Новое в российском законодательстве (ежедневно)

26 декабря 2018 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Пленум Верховного Суда РФ разъяснит, можно ли приобретать "жучки" в личных целях, можно ли читать чужие СМС, можно ли необоснованно уволить человека, достигшего предпенсионного возраста, а также стоит ли не платить заработную плату работнику, работавшему без трудового договора

Пленум Верховного Суда РФ представил проект постановления, в котором обобщается судебная практика по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина. В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ приводятся, в частности, следующие разъяснения:

- под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения. Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет");

- при рассмотрении уголовных дел о преступлении, предусмотренном статьей 138 УК РФ, судам следует иметь в виду, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда доступ к переписке, переговорам, сообщениям совершен без согласия лица, чью тайну они составляют, при отсутствии законных оснований для ограничения конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Под иными сообщениями в статье 138 УК РФ следует понимать сообщения граждан, передаваемые по сетям электрической связи, например СМС- и MMС-сообщения, факсимильные сообщения, передаваемые посредством сети "Интернет" мгновенные сообщения, электронные письма, видеозвонки, а также сообщения, пересылаемые иным способом;

- уголовная ответственность по статье 138.1 УК РФ за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства РФ без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. По смыслу закона технические устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п.) могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию.

В случаях, когда для установления принадлежности технического устройства к числу средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, требуются специальные знания, суд должен располагать соответствующими заключениями специалиста или эксперта;

- само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения).

Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ также действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан;

- не может быть квалифицировано по статье 139 УК РФ незаконное проникновение, в частности, в помещения, строения, структурно обособленные от индивидуального жилого дома (сарай, баню, гараж и т.п.), если они не были специально приспособлены, оборудованы для проживания; в помещения, предназначенные только для временного нахождения, а не проживания в них (купе поезда, каюту судна и т.п.);

- уголовная ответственность по статьям 144.1, 145 УК РФ за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, указанного в примечании к статье 144.1 УК РФ, а равно заведомо беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (матери, женщины-усыновителя, женщины-опекуна или приемной матери, воспитывающей одного или более ребенка в возрасте до 3 лет), наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным соответственно с достижением лицом предпенсионного возраста, беременностью женщины или наличием у женщины детей в возрасте до 3 лет.

В случае если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако по делу имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с его предпенсионным возрастом, беременностью женщины или наличием у женщины детей в возрасте до 3 лет, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного статьей 144.1 или 145 УК РФ соответственно;

- уголовная ответственность в соответствии со статьей 145.1 УК РФ наступает в том числе в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя (статья 16 ТК РФ).

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Право граждан России свободно и бесплатно ловить рыбу на водных объектах общего пользования закреплено законом

Настоящий Федеральный закон (далее - Закон) устанавливает общие принципы правового регулирования, организации и осуществления любительского рыболовства, определяет понятийный аппарат, порядок оказания услуг и выполнения работ в области любительского рыболовства, а также правила, ограничения и особенности осуществления любительского рыболовства.

Действие Закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.

Согласно Закону, любительское рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемую гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Граждане, которые осуществляют любительское рыболовство, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:

используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;

иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Законом устанавливаются следующие ограничения любительского рыболовства:

- периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;

- запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;

- запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;

- запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты):

а) в местах массового отдыха граждан;

б) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой;

в) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;

г) с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов;

- суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов, то есть разрешенный гражданину для добычи (вылова) в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам (подвидам и популяциям), занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

При проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается.

Если иное не установлено правилами рыболовства, разрешается осуществлять любительское рыболовство с возвращением живых добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания.

Согласно Закону, договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и (или) договоры пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства, которые заключены до дня вступления его в силу и срок действия которых не истек, действуют до 31 декабря 2020 года.

В районах добычи (вылова) (с указанием географических координат) водных биоресурсов в Байкальском, Дальневосточном, Северном, Восточно-Сибирском рыбохозяйственных бассейнах, перечень которых определяется Правительством РФ по представлению высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) с указанием видов водных биоресурсов из числа ценных видов водных биоресурсов, установленных в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и (или) договоры пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства, срок действия которых не истек, сохраняют свое действие и регулируются статьей 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". По истечении срока действия этих договоров право на добычу (вылов) водных биоресурсов на указанных рыболовных участках предоставляется в порядке, предусмотренном статьей 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Рыболовные участки для организации любительского рыболовства выделяются в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Любительское рыболовство на указанных рыбопромысловых и (или) рыболовных участках осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства) в соответствии с гражданским законодательством.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2019 года.

