновременно увеличивается расходная часть бюджета на 195,8 млрд рублей.

Законом перераспределяются бюджетные средства, направляемые на реализацию государственных программ РФ.

Снижается финансирование таких программ, как "Развитие здравоохранения" - на 2,7 млрд рублей; "Социальная поддержка граждан" - на 20,0 млрд рублей; "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" - на 4,9 млрд рублей.

При этом законом увеличиваются бюджетные ассигнования на Госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - на 9,2 млрд рублей; "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" - на 13,0 млрд рублей; "Обеспечение обороноспособности страны" - на 36,9 млрд рублей; "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" - на 121,4 млрд рублей.

Помимо этого, устанавливается размер индексации 1,02 с 1 октября 2019 года должностного оклада (оклада по должности), доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за специальное звание), доплаты за выслугу лет (процентной надбавки за выслугу лет) и ежемесячной надбавки к пенсии, из которых исчисляются пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 44, пунктами 1 и 2 статьи 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", частями 13 - 13.3 статьи 35, частями 1, 2 и 11 статьи 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации".

Уточнены основные показатели бюджета Пенсионного фонда РФ, утвержденные на 2019 год

Поправки предусматривают увеличение общего объема доходов бюджета на 79,8 млрд. рублей и расходов на 80,6 млрд. рублей. Таким образом, дефицит бюджета в 2019 году составит 24,0 млрд. рублей.

Основное увеличение расходов связано с дополнительным финансированием Госпрограммы "Социальная поддержка граждан" в объеме 0,14 млрд. рублей и финансированием непрограммных направлений деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов РФ в объеме 80,48 млрд. рублей.

В структуре непрограммных расходов увеличены объемы средств на выплату страховой пенсии (дополнительно 80,1 млрд. рублей).

В рамках Госпрограммы "Социальная поддержка граждан" увеличены расходы на выплату социальных пособий на погребение (72,4 млн. рублей) и поддержку семей при рождении детей (72,2 млн. рублей).

До 1 января 2023 года продлено приостановление действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора

Базовая стоимость применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.

Действие указанного Федерального закона от 04.02.1999 N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено, как и ранее, в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета о выполнении НИОКР, представляемого налогоплательщиком для применения к расходам коэффициента 1,5

Налогоплательщик, использующий право применения коэффициента 1,5 к фактически произведенным расходам на НИОКР, одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором работы (отдельные этапы работ) завершены, представляет отчет о выполненных НИОКР, либо сведения, подтверждающие размещение отчета в ЕГИС учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, либо сведения, позволяющие идентифицировать отчет в ЕГИС.

Сообщается также, что расходы, в отношении которых применяется повышающий коэффициент, должны быть непосредственно связаны с выполнением конкретной НИОКР по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных НИОКР данному перечню.

ФНС России также обращает внимание на то, что суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива (НМА) не подлежат.

Если налоговый период, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), не совпадает с налоговым периодом, в котором налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, отчет по таким расходам (сведения о включении отчета в ЕГИС) налогоплательщик вправе представить одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором формируется первоначальная стоимость данного НМА, либо расходы начинают учитываться в составе прочих расходов в течение установленного срока (двух лет).

Изменен порядок информационного взаимодействия налоговых органов и банков по фактам, связанным с выдачей гарантий

С 01.07.2019 вступил в действие приказ ФНС России от 01.02.2019 N ММВ-7-15/45@, которым утвержден порядок уведомления банком налогового органа о факте выдачи налогоплательщику банковской гарантии.

Данным приказом:

- расширен круг лиц, уполномоченных на подписание уведомления, направляемого в налоговый орган. Для реализации права подписания уведомления доверенными лицами, документ, подтверждающий соответствующие полномочия, направляется банком в виде скан-образа (02ДО - Обращение) по ТКС или на бумажном носителе лично или через представителя по почте, однократно в налоговый орган по месту учета банка до начала осуществления полномочий по подписанию уведомления;

- предусматривается изменение получателя уведомления (уведомление направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика).

ФНС России разъяснены процедурные вопросы, связанные с проверкой наличия полномочий у лица на подписание уведомлений, направлением заявления банка об отзыве документа, подтверждающего соответствующее полномочие лица.

По автомобилям марок "Maserati", "Porsche" и "Land Rover" приведена информация о наличии оснований для применения повышающих коэффициентов к ставке налога

Исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в отношении дорогостоящих автомобилей, информация о которых включена в Перечень, ежегодно публикуемый Минпромторгом России.

