Новое в российском законодательстве (ежедневно)

4 марта 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Организации, реализующие корпоративные программы повышения конкурентоспособности, смогут получить господдержку

Предприятия, заключившие соглашения о реализации корпоративных программ, смогут получить доступ к финансированию экспортных проектов, включая страхование соответствующих экспортных кредитов, и возможность использовать широкую линейку банковских инструментов.

Для включения в перечень российских организаций, реализующих корпоративные программы, будут отбираться наиболее эффективные предприятия, исходя из их экспортного потенциала и объема требуемого финансирования.

Для проведения квалификационного отбора Минпромторг России и уполномоченные органы размещают не позднее 1 апреля 2019 года соответствующие извещения. Срок проведения квалификационного отбора составляет 45 календарных дней.

Предусмотрено финансирование проектов по организации российских производств за рубежом и по организации экспортно ориентированных производств на территории России. Для обеспечения возможности реализации таких проектов банкам будет предоставляться субсидиарная поддержка в виде компенсации недополученной ими прибыли.

Постановлением утверждены:

- правила формирования и утверждения единого перечня организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и заключения соглашений о реализации таких программ;

- положение о межведомственной комиссии по вопросам господдержки организаций, реализующих данные программы;

- правила предоставления субсидий кредитным организациям на компенсацию части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов;

- положение о выполнении "Российским экспортным центром" функций агента Правительства РФ по предоставлению субсидий.

Регионы смогут получить федеральные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"

Трансферты предоставляются в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъекта РФ (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), возникающих при осуществлении мероприятий, направленных на достижение результатов реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов реализации федерального проекта "Дорожная сеть".

Определено, что нераспределенный резерв трансфертов, включенный в утвержденное законом о федеральном бюджете их распределение, подлежит распределению для направления данных средств на достижение результатов реализации региональных проектов, предусматривающих отдельные мероприятия по модернизации дорожной инфраструктуры в городских агломерациях:

- осуществляемые в том числе во исполнение указаний, поручений или актов Президента РФ и (или) Правительства РФ;

- направленные на устранение аварийного и предаварийного состояния искусственных сооружений, входящих в состав указанной инфраструктуры.

При этом размер трансфертов в расчете на одну городскую агломерацию не может превышать:

- в 2019 году - 500 млн. рублей;

- в 2020 году - 750 млн. рублей;

- в 2021 году - 1250 млн. рублей;

- с 2019 по 2021 годы - 2000 млн. рублей.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого Росавтодором с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в форме электронного документа посредством системы "Электронный бюджет".

Установлены также минимальные объемы финансирования мероприятий, предусмотренных региональным проектом, реализуемым в городских агломерациях за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Утвержден административный регламент осуществления Россельхознадзором федерального государственного ветеринарного надзора

Предметом проверки при осуществлении надзора является:

- соблюдение проверяемыми органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному надзору, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", а также международных договоров, технических регламентов, норм и правил в области ветеринарии;

- выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану РФ от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;

- выполнение предписаний должностных лиц, территориальных органов Россельхознадзора.

Должностные лица при осуществлении надзора вправе в том числе:

- посещать и обследовать беспрепятственно проверяемых лиц;

- предъявлять проверяемым лицам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

- получать по мотивированному требованию от проверяемого лица документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию;

- давать проверяемым лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений;

- составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения каждой документарной и выездной проверки в общем случае не может превышать 20 рабочих дней.

Организация проведения плановой проверки осуществляется на основании ежегодного плана. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются в том числе мотивированное представление должностного лица Россельхознадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Россельхознадзор обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Ко второму чтению подготовлен депутатский законопроект о закреплении в гражданском законодательстве цифровых прав

Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам (осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу).

Законопроектом в числе прочего:

закрепляются положения о лицах, которые могут являться обладателями цифровых прав, о порядке перехода прав на них;

устанавливается, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом или лицами сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю);

предусматривается, что договор номинального счета заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (в том числе электронного), с обязательным указанием даты его заключения либо путем обмена электронными документами либо иными данными;

устанавливается запрет составления завещания с использованием электронных либо иных технических средств.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами

Конституционный Суд РФ признал пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ как не предполагающий возможности возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости), предоставленных ему публичным субъектом с учетом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, определившего кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения.

То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.

Применительно к вопросам обложения земельным налогом Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. При этом Конституционный Суд РФ обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости земельного участка, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований.