В случае ликвидации игорной зоны либо изменения ее границ до истечения десяти лет со дня ее создания инвесторам будет компенсирован реальный ущерб

Установлено, в частности, что в случае ликвидации игорной зоны или изменения ее границ, если такое изменение влечет невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, на основании федерального закона до истечения десяти лет со дня ее создания реальный ущерб, причиненный организатору азартных игр либо иным лицам, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в этой игорной зоне, подлежит компенсации.

Порядок компенсации указанного реального ущерба, включая порядок определения размера его компенсации, состав документов, подтверждающих затраты, понесенные организатором азартных игр либо иными лицами, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в этой игорной зоне, определяются Правительством РФ.

Реальный ущерб подлежит компенсации из бюджета субъекта РФ за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на компенсацию такого ущерба.

Решение о ликвидации игорной зоны или об изменении границ игорной зоны, если такое изменение влечет невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, принятое Правительством РФ по истечении десяти лет со дня ее создания, должно предусматривать, что ликвидация игорной зоны или изменение ее границ могут быть осуществлены не ранее чем через три года со дня принятия такого решения. Деятельность по организации и проведению азартных игр в этой игорной зоне может осуществляться организатором азартных игр на основании разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне до окончания срока, предусмотренного решением Правительства РФ.

В случае принятия Правительством РФ решения о ликвидации игорной зоны или об изменении границ игорной зоны, если такое изменение влечет невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, по истечении десяти лет со дня ее создания убытки организатора азартных игр либо иных лиц, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в этой игорной зоне, возмещению не подлежат.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предусматривается, что действие положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, которые связаны с последствиями ликвидации или изменения границ игорных зон, созданных после дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ, и участниками которых являются в том числе организаторы азартных игр либо иные лица, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в этих игорных зонах.

В отношении игорных зон, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением игорной зоны, подлежащей ликвидации до 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", положения части 7.2 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ применяются по истечении десяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В случае принятия Правительством РФ решения о ликвидации игорной зоны, созданной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, или об изменении границ этой игорной зоны (за исключением игорной зоны, подлежащей ликвидации до 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"), если такое изменение влечет невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, до истечения десяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона реальный ущерб организатора азартных игр либо иных лиц, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в этой игорной зоне, подлежит компенсации.

Положения части 7.1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ не применяются в отношении игорной зоны, подлежащей ликвидации до 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Российские изготовители воздушных судов нового типа смогут получить субсидии на формирование оборотного склада их запасных частей и внедрение сервисных бюллетеней на такие суда

Воздушным судном нового типа является судно пассажировместимостью 85 - 135 человек и (или) с максимальной взлетной массой 45 - 56 тонн (его модификации), в отношении которого сертификат типа выдан не ранее 1 января 2011 года и которое произведено в России.

Компенсируемые затраты, связанные с формированием оборотного склада запасных частей включают в себя расходы на приобретение запасных частей, авиационных расходных материалов и (или) средств наземного обслуживания; на оплату услуг по доставке и таможенному оформлению; на уплату НДС.

Затраты, связанные с внедрением сервисных бюллетеней - это расходы: на приобретение авиационно-технического имущества; на оплату услуг по доставке и таможенному оформлению; на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных сервисным бюллетенем и выполняемых с использованием авиационно-технического имущества; на уплату НДС.

Субсидии предоставляются на основании договора с Минпромторгом России в размере 90 процентов указанных затрат, в том числе понесенных до заключения договора, но не ранее 1 января 2018 года.

Обновлены правила предоставления федеральной субсидии организации, осуществляющей ведение федеральных информационных фондов, баз и банков данных

Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат на:

- государственную регистрацию обязательного федерального экземпляра электронных изданий;

- ведение государственного библиографического учета и статистического учета электронных изданий;

- комплектование фонда электронных изданий;

- обеспечение сохранности и использования одного обязательного федерального экземпляра электронных изданий;

- распределение и доставку обязательного федерального экземпляра электронных изданий в библиотечно-информационные организации;

- на осуществление контроля за полнотой и оперативностью доставки обязательного федерального экземпляра электронных изданий.

