Новое в российском законодательстве (ежедневно)

2 октября 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Обновлены разъяснения порядка определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом

Утвержденная Методика разъясняет новый Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный Приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах.

Отменено аналогичное Распоряжение Минтранса России от 15.12.2017 N НА-229-р.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Продление договора аренды государственного (муниципального) имущества допускается неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных Законом о защите конкуренции

В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Арендодатель может отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок только при наличии у него задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом.

С учетом вышеизложенного договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных данной частью указанной статьи.

Росреестром разъяснен порядок указания в межевом и техническом планах сведений о пунктах государственной геодезической сети и опорной межевой сети

Разъясняется, в частности, что в отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и пунктов опорной межевой сети (ОМС) в нем указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.

Материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются данными федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда РФ.

Ведение ФФПД, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, осуществляется ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД".

Разъясняются порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных.

Кроме того, подчеркивается, что в межевом плане указываются сведения только об использованных при выполнении кадастровых работ пунктах ГГС или ОМС.

Информация Банка России от 01.10.2019 "Законодательные изменения, вступающие в силу 1 октября 2019 года"

С 1 октября 2019 года изменяются условия предоставления гражданам займов и кредитов

С указанной даты:

- банки обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщиков (ПДН) при принятии решения о предоставлении кредита от 10 тыс. рублей (или в эквивалентной сумме в иностранной валюте) и формировать дополнительный запас капитала при кредитовании заемщиков с высоким уровнем ПДН (более 50%). ПДН рассчитывается как отношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу. Аналогичные меры приняты и в отношении микрофинансовых организаций;

- предоставлять гражданам займы, обеспеченные ипотекой, смогут только профессиональные кредиторы, которые находятся под надзором Банка России, - банки, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы, уполномоченные АО "ДОМ.РФ" организации и ФГКУ "Росвоенипотека". Данное ограничение не распространяется на выдачу ипотечных займов работодателем своему работнику;

- всем видам микрофинансовых организаций предоставляется возможность проводить идентификацию клиентов с помощью государственных информационных систем, что позволит снизить возможности для мошенничества;

- для кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов установлены ограничения процентной ставки по потребительским займам, обеспеченным ипотекой, и в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определено, что ставка по таким займам не должна превышать 17% годовых.

ЖИЛИЩЕ

ФАС России подтверждена правомерность взимания комиссии с граждан при оплате услуг ЖКХ

Сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

В настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц - потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

Постановление Правительства РФ от 05.09.2019 N 1164 устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

Также даны разъяснения, касающиеся возможности оплаты без взимания комиссионного вознаграждения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Пребывающий в отставке судья может работать в некоммерческой организации, созданной в форме фонда, без ущерба для своего статуса

Как следует из Устава конкретной некоммерческой организации, эта организация является некоммерческой унитарной организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, целью деятельности которого является формирование имущества и его направление на возрождение традиций поддержки обществом, государством и бизнесом учреждений культуры: музеев, театров, иных культурных и просветительских учреждений.

Таким образом, данная некоммерческая организация относится к числу тех общественных объединений, которые названы в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей. Поэтому трудоустройство в такую организацию лица, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигшего возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), не приведет к нарушению ограничений и запретов, обусловленных наличием у такого лица статуса судьи в отставке.

Основной должностной обязанностью специалиста по нормотворческой деятельности в области охраны и оборота культурных ценностей являются научно-правовой анализ действующих нормативно-правовых актов в области охраны и оборота культурных ценностей, составление заключений по результатам такого анализа, а также выработка рекомендаций по совершенствованию и развитию нормативной базы в указанной области.

В выполнении таких функциональных обязанностей также не усматривается несоответствия статусу судьи в отставке.

Судья в отставке может занимать должность директора института, осуществляющего образовательную деятельность

Директор института, являющегося структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, одновременно участвующий в образовательной деятельности, является педагогическим работником. Занятие судьей в отставке такой должности допускается законодательством о статусе судей в Российской Федерации.

