Новое в российском законодательстве (ежедневно)

14 августа 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Расширены полномочия Минэкономразвития России в области надзора за деятельностью саморегулируемых организаций

Минэкономразвития России уполномочено осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Регламентирован порядок принятия ФСС РФ решения о финансовом обеспечении предупредительных мер

Речь идет о мерах по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Заявителями на получение данной госуслуги являются страхователи - юрлица (в том числе иностранные, осуществляющие деятельность в России и нанимающие граждан РФ) либо физлица, нанимающие лиц, подлежащих ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Заявление о предоставлении госуслуги представляется заявителем (лично, через МФЦ, по почте или через портал госуслуг) по форме, приведенной в приложении к регламенту, в территориальный орган ФСС в срок до 1 августа текущего календарного года.

К заявлению прилагаются, в том числе:

- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма утверждена Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н);

- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда (форма утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер в отношении заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 25 млн. рублей включительно, принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов. В отношении заявителей, у которых данная сумма составляет более 25 млн. рублей, решение принимается в следующем порядке и сроки:

- территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов направляет их и проект приказа о финансовом обеспечении предупредительных мер на согласование в ФСС;

- ФСС согласовывает представленный проект в течение 15 рабочих дней со дня поступления;

- приказ в течение 3 рабочих дней с даты получения согласования из ФСС направляется заявителю.

Предоставление госуслуги осуществляется бесплатно.

Утверждена форма отчета о расходах, на возмещение которых предоставляется субсидия на разработку цифровых платформ и программных продуктов для создания и развития производства высокотехнологичной промышленной продукции

Субсидии предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 N 529 в рамках подпрограммы "Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в целях стимулирования деятельности российских организаций, осуществляющих деятельность по разработке цифровых платформ или программных продуктов, связанных с субтехнологиями сквозных цифровых технологий.

Порядок, формы и сроки представления отчета о расходах определяются договором о предоставлении субсидии.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Обновлены требования к порядку предоставления акционерными обществами документов или их копий

Указанием устанавливается:

срок предоставления доступа к документам АО;

содержание Требования о предоставлении доступа к документам, направляемого в акционерное общество (далее - Требование);

порядок подписания Требования;

перечень способов, которыми Требование может быть предъявлено АО;

особенности предъявления Требования в отдельных случаях;

порядок определения даты предъявления Требования;

последствия направления Требования, не отвечающего установленным требованиям;

порядок ознакомления с документами;

порядок исполнения Требования о предоставлении копий документов;

особенности предоставления доступа к документам, содержащим коммерческую тайну, а также к документам, содержащим государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну;

порядок и основания отказа в предоставлении документов, а также механизм уведомления заявителя об отказе.

Закрепляется, что если в устав непубличного АО по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами, включены положения, предусматривающие отличные от установленных настоящим Указанием условия и (или) порядок предоставления акционерам доступа к документам непубличного акционерного общества, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов непубличного акционерного общества, применяются положения устава.

Утратившим силу признается Указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

К материалам заявки на выдачу патента предлагается прилагать трехмерные модели заявляемых объектов интеллектуальной собственности

Согласно законопроекту заявители смогут подавать на госрегистрацию трехмерные модели заявляемых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков) в электронной форме. Соответствующие дополнения предлагается внести в ст. ст. 1375, 1376, 1377 и 1492 части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Также в электронной форме предлагается выдавать охранные документы, за исключением патента на секретное изобретение, сохранив при этом для заявителя возможность получить их по своему желанию на бумажном носителе.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Утвержден профессиональный стандарт для слесарей по ремонту промыслового нефтегазового оборудования

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение надежного и эффективного функционирования промыслового нефтегазового оборудования (оборудование, непосредственно участвующее в технологии добычи, сбора, поддержания пластового давления нефти, газа, газоконденсата и воды, а также нефтепромысловая специальная техника).

В функции данных специалистов входит техническое обслуживание и ремонт промыслового нефтегазового оборудования разной сложности.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Обновлен профессиональный стандарт для специалистов по качеству механосборочного производства

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N 1122н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является повышение конкурентоспособности продукции и снижение затрат в механосборочном производстве.