Детализированы расходы, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия. Среди них расходы на оплату:

- труда работников и страховых взносов;

- на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по курьерской доставке обязательного федерального экземпляра электронных изданий;

- юридических, аудиторских, нотариальных, банковских и информационно-консультационных услуг;

- автоматизации производственного процесса;

- земельного налога, налога на имущество организаций, иных налогов и обязательных платежей в бюджет;

- приобретения оборудования и иного движимого имущества, необходимого для осуществления возложенных функций и полномочий и др.

Определено, что целевые значения показателей результативности субсидии устанавливаются в соглашении на весь срок его действия и не подлежат изменению.

Уточнены также обязательные положения, включаемые в состав соглашения о предоставлении субсидии.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12.06.2017 N 701, которым были утверждены ранее действовавшие правила.

Обновлены правила предоставления субсидии на оказание господдержки центрам Национальной технологической инициативы на базе вузов и научных организаций

Уточнено, что гранты, источником которых служит субсидия, предоставляются, в том числе партнерам указанных центров из числа российских научных организаций или вузов, с которыми заключены соглашения о формировании консорциумов, участвующих в программе создания и развития центра.

Консорциум представляет собой совокупность вузов, а также научных, инжиниринговых, производственных и иных организаций, в том числе зарубежных, участвующих в реализации программы создания и развития центра.

Гранты предоставляются участникам консорциумов, которые являются российскими научными организациями или российскими образовательными организациями высшего образования, в пределах не более 40 процентов годового размера гранта.

Определено, что в случае если программой создания и развития центра предусматривается участие в ней участника консорциума, Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы заключает трехсторонний договор с получателем гранта и участником консорциума.

Установлены требования к договору о предоставлении гранта участнику консорциума.

В 2019 году Роскомнадзор планирует снизить административную нагрузку на субъекты надзора и внедрить риск-ориентированный подход

Такие цели обозначены в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год, утвержденной Роскомнадзором. В числе ее целей также:

- предупреждение нарушения субъектами надзора обязательных требований посредством правовой информированности;

- снижение издержек на контрольно-надзорную деятельность;

- разъяснение субъектам надзора системы обязательных требований;

- повышение эффективности взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.

В рамках программы предусмотрены в том числе следующие мероприятия:

- формирование и ведение (актуализация) перечней обязательных требований;

- разработка и утверждение форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для государственного контроля (надзора) в сфере связи;

- разработка методических рекомендаций по объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных и лицензионных требований (условий);

- подготовка и публикация на официальном сайте докладов с обобщением правоприменительной практики не реже 1 раза в квартал;

- создание интерактивных сервисов, обеспечивающих учет, сбор статистических данных, позволяющих проводить оценку состояния подконтрольной среды и выявлять особенности субъектов контроля, а также взаимодействие с подконтрольными субъектами.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Установлен порядок формирования утвержденного капитала госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" путем внесения дополнительных имущественных взносов РФ

Утвержденный размер уставного капитала формируется в размере суммы сформированной части уставного капитала ВЭБ.РФ, рассчитываемой как сумма стоимости имущества Банка внешнеэкономической деятельности СССР, переданного в уставный капитал Внешэкономбанка, и стоимости внесенных имущественных взносов, формирующих уставный капитал ВЭБ.РФ, и части уставного капитала ВЭБ.РФ, подлежащей формированию за счет последующего внесения дополнительных имущественных взносов РФ в размере 300 млрд рублей.

Утверждены Правила, устанавливающие общие требования к формированию уставного капитала ВЭБ.РФ путем осуществления подлежащих последующему внесению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1611 дополнительных имущественных взносов РФ, а также целевое назначение, порядок, сроки и условия предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ в ВЭБ.РФ на формирование утвержденного капитала ВЭБ.РФ.

Взносы в целях увеличения уставного капитала вносятся путем предоставления ВЭБ.РФ субсидий из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, на основании направляемых ВЭБ.РФ в Минфин России заявлений о предоставлении взносов в целях увеличения уставного капитала и отчетов о фактических и прогнозных величинах коэффициентов достаточности капитала ВЭБ.РФ и достаточности базового капитала ВЭБ.РФ.