Само по себе это, однако, не опровергает и достоверность установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, которая учитывает в том числе рыночную информацию, связанную с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Вместе с тем наличие актов, принятых на протяжении незначительного периода, по-разному, с существенными расхождениями по размеру, определяющих кадастровую стоимость одних и тех же объектов, свидетельствует о необходимости учета и данного обстоятельства при определении размера налогового обязательства налогоплательщика.

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" устанавливает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. В рамках подготовки к определению кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в установленном порядке.

Отсутствие соответствующих законоположений в законодательном регулировании, действовавшем в спорном налоговом периоде 2015 года, тем не менее не предполагает возможности игнорирования факта проведения оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, притом что в государственном кадастре недвижимости на 1 января 2015 года содержались сведения именно о такой стоимости, которая не была оспорена (признана недействительной) и исключена из государственного кадастра недвижимости в установленном законом порядке. Между тем в соответствии с письмом Минфина России от 6 июля 2015 года N 03-05-04-02/38796 при администрировании земельного налога налоговые органы должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, а в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Платежные документы для вычета НДС при ввозе товаров может заменить декларация на товары

С августа 2018 года оплата таможенных пошлин и налогов может осуществляться через единый лицевой счет плательщика, открытый на уровне ФТС России. При этом ФТС России самостоятельно списывает необходимые суммы со счета импортера без детализации платежных документов.

В этом случае реквизиты платежных документов в декларации на товары не заполняются.

При этом в книге покупок в графе 7 "Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога" ставится прочерк, а в графе 3 "Номер и дата счета-фактуры продавца" указываются сведения о регистрационных номерах деклараций на товары.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Определены требования к плану восстановления платежеспособности страховой организации и осуществлению Банком России контроля за его выполнением

Устанавливается, в частности, что помимо сведений, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", план восстановления платежеспособности страховой организации (далее - ПВП) должен также содержать: сведения об утверждении плана исполнительным органом страховой организации; сведения о принятии внутренним аудитором страховой организации участия в проведении анализа финансового состояния страховой организации; основания для применения мер по предупреждению банкротства и дату их возникновения; анализ причин возникновения оснований для применения мер предупреждения банкротства; планируемые показатели деятельности страховой организации.

ПВП и прилагаемые к нему документы должны быть направлены страховой организацией в Банк России в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Устанавливается, что контроль за выполнением ПВП осуществляется Банком России путем оценки соответствия ПВП требованиям законодательства о банкротстве; оценки анализа причин возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства и анализа финансового состояния страховой организации; путем оценки предусмотренных ПВП мер, сроков, промежуточных мероприятий, а также описания и расчетов предполагаемых результатов их применения; путем оценки планируемых показателей деятельности страховой организации; путем оценки приложенных к ПВП документов, подтверждающих реальность исполнения предусмотренных ПВП мер; путем оценки представляемых страховой организацией в целях подтверждения применения мер и исполнения ПВП в Банк России документов и путем оценки достижения целей восстановления платежеспособности страховой организации и улучшения ее финансового состояния.

Утратившим силу признается Указание Банка России от 23.01.2018 N 4695-У "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и о случаях принятия Банком России решения о проведении выездной проверки деятельности страховой организации по результатам анализа плана восстановления платежеспособности".

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Банк России напоминает кредитным организациям о необходимости информирования клиентов о причинах принятия решения об отказе в обслуживании в достаточном объеме

Отмечается, что при обращении клиента в кредитную организацию за разъяснением причин отказа в обслуживании кредитная организация предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов. Непредставление кредитной организацией информации о причинах принятия решения об отказе в обслуживании является препятствием для реализации клиентом права обжалования решения как в эту организацию, так и впоследствии в межведомственную комиссию, созданную при Банке России.

Не допускается принятие кредитными организациями решения об отказе в обслуживании исключительно на основании наличия информации о ранее реализованных другими кредитными организациями отказах, полученной в установленном порядке.

Кроме того, Банк России сообщает, что системный характер носят обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции.

Указанное ненадлежащее информационное взаимодействие кредитных организаций с их клиентами является предпосылкой для дальнейшего обращения таких клиентов в межведомственную комиссию по вопросам ограничения обслуживания с использованием ДБО, рассмотрение и принятие решения по которым не входит в компетенцию межведомственной комиссии.