При этом отмечается, что судья в отставке, занимающийся разрешаемой Законом о статусе судей оплачиваемой деятельностью, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность. В противном случае судьей в отставке будут не соблюдены требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Информация Минтруда России от 01.10.2019 "Обсуждение вопроса сокращения продолжительности рабочего времени продолжится"

Минтруд России нашел положительные аспекты в введении четырехдневной рабочей недели, отметив при этом необходимость дальнейшего изучения вопроса

В частности, отмечается, что уменьшение продолжительности рабочего времени при сохранении уровня оплаты труда может способствовать охране здоровья работника, повышению эффективности труда и профессиональной трудоспособности, личностному и профессиональному развитию, более гармоничному сочетанию семейных и производственных обязанностей, высвобождению времени на спорт, культуру, отдых.

Вместе с тем, сокращение продолжительности рабочей недели может, к примеру, привести к увеличению издержек на рабочую силу, а также себестоимости продукции.

Минтруд России также обратил внимание, что согласно Трудовому кодексу РФ при взаимном согласии работодателя и работника последнему может быть установлен гибкий режим рабочего времени (статья 102). На основании данной нормы при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. Минимальный порог продолжительности рабочего времени Трудовым кодексом РФ не установлен.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

В БК РФ уточнен перечень винодельческой продукции, в отношении которой предоставляются субсидии ее производителям

Необходимость внесения изменений в статью 78 Бюджетного кодекса РФ обусловлена отнесением к подакцизным товарам винограда для производства вин, виноматериалов.

Статья 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Согласно внесенным поправкам указанные субсидии могут предоставляться в отношении затрат на производство алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Отчеты сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива будут представляться в Банк России по новым формам

Обновлены формы, сроки и порядок составления и представления документов, содержащих отчеты о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) и о персональном составе руководящих органов СКПК. Также предусмотрен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отчет о деятельности СКПК должен быть представлен в срок не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода, а отчет о персональном составе руководящих органов - не позднее 15 рабочих дней по окончании отчетного года или со дня изменения состава руководящих органов СКПК.

СКПК, объединение СКПК и СРО в сфере финансового рынка, объединяющая СКПК, должны представлять указанную отчетность в электронной форме в соответствии с требованиями Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У.

Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2020 года. Со дня его вступления в силу признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 09.10.2015 N 3816-У.

Разъяснены основания страхования денежных средств, переданных в доверительное управление юридических лиц и размещенных на их банковских счетах (вкладах)

По мнению Банка России, денежные средства компаний, управляющих ценными бумагами и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, являющихся малыми предприятиями, размещенные ими в банках на основании договора банковского вклада (банковского счета) для целей, не связанных с осуществлением доверительного управления в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг или Законом об инвестиционных фондах, подлежат страхованию в соответствии с Законом о страховании вкладов.

В свою очередь, денежные средства, размещенные на отдельном банковском счете, открытом для целей расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, не подлежат страхованию в соответствии с Законом о страховании вкладов в силу установленного законодательством специального правового режима целевого использования указанных денежных средств.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Обновлены статистические формы: полугодовая N 2-соцподдержка (действует с отчета за январь - декабрь 2019 года) и годовая N 3-соцподдержка (действует с отчета за 2019 год)

Формы предоставляются территориальному органу Росстата.

Форму N 2-соцподдержка "Сведения о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта РФ и муниципальных образований" предоставляет уполномоченный региональный орган исполнительной власти. Срок предоставления: за I полугодие - 15-й день после отчетного периода; за год - 20 февраля.

Форму N 3-соцподдержка "Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ" предоставляет уполномоченный региональный орган или уполномоченное им учреждение (организация). Срок предоставления - 20 февраля после отчетного периода.

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 17.09.2018 N 562, которым были утверждены ранее действовавшие формы.

Минфином России разъяснены особенности расчета и отражения в отчетности управляющих компаний стоимости чистых активов на отчетную дату

Сообщается, в частности, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 111-ФЗ) отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Исходя из указанной нормы, Минфином России утверждены приказы от 05.11.2009 N 113н "Об утверждении типовых договоров об оказании услуг специализированного депозитария Пенсионному фонду Российской Федерации, доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющей компанией и об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в отношении средств пенсионных накоплений" и от 31.05.2012 N 72н "Об утверждении типовых договоров об оказании услуг специализированного депозитария Пенсионному фонду Российской Федерации, доверительного управления средствами выплатного резерва (средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата) между Пенсионным фондом Российской Федерации и государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва и об оказании услуг специализированного депозитария государственной управляющей компании средствами выплатного резерва".

