Новое в российском законодательстве (ежедневно)

22 марта 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Победителям международных олимпиад и тренерам, осуществлявшим их подготовку, будут выплачиваться премии Президента РФ

Победителям международных олимпиад премии за золотую медаль выплачиваются в размере 1 млн рублей, за серебряную медаль - 500 тыс. рублей, за бронзовую медаль - в размере 400 тыс. рублей.

Премии присуждаются за 2018 год и последующие годы.

Организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение присуждения и выплаты премий осуществляются Образовательным Фондом "Талант и успех".

Обновлен порядок расчета размера субсидии Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества

Определено, что при расчете будет применяться коэффициент постоянных затрат на сопровождение проектов победителей конкурса - 0,017.

Субсидия предоставляется Фонду на проведение конкурсов и предоставление по их результатам грантов Президента РФ некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Признан утратившим силу Приказ Управления делами Президента РФ от 16.03.2018 N 110, которым были утверждены ранее действующие правила предоставления субсидий.

На период до 2024 года утвержден федеральный проект "Коммуникации между центрами экономического роста"

Целью проекта является развитие транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг", повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации за счет строительства и реконструкции участков скоростных и иных автомобильных дорог на магистральных направлениях протяженностью не менее 1977,4 км, а также развитие железнодорожной инфраструктуры в транспортных узлах.

В паспорте приводятся, в числе прочего, задачи и результаты реализации федерального проекта, финансовое обеспечение, план мероприятий по реализации федерального проекта, показатели федерального проекта по субъектам РФ, дополнительные и обосновывающие материалы.

Утверждены формы 5 проверочных листов, применяемых при проведении плановых проверок соблюдения требований радиационной безопасности при обращении с радиационными источниками

Приказом устанавливаются формы проверочных листов (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в области обеспечения радиационной безопасности при:

- рентгеновской дефектоскопии;

- радионуклидной дефектоскопии;

- обращении с радиоизотопными приборами;

- обращении с источниками, генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ;

- обращении с источниками неиспользуемого рентгеновского излучения.

В каждом из проверочных листов указывается: наименование проверяемого лица; место проведения плановой проверки; реквизиты приказа или распоряжения о проведении проверки; учетный номер проверки в едином реестре проверок; сведения о должностных лицах ФМБА России, проводящих проверку; вопрос, отражающий содержание проверяемого обязательного требования; реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования; ответ на вопрос.

Ответы на поставленные вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований. Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов).

Регламентирован порядок оценки Минюстом России качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи

Заявителями на получение данной госуслуги являются:

- общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации и движения, региональные отделения международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;

- Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, созданные на территории нескольких субъектов РФ;

- централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ, а также религиозные организации, образуемые указанными централизованными религиозными организациями;

- местные религиозные организации, централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозные организации, образованные указанными централизованными религиозными организациями;

- иные некоммерческие организации, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

Результатом предоставления госуслуги является выдача заключения о соответствии качества оказания социально ориентированной НКО содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи установленным критериям.

Для выдачи заключения представляется письменное заявление организации (форма приведена в приложении), в котором обосновывается соответствие оказываемого социально ориентированной НКО содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи установленным критериям. К заявлению могут быть приложены документы, обосновывающие такое соответствие (справки, характеристики, экспертные заключения, заключения общественных советов при заинтересованных органах, копии дипломов и благодарственных писем и др.). Заявление и прилагаемые документы могут быть направлены почтовым отправлением с описью вложения, представлены непосредственно в Министерство (его территориальные органы) или представлены в форме электронного документа с электронной подписью, в том числе с использованием портала госуслуг.

Срок предоставления госуслуги, в общем случае, составляет 30 дней.

ФАС России разъяснен порядок применения антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентных соглашений

Сообщается, в частности, что установленный Федеральным законом "О защите конкуренции" запрет на антиконкурентные соглашения не распространяются на хозяйствующих субъектов, входящих в подконтрольную группу лиц.

В целях установления допустимости антиконкурентных соглашений антимонопольному органу следует установить совокупность и одновременность выполнения следующих условий:

наличие признаков антиконкурентных соглашений, запрет на которые установлен Федеральным законом "О защите конкуренции";

нахождение хозяйствующих субъектов в группе лиц по одному из условий, предусмотренных данным Законом;

установление контроля одним хозяйствующим субъектом в отношении другого, либо наличие контроля со стороны одного лица.