ФАС России разъяснены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами газоснабжения без проведения торгов

Отмечается, что в правоприменительной практике встречаются случаи, когда проводимые органами государственной власти или органами местного самоуправления открытые конкурсы на право заключения договора аренды находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов газораспределительной системы, системы газоснабжения признаются несостоявшимися, так как заявки на участие в конкурсе не представляются.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления часто имеют намерение в указанных случаях предоставить указанные объекты в пользование без проведения торгов посредством предоставления государственной или муниципальной преференции. Однако согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Поскольку лицензия может быть выдана только при наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а при подаче заявления о даче согласия на предоставление преференции в указанном случае лицензия отсутствует, заявление антимонопольным органом не рассматривается, предоставление преференции не согласовывается.

Вместе с тем концессионное соглашение без проведения торгов может быть заключено по инициативе лиц, имеющих право на заключение концессионного соглашения без конкурса (статья 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Верховным Судом РФ подготовлен проект разъяснений по вопросам формирования конкурсной массы по делам о банкротстве граждан

В проекте разъясняются, в частности, следующие вопросы:

- об имуществе, не включаемом в конкурсную массу при рассмотрении дел о банкротстве граждан;

- перечень обстоятельств, при наличии которых допускается исключение имущества из конкурсной массы по мотивированному ходатайству должника;

- о действии исполнительного иммунитета в отношении единственного жилья должника;

- цели оспаривания сделок в рамке дела о банкротстве гражданина;

- особенности обращения взыскания на общее имущество супругов при банкротстве одного из них;

- особенности рассмотрения дел о банкротстве в отношении обоих супругов;

- особенности рассмотрения требований кредиторов по алиментным обязательствам должника;

- порядок оспаривания финансовым управляющим, кредиторами должника, чьи требования признаны арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, обоснованными, сделок по отчуждению общего имущества должника и его супруга, совершенные супругом должника.

ЖИЛИЩЕ

Подписан федеральный закон, направленный на совершенствование правового регулирования деятельности застройщиков, привлекающих денежные средства дольщиков для строительства объектов недвижимости

Федеральным законом, в частности:

с 10000 до 5000 кв. м площади ранее построенных многоквартирных домов снижается требование к опыту участия застройщиков в строительстве многоквартирных домов, при наличии которого допускается привлечение средств дольщиков;

застройщикам предоставляется возможность привлекать целевые займы от любых учредителей (участников) застройщика (а не только от своего основного общества);

исключается механизм плановых проверок застройщиков с одновременным расширением перечня оснований для проведения внеплановых проверок;

требования граждан по передаче машино-мест и нежилых помещений площадью до 7 кв. м приравниваются к требованиям граждан по передаче жилых помещений;

предусматривается создание публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" фонда в целях финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, для строительства которых привлекались денежные средства участников долевого строительства;

предусматривается перевод новых договоров участия в долевом строительстве по ранее начатым проектам, где в качестве механизма обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами использовался договор поручительства или договор страхования гражданской ответственности, на уплату взноса в компенсационный фонд;

закрепляется положение о переходе с 1 июля 2019 года на проектное финансирование с использованием счетов эскроу в отношении всех реализуемых застройщиками проектов строительства многоквартирных домов, включая проекты, договоры участия в долевом строительстве по которым заключались до 1 июля 2019 года, за исключением проектов, соответствующих установленным Правительством РФ критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда составит 11 280 рублей в месяц

Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" внесены изменения, предусматривающие введение механизма ежегодного установления МРОТ в размере 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

При этом начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ должен ежегодно устанавливаться федеральным законом.

В этой связи настоящим Федеральным законом с 1 января 2019 г. МРОТ устанавливается в сумме 11 280 рублей в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал 2018 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Минтруд России разъяснил, как подать сведения о доходах, расходах и имуществе за 2018 год

Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Представление таких сведений предусмотрено антикоррупционным законодательством и распространяется, в частности, на лиц, замещающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих, отдельных работников госкорпораций, Банка России, Пенсионного фонда РФ, ФСС РФ, ФФОМС.