Положения договоров, утвержденных указанными приказами Минфина России, содержат требования, в соответствии с которыми средняя стоимость чистых активов в целях настоящих договоров рассчитывается путем сложения стоимости чистых активов по состоянию на конец каждого рабочего дня отчетного года и на последний календарный день отчетного квартала отчетного года, если он приходится на нерабочий день, и деления полученной суммы на количество дней, за которые осуществлялся расчет стоимости чистых активов в отчетном периоде.

Таким образом, действующий в настоящее время порядок расчета стоимости чистых активов на последний календарный день отчетного квартала соответствует положениям Федерального закона 111-ФЗ и отвечает интересам застрахованных лиц.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлен механизм компенсации потерь покупателям оптового рынка электрической энергии и мощности при срабатывании специальной автоматики отключения нагрузки

В настоящее время Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 не предусмотрена компенсация упущенной экономической выгоды от недоотпуска продукции при срабатывании специальной автоматики отключения нагрузки (САОН). Поправками предусматривается, что в случае если системным оператором зафиксирован факт срабатывания САОН у потребителя, объем обязательств указанного потребителя по покупке мощности снижается путем перераспределения части стоимости покупки мощности на иных потребителей, не подключенных к САОН.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Установлена процедура ведения реестра выданных разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ

Предусмотрен перечень сведений, которые содержит реестр. Внесение в реестр записей осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня выдачи Ростехнадзором разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы. Установлена форма ведения реестра.

Реестр размещается на официальном сайте Ростехнадзора. Информация, содержащаяся в реестре, открытая, за исключением сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного доступа.

Установлена процедура проведения экспертизы проектов нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ

Предусмотрены требования к проведению экспертизы проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты из стационарных источников, которые эксплуатируются, вводятся в эксплуатацию или реконструируются юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, проводимой в ходе получения разрешения на выбросы, разрешения на сбросы радиоактивных веществ.

Экспертиза проводится в целях определения отсутствия в проекте недостоверных сведений и информации и (или) необоснованных исходных данных, а также на предмет его соответствия нормативно-правовым актам и нормативам качества окружающей среды.

Срок проведения экспертизы - 25 рабочих дней со дня получения экспертной организацией необходимых документов. По результатам экспертизы подготавливается экспертное заключение, содержащее мотивированные выводы о соответствии (обоснованности) или несоответствии (необоснованности) проекта положениям пункта 26 Правил разработки нормативов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 N 731.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Минкомсвязью России разработаны требования к реализации эксперимента по переводу информационных систем органов власти в государственную единую облачную платформу (ГЕОП)

Эксперимент проводится с 30 августа 2019 по 30 декабря 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 N 1114.

ГЕОП - это экосистема аккредитованных сервисов и поставщиков информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующих установленным требованиям к информационной безопасности и качеству оказания соответствующих услуг.

Проектом устанавливаются требования к:

- центрам обработки данных, присоединяемым к ГЕОП;

- обеспечению информационной безопасности в ГЕОП;

- оптимизации архитектуры информационных систем участников эксперимента для их перевода в ГЕОП;

- поставщикам, а также к подключению участников эксперимента к ГЕОП.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

<Информация> Росздравнадзора от 01.10.2019
"С 1 октября 2019 года на территории Российской Федерации вводится обязательная маркировка лекарственных препаратов семи высокозатратных нозологий"

С 1 октября 2019 года граждане смогут самостоятельно проверить легальность лекарственных средств перечня 7 высокозатратных нозологий, находящихся в гражданском обороте

Для этого необходимо скачать на мобильное устройство бесплатное приложение "Честный ЗНАК", с помощью которого проверить легальность промаркированного лекарства.

Обязательная маркировка лекарственных препаратов семи высокозатратных нозологий (7 ВЗН) вводится на территории РФ с 1 октября 2019 года. Основной целью внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов является защита населения от фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов.