Вопрос о наличии признаков антиконкурентных соглашений может быть решен ФАС России в рамках процедур рассмотрения заявлений, материалов, а также по итогам проведения проверок и при возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае наличия признаков антиконкурентных соглашений при условии допустимости таких соглашений, результатом рассмотрения заявлений, материалов является отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, в случае установления указанной совокупности условий на этапе рассмотрения дела, такое дело подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Ко второму чтению подготовлен законопроект о цифровых финансовых активах

Законопроектом такими активами признаются цифровые права, включающие обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационной системе на основе распределенного реестра.

Вводится понятие "цифровые операционные знаки", закрепляется право Банка России определить случаи осуществления выпуска и использования цифровых операционных знаков, а также устанавливать порядок их выпуска и использования.

Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА), возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, записи о зачислении ЦФА указанному лицу. Вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые ЦФА, закрепляются в решении об их выпуске.

Законопроектом устанавливаются:

порядок учета и обращения ЦФА;

требования к оператору информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, а также к оператору обмена ЦФА;

особенности обращения ЦФА, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг;

требования к рекламе ЦФА.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Утвержден профессиональный стандарт для электрослесарей по обслуживанию и ремонту оборудования на предприятиях атомной отрасли

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является выполнение комплекса операций по монтажу (демонтажу), наладке, испытанию, ремонту и техническому обслуживанию электрических машин и аппаратов, контрольно-измерительных приборов, установок автоматического действия, средств телемеханики, автоматических систем электронной, телемеханической, радиорелейной аппаратуры, изотопных реле, датчиков, систем регулируемого электропривода, многофункциональных систем безопасности в горнодобывающих организациях атомной отрасли, в том числе в условиях повышенного радиационного фона.

В функции данных специалистов входит:

- выполнение работ по обеспечению бесперебойной эксплуатации электрической части машин, узлов и механизмов, в том числе в условиях повышенного радиационного фона;

- обслуживание, ремонт и наладка устройств информационной электроники, в том числе в условиях повышенного радиационного фона.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения этих функций.

Утвержден профессиональный стандарт для инструкторов поездных бригад

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение качественного обслуживания пассажиров, перевозки груза, санитарно-технического состояния вагонов и соблюдения режимов труда и отдыха работниками поездных бригад на железнодорожном транспорте.

В функции данных специалистов входит:

- проведение инструктажей, теоретических и практических занятий с работниками поездных бригад;

- инспектирование работы поездных бригад;

- оперативное руководство работой инструкторов поездных бригад.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения этих функций.

Утвержден профессиональный стандарт для работников по экипировке транспортных средств железнодорожного транспорта и снабжению нефтепродуктами подразделений организаций железнодорожного транспорта

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение экипировки транспортных средств железнодорожного транспорта и снабжения подразделений организаций железнодорожного транспорта нефтепродуктами надлежащего качества в необходимом количестве и ассортименте.

В функции данных специалистов входит выполнение работ по:

- экипировке транспортных средств железнодорожного транспорта;

- раздаче нефтепродуктов подразделениям организаций железнодорожного транспорта и обслуживанию насосного оборудования на базе, складе топлива (нефтепродуктов);

- приему и сливу нефтепродуктов на базе, складе топлива (нефтепродуктов);

- приему и заправке нефтепродуктами транспортных средств железнодорожного транспорта с помощью полуавтоматических средств заправки на базе, складе топлива (нефтепродуктов);

- приему и заправке нефтепродуктами транспортных средств железнодорожного транспорта с помощью автоматических средств заправки с дистанционным управлением на базе, складе топлива (нефтепродуктов).

Кроме того, в них входит руководство производственно-хозяйственной деятельностью базы, склада топлива (нефтепродуктов).

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения этих функций.

Утвержден профессиональный стандарт для руководителей восстановительного поезда

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение деятельности восстановительного поезда по ликвидации последствий крушений, аварий, сходов подвижного состава с рельсов, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций в пределах своих тактико-технических возможностей.

В функции данных специалистов входит:

- руководство выполнением аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ с использованием технических средств восстановительного поезда;

- управление деятельностью восстановительного поезда и координация работы смежных подразделений при выполнении аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Утвержден профессиональный стандарт для инженеров-экономистов водного транспорта

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение эффективности деятельности водного транспорта при рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В функции данных специалистов входит:

- осуществление расчетно-аналитической и планово-экономической работы в организации водного транспорта;

- организация и оплата труда работников организации водного транспорта;

- выполнение финансово-экономической работы в организации водного транспорта.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения этих функций.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Для возврата и зачета переплаты по налогам, сборам и другим обязательным платежам применяются обновленные форматы заявлений

Приказом от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@ ФНС России были внесены изменения в формы заявлений о зачете и возврате излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Обновленные формы применяются с 9 января 2019 года.