Для каждой категории лиц установлены сроки представления сведений (так, например, не позднее 1 апреля сведения представляют Президент РФ и члены Правительства РФ, не позднее 30 апреля - госслужащие и работники внебюджетных фондов).

Гражданин представляет сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки, сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, о счетах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера.

Рекомендовано при представлении сведений в отношении супруги (супруга) учитывать положения статей 10 "Заключение брака" и 25 "Момент прекращения брака при его расторжении" Семейного кодекса РФ.

Приведена таблица, содержащая перечень ситуаций с учетом срока заключения (расторжения) брака, а также с учетом достижения ребенком возраста 18 лет, и рекомендуемые действия по представлению сведений.

При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует представить соответствующее заявление в уполномоченный орган (кадровое подразделение).

Форма справки утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460. При заполнении справки следует руководствоваться приведенными рекомендациями.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2019 год составит 252 месяца

Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии определяется ежегодно на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.06.2015 N 531.

Данный показатель применяется для расчета размера накопительной пенсии.

Для женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, сохранено право на получение обязательной доли в наследстве

Статьей 1149 Гражданского кодекса РФ предусмотрено право нетрудоспособных лиц на обязательную долю в наследстве.

К нетрудоспособным в таких случаях относятся граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Поскольку в рамках пенсионной реформы повышен возраст приобретения права на трудовую пенсию, принятым Законом правила о наследовании нетрудоспособными лицами распространены на женщин, достигших пятидесяти пяти лет, и мужчин, достигших шестидесятилетнего возраста.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Определен порядок выдачи ПФР документа, подтверждающего отнесение гражданина к числу граждан предпенсионного возраста

Устанавливается, что гражданин РФ вправе направить в территориальный орган ПФР запрос о предоставлении сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста. Запрос может быть направлен непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте, через МФЦ (при наличии соглашения между территориальным органом ПФР и МФЦ) либо с использованием сети "Интернет" (в том числе с использованием "Единого портала государственных и муниципальных услуг").

При обработке запросов осуществляется автоматическая проверка наличия условий, необходимых для отнесения гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, и формирование в автоматическом режиме в ответ на запрос электронного документа.

В электронном документе указывается ФИО гражданина, дата рождения, СНИЛС, сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, дата достижения возраста выхода на пенсию в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 31.12.2018, нормативный акт, которым установлены условия отнесения гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, орган, для предоставления в который выданы сведения, дата, по состоянию на которую предоставляются сведения.

В случае отсутствия в распоряжении ПФР сведений, необходимых для предоставления электронного документа, гражданин информируется об отсутствии в распоряжении ПФР сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также дополнения (уточнения) индивидуального лицевого счета гражданина в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица территориального органа ПФР и направляется гражданину с использованием сети "Интернет" или на адрес электронной почты, указанный в запросе, не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации запроса.

В случае подачи запроса через Единый портал госуслуг, Личный кабинет на сайте ПФР электронный документ направляется гражданину в режиме реального времени.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

На период 2019 - 2021 годов сохранены действующие размеры и порядок уплаты тарифов страховых взносов на "травматизм"

Согласно закону, в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний должны уплачиваться в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Сохраняются также действующие льготные тарифы страховых взносов (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Установлены размеры госпошлин за госрегистрацию аттракционов

Размеры государственной пошлины дифференцированы с учетом степени потенциальных биомеханических рисков аттракционов в зависимости от видов и уровней их воздействия (соответственно RB-3, RB-2, RB-1).

Так, например, за госрегистрацию (возобновление госрегистрации) аттракциона с высокой степенью риска (RB-1) размер госпошлины составит 13000 рублей, с низкой - 3500 рублей.

За выдачу дубликата свидетельства - 600 рублей, за выдачу государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного - 1500 рублей.

В НК РФ введены положения, устанавливающие особенности налогообложения в условиях санкционного давления

Изменения вносятся в порядок исчисления и уплаты НДФЛ и налога на прибыль организаций.

Уточняется порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и условия освобождения от НДФЛ доходов в виде полученных в собственность ценных бумаг, долей в уставном капитале общества, имущественных прав, налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом), в отношении которого введены меры ограничительного характера.

Поправки по налогу на прибыль организаций направлены на сохранение условий налогообложения для международных холдинговых компаний при перерегистрации их в новых юрисдикциях.