Повышающий коэффициент не применяется в случае отсутствия легкового автомобиля в Перечне или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю Перечня.

С учетом паспортных и технических данных сообщено, в частности, следующее:

ТС марки "Porsche" коммерческого наименования "911 Carrera S" 2012 года выпуска возможно отнести к позиции 41 Перечня для налогового периода 2014 года, а также к позиции 106 Перечня для налогового периода 2015 года, и позиции 205 Перечня для налогового периода 2016 года. При этом не представляется возможным определить соответствие данного ТС Перечням для налоговых периодов 2017 - 2019 годов;

ТС Land Rover Range Rover в спецификации (версии) Range Rover 3.0 Litre V6 S/C Petrol HSE, выпущенное в 2014 году, невозможно отнести к Перечню для налогового периода 2017 года;

ТС Porsche Panamera 4s Executive, с учетом 2013 года выпуска, не представляется возможным отнести к позиции 236 Перечня для налогового периода 2016 года и к позиции 301 Перечня для налогового периода 2017 года;

применение повышающего коэффициента в отношении Maserati Ghibli 2014 года выпуска в налоговом периоде 2017 года (и последующих) представляется избыточным.

ФНС России рекомендована к применению типовая форма заявления о выдаче справки КНД 1114237

Отмечается, что указанная типовая форма используется в работе вплоть до вступления в силу приказа ФНС России "Об утверждении формы заявления о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов". Регистрацию указанной Формы заявления необходимо осуществлять в прикладной подсистеме "Информационное обслуживание налогоплательщиков" (ПП ИОН).

Также сообщается, что ФНС России обеспечила обновление шаблонов федерального раздела информационного ресурса "Информационные стенды" (https://stand.nalog.ru/info/), категория стенда N 1 "Организационно-распорядительная информация".

Асфальтированная площадка не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а потому не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций

Сообщается, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

При этом отмечено, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

С учетом этого указано, что асфальтированная площадка не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а потому не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Доходы Банка России, полученные в 2020 - 2022 годах от участия в капитале ПАО "Сбербанк России", подлежат перечислению в федеральный бюджет ежегодно до 1 августа соответствующего года

Установлено, что часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в 2021, 2022 и 2023 годах в соответствии с частью первой статьи 26 Федерального закона о Центральном банке РФ (75 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов), уменьшается на сумму средств, перечисленных в федеральный бюджет в соответствии с указанным выше порядком.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Уточнены требования к выполнению кредитными организациями обязательных резервных требований

Внесенными изменениями дополнен состав резервируемых обязательств (включены пассивные остатки балансовых счетов 40914, 40915).

Скорректированы особенности определения кредитной организацией - центральным контрагентом состава обязательств перед участниками клиринга.

Уточнен также порядок расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России с учетом изменений, внесенных в порядок формирования данных об остатках резервируемых обязательств (приложение N 2 дополнено в том числе новыми строками, касающимися обязательств перед юрлицами-нерезидентами).

В новой редакции изложено приложение N 6.1 "Расшифровка балансовых счетов по учету операций репо между участниками клиринга с участием центрального контрагента".

Указание применяется начиная с расчета размера обязательных резервов кредитной организации, составленного за отчетный период, начинающийся со дня вступления в силу настоящего Указания.

Банк России напомнил о правилах учета банками с 1 января 2020 года госгарантий, условиями которых допускается их отзыв

Сообщается, что с 1 января 2020 года вступает в силу новая редакция статьи 115 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ), предусматривающая указание в государственной (муниципальной) гарантии оснований ее отзыва и не предусматривающая указание на безотзывность такой гарантии.

В связи с этим кредитным организациям, в частности, следует провести дополнительную оценку принятых в качестве обеспечения указанных гарантий с точки зрения наличия у гаранта права на отзыв гарантии, в том числе по основаниям, связанным с экономическим положением принципала, и при выявлении такого рода гарантий не учитывать их при расчете резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также при расчете обязательных нормативов банков.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Подписан закон о либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами

В частности, предусматривается, что на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года (далее - Соглашение) или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Соглашением или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет.

Наряду с указанными случаями на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ЕАЭС, или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Соглашением или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов, в частности, в виде дохода от ценных бумаг, от продажи транспортного средства, недвижимого имущества (при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Соглашением), и прочее.