В этой связи утверждены новые рекомендуемые форматы представления в электронной форме заявлений о возврате и зачете указанных сумм.

Одновременно признан утратившим силу Приказ ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@, содержащий ранее действовавшие форматы заявлений.

ФНС России сообщает о возможности приема уточненных налоговых деклараций (расчетов) в отношении имущества обособленного подразделения, прекратившего деятельность

Сообщается, что в действующей версии АИС "Налог-3" реализована возможность приема уточненной налоговой отчетности в отношении налоговых периодов до 2019 года по суммам, исчисленным в отношении имущества, подлежавшего налогообложению по месту нахождения закрытого обособленного подразделения организации.

Указано, что в соответствии с пунктом 75 Регламента работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган при прекращении деятельности (закрытии) организацией своего обособленного подразделения, но при сохранении объекта (объектов) налогообложения по налогу, на территории, подведомственной налоговому органу по месту нахождения закрытого обособленного подразделения, администрирование налога осуществляется указанным налоговым органом.

Перечень дорогостоящих автомобилей для налогового периода 2019 года размещен на сайте Минпромторга России

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей применяются повышающие коэффициенты к ставке транспортного налога. Перечень таких автомобилей ежегодно размещается на официальном сайте Минпромторга России не позднее 1 марта очередного налогового периода.

Земельные участки, предоставленные ФГКУ "УЛХИП", отнесены к земельным участкам, изъятым из оборота, и не подлежат налогообложению

Доказательствами отнесения земельных участков к землям, изъятым из оборота, могут служить не только факты, подтверждающие непосредственное размещение на них Вооруженных Сил РФ, но и установление в отношении них запретной зоны с особыми условиями использования для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В настоящее время запретные зоны установлены в 28 лесничествах Минобороны России.

С учетом изложенного сообщается, что земельные участки, предоставленные ФГКУ "УЛХИП" в постоянное (бессрочное) пользование, относятся к земельным участкам, изъятым из оборота, и, следовательно, не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Разъяснения Банка России
"По вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 02.09.2015 N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения" (далее - Положение Банка России N 486-П)"

Некредитным финансовым организациям даны разъяснения по отражению в бухгалтерском учете отдельных операций

Банком России сообщено, в частности, следующее:

суммы задолженности по займам и прочим размещенным средствам, списанные за счет резервов под обесценение, отражаются на внебалансовых счетах N 91801 и N 91804. Списанная дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, учитываются на внебалансовых счетах и списываются по истечении пяти лет или ранее при условии их взыскания с должника;

НФО имеет право предусмотреть для учета НДС с полученных авансов отдельные лицевые счета к счетам N 60331 "Расчеты с покупателями и клиентами" и N 60332 "Расчеты с покупателями и клиентами".

Помимо этого, приведены бухгалтерские записи для отражения сумм промежуточных дивидендов и дивидендов, начисленных по решению годового собрания, а также разъяснен порядок отражения в учете уменьшения уставного капитала страховой организации, если решение принято единственным участником в конце декабря 2018 года, а государственная регистрация изменений в учредительные документы произведена в начале 2019 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Определен порядок подтверждения Минпромторгом России соответствия установленным характеристикам ввозимых на территорию РФ гравия и щебня

Речь идет о подтверждении соответствия ввозимых на территорию РФ гравия и щебня, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2517 10 100 0, характеристикам, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592".

Для получения подтверждения заявитель представляет в Минпромторг России заявление, в котором указываются, в числе прочего:

наименование и количество товара, в отношении которого запрашивается подтверждение соответствия, а также его код (до десятого знака кодового обозначения) в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

сведения о стране-экспортере и производителе товара;

информация о потребителях товара с указанием наименования организации и объемов поставляемых товаров;

код и наименование таможенного органа, в который будут подаваться сведения о заявителе или осуществляться таможенное декларирование.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- оригинал протокола испытаний, выданного не ранее чем за 6 месяцев со дня подачи заявления испытательной лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации, производителю товаров, осуществляющему переработку сырья для целей производства этих товаров, на массу товаров, не превышающую 5 тысяч тонн. В случае если масса товаров превышает указанную массу, представляются оригиналы протоколов испытаний в отношении каждой из частей общей массы товаров;

- копии документов, удостоверяющих законность добычи и владения товаром;

- копии внешнеторговых контрактов (договоров);

- копии контрактов (договоров) и дополнительные соглашения к указанным контрактам (договорам) на транспортировку товара;

- техническая документация производителя (изготовителя) на изготавливаемый товар (технические условия, технологический регламент), позволяющая идентифицировать производимую продукцию.

Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы.

Приводится порядок прохождения представленных документов в подразделениях Минпромторга России.

Заявитель не позднее 10 рабочих дней со дня ввоза товаров, в отношении которых подтверждено соответствие, обязан представить в Минпромторг России справку о ввозе указанных товаров (в произвольной форме).

Евразийской экономической комиссией рассмотрено обращение о вступлении в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018)

В частности, сообщается следующее.

Статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что государства - члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств - членов Союза соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Евразийской экономической комиссии, действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.

В отношении алкогольной продукции, являющейся объектом ТР ЕАЭС 047/2018, переходные положения будут определены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Лицам, не достигшим возраста 21 года, предлагается запретить продавать крепкие алкогольные напитки

В настоящее время законодательство РФ разрешает продажу алкогольных напитков (в том числе крепких) лицам, достигшим возраста 18 лет. Однако, по мнению авторов проекта, употребление алкогольных напитков небезопасно для нормального развития головного мозга. Головной мозг человека, его внутреннее строение и структурные элементы окончательно формируются только к 21 году. В период до этого возраста головной мозг более уязвим к различным внешним воздействиям, и особенно химическим отравлениям (алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, токсины). Употребление алкоголя в возрасте, когда некоторые отделы мозга еще находятся в процессе формирования, способствует снижению объемов и целостности критически важных отделов мозга и долгосрочному ухудшению когнитивных способностей.

В этой связи проектом предлагается запрет на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции лицам, не достигшим возраста 21 года. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем установленного возраста продавец вправе потребовать у него документ, позволяющий установить возраст покупателя.

ОБОРОНА

В некоторые акты Правительства РФ внесены уточнения в связи с созданием при федеральных вузах единых структурных подразделений военной подготовки - военных учебных центров

Речь идет, в частности:

- о правилах учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054);

- положении о подготовке граждан к военной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441);

- положении о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719);

- положении о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565);

- правилах формирования стипендиального фонда за счет федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 N 1390).

Установлено, что воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат в том числе граждане, пребывающие в запасе, успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам подготовки сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

В целях определения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Госкорпорации "Роскосмос" и организаций ракетно-космической промышленности вводится их категорирование по степени опасности

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов в зависимости от степени угрозы совершения на объекте террористического акта и его возможных последствий проводится категорирование объектов. Устанавливаются 3 категории опасности объектов: высокая, средняя и низкая. Для проведения категорирования объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта.

Определены в том числе:

порядок организации управления и планирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности;

мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности;

порядок оборудования (реконструкции, модернизации) объекта инженерно-техническими средствами охраны;

режимы функционирования сил и средств обеспечения антитеррористической защищенности объектов и меры реагирования в условиях террористической угрозы;

порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте;

порядок составления и актуализации паспорта безопасности объектов.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 252 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности".

ПРАВОСУДИЕ

Конституционный суд РФ обобщил наиболее важные решения, принятые им в 2018 году

В обзоре приводятся постановления и определения, принятые Конституционным Судом РФ в 2018 году, в том числе по вопросам:

- конституционных основ публичного права (в частности, Постановлением от 06.02.2018 N 6-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 НК РФ, признав их не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер);

- конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты (в частности, Постановлением от 26.02.2018 N 10-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 ГК РФ, указав, что оспоренные положения не противоречат Конституции РФ, поскольку они не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, выплат в случае, если представленная им справка об установлении инвалидности признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при проведении медико-социальной экспертизы, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны);

- конституционных основ частного права (в частности, Постановлением от 19.04.2018 N 16-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации", признав ее не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей неопределенности она не дает однозначного ответа на вопрос, какой именно государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган - обязан обеспечить служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, принятых на учет для предоставления служебных жилых помещений до 1 января 2017 года;

- конституционных основ уголовной юстиции (в частности, Постановлением от 25.04.2018 N 17-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 УК РФ, признав его не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК РФ тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение - с точки зрения последствий своего поведения - по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).