Согласно принятому Закону не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг признание акций иностранной организации акциями международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях".

Уточнены условия применения ставки налога на прибыль в размере 5 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов по акциям МХК.

Кроме того, данным Законом предусматривается освобождение Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов детей.

Изменения в НК РФ: фактическое право на доходы, условия налогообложения при ГЧП, НДС по услугам в аэропортах и воздушным перевозкам, льгота для Фонда ЖКХ и др.

Законом вносятся уточнения в положения НК РФ, предусматривающие, в частности следующее:

передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению, а теперь и по соглашению о государственно-частном партнерстве и соглашению о муниципальном-частном партнерстве, не признается реализацией для целей налогообложения. Уточняется признание доходов и расходов по операциям в рамках таких соглашений;

для участников проекта Международного медицинского кластера предусматривается освобождение от НДС;

вводится налогообложение НДС по нулевой ставке в отношении услуг при международных перевозках в аэропортах РФ по перечню Правительства РФ с обоснованием ее применения (ранее предусматривалось освобождение таких услуг от НДС);

устанавливаются особенности признания фактического права на доход в виде дивидендов;

продлевается по 31 декабря 2025 года действие норм статей 251 и 270 НК РФ, согласно которым не учитываются для целей налогообложения некоторые доходы и расходы Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Отчет об оценке налоговых расходов РФ станет одним из обязательных приложений к проекту федерального бюджета

Налоговые расходы - это выпадающие доходы бюджетов, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями.

Согласно Закону оценка налоговых расходов должна осуществляться ежегодно в установленном порядке.

Результаты указанной оценки будут учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), а также при проведении оценки эффективности реализации государственных и муниципальных программ.

В статье 192 БК РФ закреплен перечень документов, прилагаемых к проекту закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Теперь данный перечень дополнен отчетом об оценке налоговых расходов РФ за отчетный финансовый год, оценке налоговых расходов РФ на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

До 1 января 2022 года приостановлено действие Постановления Правительства РФ о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сбербанка СССР в целевые долговые обязательства РФ

Это связано с тем, что бюджетные ассигнования на осуществление процедуры перевода указанных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации Законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не предусмотрены.

Утвержден состав и порядок представления сведений Минэнерго России в ФНС России

Направляемая информация должна включать сведения о заключенных и расторгнутых соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, а также об организациях, которые не выполнили и которые не в полном объеме выполняли условия соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

Передаваемая в соответствии с порядком информация (сведения) и документы направляются в электронной форме по средствам межведомственного электронного документооборота в установленные сроки.

ФНС России планирует обновить форму и формат уведомления об участии в иностранных организациях

В настоящее время применяется форма уведомления, утвержденная Приказом ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@. С изданием нового приказа указанная форма уведомления утратит силу.

Необходимость утверждения новой формы (формата) уведомления связана с изменениями, внесенными в НК РФ, в том числе в статью 25.14, которой установлена соответствующая обязанность налогоплательщиков, а также сроки и порядок направления таких уведомлений.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Территориальным учреждениям Банка России рекомендовано включать в договоры условия о штрафных санкциях при нарушении кредитными организациями заключенных с Казначейством России генеральных соглашений

Территориальным учреждениям Банка России рекомендовано при обращении к ним кредитной организации, заключившей с Федеральным казначейством Генеральное соглашение о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо и/или Генеральное соглашение о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах, в возможно короткий срок заключить с данной кредитной организацией дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета (субсчета), предусматривающее включение положения о возможности списания со счета в пользу Федерального казначейства на основании инкассового поручения денежных средств в случае нарушения кредитной организацией обязательств по возврату суммы депозита, уплате начисленных процентов и штрафных процентов (пеней) по Генеральному соглашению между кредитной организацией и Федеральным казначейством о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах, а также в случае нарушения кредитной организацией обязательств по уплате денежных средств и неустойки (штрафов, пеней) по Генеральному соглашению о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо.