В функции данных специалистов входит обеспечение качества изделий разной сложности в механосборочном производстве.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Налогоплательщику отказали в возврате госпошлины при обращении в налоговый орган через интернет-сайт

Налогоплательщик через официальный сайт ФНС России направил в инспекцию интернет-обращение на возврат государственной пошлины, ранее уплаченной по делу, рассматриваемому Конституционным Судом РФ, с приложением сканированных образов: чека-ордера отделения банка и справки Конституционного Суда РФ, выданной для получения из бюджета государственной пошлины, так как обращение не было принято к рассмотрению.

По результатам рассмотрения интернет-обращений инспекцией были направлены ответы, в которых указывалось, что возврат госпошлины возможен только при представлении заявителем указанных выше подтверждающих документов на бумажном носителе.

Не согласившись с отказом инспекции, налогоплательщик обратился в ФНС России.

В обращении им было указано, что согласно положениям пункта 3 статьи 333.18 и абзаца 6 пункта 3 статьи 333.40 НК РФ в налоговый орган необходимо представлять подлинники документов, а не документы на бумажном носителе. Также им было отмечено, что суды признают платежный документ в электронном виде надлежащим доказательством оплаты государственной пошлины, равным документу на бумажном носителе.

Кроме того, заявитель указал на то, что в обоснование своей позиции инспекцией приведена "искаженная" выдержка из письма Минфина России от 22.03.2019 N 03-05-06-03/19218, согласно которой плательщик госпошлины к заявлению обязан приложить подлинный экземпляр решения суда на бумажном носителе. По мнению заявителя, в этом письме нет упоминания о бумажном носителе.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения жалобы ФНС России признала отказ инспекции обоснованным.

ФНС России было принято во внимание то, что заявление от налогоплательщика поступило в инспекцию через официальный сайт Федеральной налоговой службы, а не через Личный кабинет налогоплательщика и, соответственно, не содержало собственноручной подписи заявителя, а также его квалифицированной или неквалифицированной электронной подписи. Таким образом, заявление о возврате государственной пошлины представлено в инспекцию с нарушением порядка, установленного пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ и пунктом 6 статьи 78 НК РФ.

Кроме того, к заявлению о возврате государственной пошлины были приложены сканированные образы чека-ордера и справки Конституционного Суда РФ, а не подлинники указанных документов.

В ответе налогоплательщику ФНС России указала на необходимость представления данного заявления и подтверждающих документов только на бумажном носителе.

ФНС России даны рекомендации по вопросам определения "фактического права на доход" в отношении холдинговых компаний

ФНС России указала, что наличие в корпоративных документах компании, получающей доходы от источников в РФ, упоминания о холдинговом характере ее деятельности не свидетельствует об отсутствии у такой компании самостоятельной предпринимательской деятельности.

Упоминание "холдинговой деятельности" и "инвестирования" среди заявленных видов деятельности иностранного получателя дохода не может являться самостоятельным и достаточным критерием, свидетельствующим о наличии или отсутствии фактического права на доход.

При проведении контрольных проверок по вопросам правомерности применения налоговых льгот по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения налоговым органам рекомендовано проводить мероприятия по выявлению признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении дохода от источника в РФ.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Минфин России информирует об эмиссии облигаций федерального займа на сто миллиардов рублей

Устанавливаются, в частности, следующие параметры выпуска:

- объем выпуска - 100 000 000 000 (сто миллиардов) рублей;

- количество облигаций - 100 000 000 (сто миллионов) штук;

- государственный регистрационный номер: 24020RMFS;

- номинальная стоимость одной облигации - 1000 (одна тысяча) рублей;

- дата начала размещения облигаций - 21 августа 2019 года;

- дата окончания размещения облигаций - 25 декабря 2019 года;

- дата погашения облигаций - 27 июля 2022 года;

- круг потенциальных владельцев - резиденты и нерезиденты РФ;

- размещение облигаций осуществляется Банком России.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Утверждены формы заявок о распределении квот на вылов водных биоресурсов

Речь идет о заявках о распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Внесены изменения в единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на территории ЕАЭС, и единый перечень карантинных объектов ЕАЭС

Речь идет о требованиях и перечне, утвержденных Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 157 и N 158 соответственно.