Также установлено, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ. При этом без использования счетов в уполномоченных банках возможно получение физлицами - резидентами наличной иностранной валюты при оплате (возмещении) им юрлицами - резидентами указанных командировочных расходов, а также погашение такими физлицами - резидентами юрлицам - резидентам неизрасходованных авансов.

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (ФГБУ, ФГАУ, ФГУП), лицевые счета которым открыты в Казначействе России, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) указанного федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках. (Данное положение вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.)

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Порядок применения КБК для бюджетного учета дополнен новыми мероприятиями и направлениями расходов, включены новые КБК

Согласно внесенным изменениям целевая статья "15 0 00 00000 ГП "Экономическое развитие и инновационная экономика" дополняется новым мероприятием 15 7 06 00000 "Профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих по приоритетным направлениям профессионального развития". Некоторые направления расходов изложены в новой редакции.

Значительные дополнения внесены в части новых направлений расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на осуществление публичных нормативных выплат.

Новые позиции включены в приложение N 1 "Коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов".

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минфин России наделен полномочиями по утверждению прейскурантов цен на драгоценные камни и по установлению порядка их разработки и утверждения

От поддержания прейскурантов на драгоценные камни в актуальном состоянии в соответствии с конъюнктурными изменениями цен мирового рынка драгоценных камней зависят объемы поступления в бюджеты субъектов РФ налога на добычу полезных ископаемых.

Продлен срок, в течение которого крымские розничные рынки должны быть приведены в соответствие с требованиями российского законодательства

Ранее предусматривалось, что розничные рынки Крыма и Севастополя должны соответствовать указанным требованиям к 1 января 2020 года. Теперь этот срок продлен до 1 января 2025 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 2 февраля 2020 г. уточняется порядок указания кодов идентификации товаров, идентификации групповой упаковки, идентификации транспортной упаковки при подаче декларации на товары

Установлено, в частности, что коды идентификации товаров, коды идентификации групповой упаковки, коды идентификации транспортной упаковки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ по каждому коду идентификации, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через запятую.

При указании кодов идентификации товаров, кодов идентификации групповой упаковки или кодов идентификации транспортной упаковки, следующих подряд, указываются первый и последний номера соответствующего диапазона. При подаче ДТ в виде электронного документа эти сведения указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя "-".

При декларировании в качестве одного товара товаров, имеющих и не имеющих групповую и (или) транспортную упаковку с нанесенными средствами идентификации, коды идентификации указываются в следующей последовательности: коды идентификации транспортной упаковки (для товаров, имеющих транспортную упаковку с нанесенным средством идентификации), коды идентификации групповой упаковки (для товаров, имеющих групповую упаковку с нанесенным средством идентификации), коды идентификации товаров (для товаров, не имеющих транспортную и групповую упаковку с нанесенным средством идентификации).

Настоящее Решение вступает в силу с 2 февраля 2020 года.

Утверждены перечни стандартов, необходимых для исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к минеральным удобрениям" (ТР ЕАЭС 039/2016)

Речь идет о перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента, а также перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

С 31 мая 2020 г. начнет действовать закон, направленный на стимулирование освоения трудноизвлекаемых полезных ископаемых

Закрепляется отдельный вид пользования недрами - для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Для данного вида пользования устанавливаются два режима пользования недрами в зависимости от категории участков недр - на основе конкурса или по решению комиссии Роснедр.

Предусматривается необходимость подготовки, согласования и утверждения специализированного вида проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Установлено, что при предоставлении права пользования недрами путем выделения участка недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, из участка недр, предоставленного тому же пользователю для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также при проведении конкурса на право пользования участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых разовый платеж за пользование недрами не взимается.

Минсельхозом России подготовлен проект новой методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам

Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, исчисляется территориальными органами и организациями, подведомственными Росрыболовству, при выявлении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, а также стихийных бедствиях, аномальных природных явлениях, аварийных ситуациях.

Размер вреда исчисляется как в натуральном выражении (килограммы, тонны), так и в стоимостном выражении (рубли) и является суммарной величиной стоимости утраченных водных биоресурсов и затрат на восстановление их нарушенного состояния.

В проекте приказа приводятся, в числе прочего, формулы, в соответствии с которыми исчисляется размер причиненного вреда.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

С 1 июля 2020 года гаджеты будут оснащаться российским программным обеспечением

Определено, что при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами.