Также приводится перечень зарегистрированных в России и разрешенных к медицинскому применению лекарственных препаратов, используемых для лечения 7 ВЗН.

ОБОРОНА

Начинается "осенний" призыв на военную службу

Согласно Указу Президента РФ с 1 октября по 31 декабря 2019 года на военную службу будут призываться не пребывающие в запасе граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, в количестве 132 000 человек.

Одновременно с военной службы будут увольняться солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Информация МВД России от 01.10.2019
"Вступили в силу изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами"

С 1 октября 2019 года упрощается организация детских перевозок, без ущерба для их безопасности

В частности:

сокращен срок хранения оригиналов документов о перевозке;

сокращен срок подачи уведомления в Госавтоинспекцию о планируемой перевозке в городском и пригородном сообщениях;

скорректированы требования к стажу работы в качестве водителя транспортного средства категории "D".

Кроме того, с указанной даты все автобусы с детскими группами должны быть оборудованы ремнями безопасности, а пассажиры - пристегнуты. Раньше автобусы, оборудованные ремнями безопасности, требовались лишь при междугородних перевозках детей, на пригородные и городские поездки это правило не распространялось.

Сопровождающие лица будут обязаны перед началом движения автобуса и в процессе перевозки контролировать, пристегнулись ли дети ремнями безопасности, а также не допускать, чтобы дети поднимались с мест и передвигались по салону автобуса во время движения.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Уточнен порядок осуществления административного надзора за лицами, осужденными к принудительным работам

Установлено, что в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами срок административного надзора исчисляется со дня отбытия указанного наказания.

Предусматривается, что течение срока административного надзора приостанавливается в случае осуждения поднадзорного лица к принудительным работам.

Также расширен перечень оснований для продления судом административного надзора в случае совершения поднадзорным лицом преступления в период его нахождения под таким надзором, в числе которых: осуждение поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества; осуждение условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания; применение к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Кроме того, уточнены обязанности поднадзорного лица по уведомлению органа внутренних дел о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения.

ПРАВОСУДИЕ

Определены основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, его территориальные органы и их подразделения.

Урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника (установлены, в том числе классификация должностей и специальные звания, основные права и служебные обязанности сотрудников, ограничения и запреты, связанные со службой, содержание, виды и срок действия контракта, заключаемого при поступлении на службу, порядок перевода на другую должность, основания для прекращения контракта либо его расторжения, гарантии социальной защиты сотрудников и др.).

В связи с принятием Закона внесены взаимосвязанные поправки в ряд законодательных актов РФ.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Получение судьей в отставке доходов от реализации сельхозпродукции, произведенной и переработанной им при ведении ЛПХ, не будет являться несоблюдением запретов и ограничений

В Заключении подчеркивается, что получение судьей в отставке доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной им самим при ведении личного подсобного хозяйства, при условии соблюдения ограничений, установленных налоговым законодательством, не будет являться несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.

Кроме того, с учетом сложной правовой природы отношений членства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, присущих этим отношениям семейных связей и личного трудового и иного участия в делах хозяйства, достаточно сложно избежать такого положения, когда совместно проживающий с главой крестьянского (фермерского) хозяйства член его семьи, формально не являющийся членом хозяйства, не принимает участия в его деятельности, которая гражданским законодательством определяется как предпринимательская.

В таких ситуациях судья (судья в отставке) должен проявлять особую осмотрительность в соблюдении всех формальных требований, связанных с оформлением соответствующих договоров, с разграничением объема прав супругов на то или иное имущество, используемое в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, исключить свое фактическое участие в производственной и иной деятельности такого хозяйства. В противном случае возникает реальная опасность нарушения установленного Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" запрета заниматься предпринимательской деятельностью.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россией ратифицирована Конвенция о правовом статусе Каспийского моря

Конвенцией определяются и регулируются права и обязательства прибрежных государств в отношении использования Каспийского моря, в том числе режима судоходства и порядка коллективного использования его акватории, механизмов установления границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр на секторы, условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другие вопросы сотрудничества.