Согласно внесенным изменениям в отдельные позиции вносятся правки юридико-технического характера в части их уточнения, дополнения, замены.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Внесены изменения в раздел II перечня товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции. Согласно внесенным изменениям код "8112 92 910 0" ТН ВЭД ЕАЭС заменен кодами "8112 92 910 1, 8112 92 910 9" ТН ВЭД ЕАЭС.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 января 2020 года.

В перечень категорий товаров, временное нахождение и использование которых на территории ЕАЭС допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, включено морское пассажирское судно, зафрахтованное для проведения Восточного экономического форума в г. Владивостоке в 2019 году

Речь идет о морском пассажирском судне (код 8901 10 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС), зафрахтованном ФГУП "Росморпорт", при условии его использования в качестве плавучей гостиницы для проживания участников, гостей, персонала и других клиентских групп в период проведения ежегодного Восточного экономического форума в г. Владивостоке.

Предельный срок временного нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов указанного морского пассажирского судна - 30 календарных дней со дня помещения под такую таможенную процедуру.

Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с момента помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) указанного морского пассажирского судна.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

"Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения"
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 31.07.2019 N 5)

Разработаны рекомендации по повышению уровня безопасности дорожного движения

Методические рекомендации разработаны в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации ДТП на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений.

Рекомендации предназначены для применения при реализации владельцами дорог полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части повышения уровня безопасности дорожного движения, а также при формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта "Дорожная сеть" федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В Методических рекомендациях, помимо прочего, приводятся:

принципы выбора мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации ДТП (далее - МКДТП);

рекомендации по оборудованию характерных участков дорог и улиц элементами благоустройства;

регламентирование режимов движения на отдельных участках;

рекомендации по обустройству МКДТП специальными предупреждающими щитами;

рекомендации по выбору мероприятий по БДД на характерных участках дорог и улиц и типовые решения по их благоустройству;

виды работ в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Минтранса России, выполняемые в рамках мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП;

перечень мероприятий БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП, типовые решения;

рекомендации по применению технических средств автоматической фотовидеофиксации при проведении мероприятий по БДД в целях ликвидации МКДТП;

правила применения тросовых ограждений;

примеры типовых решений по обустройству характерных участков при проведении мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП.

ПРАВОСУДИЕ

Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена практика рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц

В ходе проверки законности решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, входящими в Дальневосточный округ, рассматривались, в числе прочего, вопросы:

связанные с определением компетенции арбитражных судов по рассмотрению соответствующих заявлений;

применения положений арбитражного процессуального законодательства о сроке подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, как специального правового регулирования условий для обращения в суд с публично-правовыми спорами;

связанные с установлением полномочий органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие);

определения способа восстановления нарушенного права при признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

В Обзоре приведены, в частности, следующие выводы:

процессуальным законодательством не предусмотрена возможность разрешения вопроса о подведомственности каждого пункта или раздела обжалуемого ненормативного правового акта, в связи с чем производство по делу о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты не подлежало прекращению в части отдельных его пунктов;

заключение комиссии антимонопольного органа о неподтверждении факта уклонения участника закупки от заключения договора поставки для нужд заказчика обладало признаками ненормативного акта, а именно носило властный характер, принято уполномоченным органом, являлось окончательным документом, выражающим позицию антимонопольного органа по обращению заказчика о недобросовестном поведении участника закупки, в связи с чем требование о признании его незаконным рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ;

срок для обращения арбитражного управляющего в суд с требованием о признании незаконным решения о ликвидации юридического лица, с которого в его пользу взыскана задолженность, подлежал исчислению с момента получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;

реализация определенной налоговым законодательством внесудебной процедуры урегулирования спора является уважительной причиной пропуска срока на подачу в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения налогового органа;

отсутствие у комиссии по определению границ рыбоводных участков соответствующих полномочий по принятию оспариваемых решений свидетельствует о несоответствии этих актов закону и нарушении прав и законных интересов лица в сфере экономической деятельности.