Перечень видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки определяются Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Подписан закон о признании физических лиц СМИ, выполняющими функции иностранного агента

Устанавливается, что физическое лицо может быть признано СМИ, выполняющим функции иностранного агента, если оно одновременно:

распространяет сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным таким иностранным СМИ, и (или) участвует в создании указанных сообщений и материалов;

получает денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, российских юрлиц, учрежденных СМИ - иностранными агентами или получающих финансирование из-за рубежа.

Соответствующее решение принимается Минюстом России по согласованию с МИД России.

Лица, признанные СМИ, выполняющими функции иностранного агента, обязаны учредить российское юридическое лицо, которое будет распространять на территории РФ предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе и с использованием сети "Интернет"). О создании российского юридического лица необходимо уведомить уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

На СМИ-иноагенты распространяются требования, предъявляемые к НКО, выполняющим функции иностранного агента, установленные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Распространяемые на территории РФ сообщения и материалы иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы (распространены) лицом с соответствующим статусом.

В случае нарушения порядка деятельности СМИ-иноагента Роскомнадзором будут приниматься меры по ограничению доступа к информационному ресурсу соответствующего лица.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Лица, попадающие под определение СМИ, выполняющего функции иностранного агента, обязаны зарегистрировать российское юридическое лицо (при его отсутствии) до 1 февраля 2020 года.

В России не может быть ограничен доступ к информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (кроме установленных законодательством исключений)

Такое уточнение введено новыми поправками в Закон об информации. Существовавшие ранее формулировки положений Закона, касающихся запрета на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов, приводили к нормативной коллизии.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Подписан закон, предусматривающий практическую подготовку обучающихся и иные изменения в сфере образования

Федеральным законом, в частности:

- вводится понятие практической подготовки обучающихся, закрепляются нормы о ее организации;

- корректируются требования к содержанию договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ;

- уточняется, что Минпросвещения России утверждает порядок формирования федерального перечня учебников начального, основного и среднего общего образования, а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного перечня;

- предусматривается заключение договоров аренды (безвозмездного пользования) в отношении государственного (муниципального) имущества образовательных организаций без проведения конкурсов или аукционов, если договор заключается с организацией в целях использования имущества для проведения научных исследований или практической подготовки обучающихся.

Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

ТФОМС будут предоставляться бюджетные ассигнования на стимулирующие выплаты врачам за выявление онкозаболеваний

В 2020 - 2022 годах в соответствии с Законом о федеральном бюджете в бюджеты ТФОМС будут направляться межбюджетные трансферты для осуществления денежных выплат медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.

Порядок, условия и размер трансфертов установит Правительство РФ.

Законом также уточняется порядок финансового обеспечения оказания высокотехнологической помощи (ВМП), не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Сейчас финансовое обеспечение ВМП осуществляется, в частности, за счет ассигнований из бюджета ФФОМС на софинансирование расходов субъектов РФ, возникающих при оказании гражданам указанной помощи. Начиная с 2020 года соответствующие ассигнования будут предоставляться из федерального бюджета. Порядок софинансирования указанных расходов субъектов РФ будет установлен Правительством РФ.

Расширен перечень средств размещения, на которых не распространяются требования об обязательной классификации гостиниц

Установлено, что к гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности как централизованных религиозных организаций, так и религиозных организаций, входящих в их структуру. Положения Закона об основах туристской деятельности, касающиеся классификации гостиниц, к ним не применяются.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

В ряд законодательных актов внесены изменения в части соблюдения режима противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения

Поправки вносятся, в частности, в Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О некоммерческих организациях", "О Центральном банке Российской Федерации" и другие.

Изменениями, в числе прочего, уточняются положения, касающиеся ответственности за неисполнение обязанности организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц, и за невыполнение мер противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Несанкционированное нахождение беспилотных воздушных судов в отдельных зонах воздушного пространства будет пресекаться вплоть до их уничтожения

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение общественной безопасности, защиту жизни и здоровья граждан в местах проведения массовых и публичных мероприятий, защищенность важных государственных объектов, критически важных и потенциально опасных объектов от противоправного использования беспилотных воздушных судов.

В этой связи внесены изменения в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в Федеральные законы "О федеральной службе безопасности", "О внешней разведке", "О государственной охране", "О полиции", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", касающиеся полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти в части пресечения несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения таких судов.

Электрошоковые устройства и искровые разрядники включены в перечень средств, предназначенных для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

По общему правилу работник транспортной безопасности обязан предупредить о намерении использовать шокер или разрядник. Однако в исключительных случаях, если промедление может повлечь тяжелые последствия, предупреждение не требуется.