Банк России рекомендует кредитным организациям как информировать клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Росстатом утверждена методика расчета ожидаемой продолжительности здоровой жизни

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни (ОПЗЖ) представляет собой показатель, для расчета которого ожидаемую продолжительность жизни необходимо скорректировать на состояние здоровья индивида. Данный индикатор представляет собой промежуток времени (годы, месяцы, дни), в течение которого, как ожидается, индивид будет обладать определенным состоянием здоровья, при неизменном уровне смертности и заболеваемости. В основе ОПЗЖ лежат возрастные показатели смертности и состояние здоровья человека.

При этом данные по смертности берутся из ежегодно рассчитываемых таблиц смертности; данные по состоянию здоровья получаются на основе итогов выборочного наблюдения состояния здоровья населения.

С 11 марта 2019 года для представления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений применяются обновленные форматы

Бухгалтерскую отчетность можно представлять в налоговый орган в электронном виде в соответствии с рекомендуемыми форматами, которые приведены в письме ФНС России от 16.07.2018 N ПА-4-6/13687@.

В связи с изменениями, внесенными в Инструкцию о порядке составления и представления отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также Инструкцию о порядке представления отчетности об исполнении бюджетов, ФНС России в новой редакции изложены приложения 1, 3, 4, 6, 12 к указанному выше письму.

Новые форматы применяются с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

До 1 января 2021 года установлен временный порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и/или перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Лицензирование деятельности осуществляется Ространснадзором (его территориальными органами).

Определены в том числе:

требования к соискателю лицензии (включая требования к предъявляемым для получения лицензии документам);

требования к лицензиатам (в том числе к оснащению автобусов тахографами, к осуществлению их технического обслуживания);

порядок включения сведений об автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность, исключения таких сведений из реестра, а также дополнительные требования к порядку формирования реестра;

порядок осуществления лицензионного контроля, в том числе периодичность проведения проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска, а также критерии отнесения деятельности лицензиатов к категориям риска.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, регулирующее аналогичные правоотношения.

Постановление вступает в силу со дня вступления в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", за исключением отдельных положений.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 марта 2019 г. по 1 сентября 2019 г. вводится временный запрет на вывоз из Российской Федерации кожевенного полуфабриката

Речь идет о товарах, классифицируемых кодами 4104 11 и 4104 19 ТН ВЭД ЕАЭС. Указанные товары отнесены к товарам, являющимся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

Обновлена форма акта проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров, а также порядок ее заполнения

Признан утратившим силу Приказ ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности" с внесенными в него изменениями.

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Утверждены формы документов, применяемых с 1 июля 2019 года в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада

Речь идет о формах:

заявления владельца свободного склада о вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада;

разрешения таможенного органа о вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада или отказа таможенного органа от выдачи такого разрешения;

мотивированного заявления владельца свободного склада о продлении срока вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада;

решения таможенного органа о продлении срока вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия таможенной процедуры свободного склада.

Настоящий Приказ вступает в силу с 1 июля 2019 года.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Определена процедура идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к ним

Идентификация информационных ресурсов осуществляется должностными лицами Роскомнадзора, оператором ЕАИС "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" при поступлении решений уполномоченных органов, требований Генерального прокурора РФ или его заместителей.

Идентификация осуществляется по сетевому адресу, и/или доменному имени, и/или указателю страницы сайта в сети Интернет.

В случае отображения сайта при обращении к соответствующему сетевому адресу, доменному имени, указателю страницы сайта уполномоченное лицо устанавливает соответствие информации, размещенной по сетевому адресу, доменному имени, указателю страницы сайта, информации, послужившей основанием для принятия мер об ограничении доступа к информационным ресурсам. В случае установления соответствия такой информации сетевой адрес, доменное имя, указатель страницы сайта признаются идентифицированными.

Для обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности на евразийском пространстве российские заявители могут вести дела с соответствующими ведомствами ряда государств напрямую, без патентных поверенных

Роспатент информирует о том, что на основании договоренностей, существующих между Российской Федерацией и рядом государств евразийского пространства, российские заявители в целях обеспечения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности могут вести дела с ведомствами по интеллектуальной собственности этих государств напрямую, то есть без обращения за помощью патентных поверенных. Это касается, среди прочего, применения административных процедур разрешения споров в соответствующих ведомствах.

Аналогичные условия предоставляются заявителям из соответствующих государств при ведении дел с Роспатентом. При этом Роспатент вправе требовать от заявителя сообщить адрес на территории Российской Федерации для переписки.

Перечень указанных государств приведен в сообщении.