Запрещается применять электрошоковые устройства и искровые разрядники в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев, если указанные лица оказывают вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности, совершают нападение, угрожающее жизни или здоровью работников подразделений транспортной безопасности либо лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Виды электрошоковых устройств и искровых разрядников, нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности, правила приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения определяются Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Нацистская и экстремистская символика и атрибутика могут быть допущены к использованию, но только при формировании негативного отношения к нацизму и экстремизму и отсутствии пропаганды их идей

Установлено, что в Российской Федерации запрещается и признается экстремизмом использование нацистской и экстремистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской и экстремистской до степени смешения, за исключением случаев их использования, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Внесенные поправки позволят использовать изображения свастики и иных атрибутов нацизма в произведениях науки, литературы, искусства, в СМИ, в учебных и просветительских целях.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ приведены в соответствие с пенсионным законодательством

Речь идет о Федеральном законе от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которым предусматривается поэтапное повышение возраста, по достижении которого возникает право на получение пенсии. С учетом его положений аналогичный возраст устанавливается в ряде статей УИК РФ, предусматривающих возрастные ограничения и требования для осужденных к лишению свободы.

Действие статьи 307 УК РФ "Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод" распространено на все стадии досудебного производства по уголовному делу

Ранее речь в указанной статье шла только о стадии предварительного расследования.

ПРАВОСУДИЕ

Уточнены основания пересмотра и последствия отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам

Федеральный закон принят во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П, которым было запрещено отменять вступившие в законную силу судебные постановления по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке. Также указанным Постановлением законодателю было предписано закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях (пенсионных, жилищных, по предоставлению обеспечения в порядке обязательного социального страхования и др.) с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении.

Подписанным Федеральным законом соответствующие изменения вносятся в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ.

Кроме того, в указанные кодексы вносится ряд изменений, связанных со вступлением с 1 октября 2019 года положений Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

С 1 марта 2020 года вступят в силу изменения, затрагивающие вопросы регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации

Федеральным законом, в частности:

- предусматривается возможность включения в соглашения об оказании юридической помощи условия, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи (так называемый "гонорар успеха"), за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении;

- устанавливается возможность приостановления статуса адвоката по личным обстоятельствам на основании заявления;

- с 1 марта 2021 года вводится запрет на осуществление судебного представительства лицом, адвокатский статус которого прекращен в связи с признанием виновным в совершении умышленного преступления, а также в связи с нарушением норм кодекса профессиональной этики адвоката, ненадлежащим исполнением обязанностей перед доверителями, разглашением адвокатской тайны и систематическим несоблюдением требований к адвокатскому запросу;

- с 5 до 3 лет снижается минимальный стаж адвокатской деятельности, необходимый для учреждения адвокатского кабинета, коллегии адвокатов и адвокатского бюро;

- устанавливается обязанность адвокатской палаты вести сайт и размещать на нем информацию о годовой финансовой отчетности адвокатской палаты, решениях, принятых советом адвокатской палаты, сделках адвокатской палаты, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты;

- вводится возможность обжалования решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката в ФПА РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. С 1 марта 2020 года учредительные договоры коллегий адвокатов и адвокатских бюро, созданных ранее, признаются неотъемлемой частью их уставов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россией ратифицировано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, подписанное 29 мая 2019 года в г. Нур-Султане

Соглашение направлено на создание условий, исключающих использование схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, на подтверждение законности оборота товаров при их перемещении из одного государства - члена ЕАЭС в другое, а также на обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

Прослеживаемость представляет собой организацию учета товаров и операций, связанных с их оборотом, с использованием соответствующих национальных систем. Она будет осуществляться в отношении товаров, включенных в перечень, утверждаемый ЕЭК.

Россией ратифицирован протокол о внесении изменений в соглашение о режиме торговли с Абхазией, подписанный 7 июня 2019 года в Санкт-Петербурге

Протоколом определено, что декларирование бензина, дизельного топлива, битума, вывозимых из России в Абхазию, осуществляется без применения временного периодического таможенного декларирования.

Россией ратифицированы изменения в соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ

Протокол о внесении изменений был подписан 31 мая 2019 года в Ашхабаде и предусматривает актуализацию Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, в соответствии с новой редакцией Товарной номенклатуры ВЭД СНГ.

Уточнены также критерии происхождения товаров для жидкокристаллических мониторов.