Со дня подписания настоящего информационного письма признано не подлежащим применению Письмо Банка России от 10.10.2014 N 178-Т.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Программа повышения квалификации аудиторов в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ рассчитана на 16 академических часов

Программа содержит перечень рекомендуемой литературы и тем для изучения в целях совершенствования знаний и развития навыков аудиторов, необходимых для исполнения требований законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

При планировании аудита рекомендовано использовать результаты национальной оценки рисков легализации "преступных" доходов

Рекомендации предназначены для оказания помощи аудиторским организациям и аудиторам в изучении и применении результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Результаты НОР содержат ключевые риски, угрозы и уязвимости, характерные для Российской Федерации, и могут быть использованы аудитором на всех этапах оказания аудиторских услуг.

При изучении деятельности аудируемого лица рекомендуется обратить особое внимание на описанные в результатах НОР угрозы в кредитно-финансовой и бюджетной сфере, включая угрозы недобросовестных действий в области налоговых правоотношений, а также возможность совершения руководством аудируемого лица или его собственниками недобросовестных действий коррупционной направленности.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлены особенности проведения в 2019 - 2020 годах некоторых видов плановых проверок в отношении субъектов МСП

Так, в 2019 - 2020 годах в отношении субъектов МСП, включенных в реестр субъектов МСП, плановые проверки могут проводится только в случаях:

проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;

плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определенные Правительством РФ;

плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности.

Запрет на осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии начнет действовать с 1 июля 2020 года

Также на 1 июля 2020 года переносится введение административной ответственности за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии.

В России создадут информационную систему мониторинга оборота маркированных товаров

Система мониторинга создается в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке, и обеспечения их прослеживаемости.

В этих целях Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности дополняется рядом новых понятий, в том числе: "товары, маркированные средствами идентификации", "товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации", "средство идентификации" (это код маркировки в машиночитаемой форме, в том числе в виде штрих-кода), "код проверки" (это последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода) и т.д.

Участники оборота таких товаров будут обязаны представлять оператору информационной системы мониторинга необходимую информацию в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Пользователям информационной системы мониторинга предоставляется право доступа к содержащейся в ней информации, без возможности ее обработки с учетом ограничений доступа к информации.

Осуществлять сбор и обработку информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, вправе оператор информационной системы в интересах и по поручению участника оборота товаров.

Общедоступная информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, будет размещаться оператором в сети "Интернет".

Одновременно в Закон о ККТ внесено дополнение, предусматривающее, в частности, что оператор информационных систем мониторинга не является оператором фискальных данных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Продлен срок действия ряда положений законодательства, устанавливающих особенности регулирования правоотношений, возникающих в связи со строительством моста через Керченский пролив

До 31 декабря 2019 года продлевается срок действия особенностей подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов транспортной инфраструктуры и объектов инженерной инфраструктуры; регулирования земельных отношений, связанных со строительством, с реконструкцией объектов инфраструктуры; прекращения прав государственных и муниципальных предприятий, государственных и муниципальных учреждений на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в связи со строительством, с реконструкцией объектов инфраструктуры; регулирования градостроительной деятельности при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры; принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование и выдачи разрешения на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ; переустройства, переноса инженерных коммуникаций при установлении, изменении границ полос отвода автомобильных дорог федерального значения и автомобильных дорог регионального значения, железнодорожных путей общего пользования, необходимых для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, в случаях строительства, реконструкции таких автомобильных дорог, железнодорожных путей общего пользования; выдачи разрешения на захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море; осуществления градостроительной деятельности в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах.

Продление срока действия Федерального закона связано с продлением до конца 2019 года сроков завершения строительства транспортного перехода через Керченский пролив.

До 1 июля 2019 года отложен срок оснащения транспортных средств отдельных категорий аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

Приостановлено до указанной даты действие Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 N 153.

Кроме того, до 1 июля 2019 года отложено действие лицензионного требования об использовании при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юрлица или ИП), оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Ранее срок был установлен до 1 января 2019 года.

До 1 января 2021 года приостановлено применение требований ДОПОГ к свидетельствам об официальном утверждении типа цистерны при перевозке опасных грузов

Не применяются требования, установленные подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах. Ранее применение этих требований было приостановлено до 1 января 2019 года.

Расширен перечень обстоятельств, наличие которых может свидетельствовать о небезупречности репутации аудитора

Устанавливается, что свидетельством того, что деловая (профессиональная) репутация аудитора может оказаться небезупречной, является, помимо прочего, осуществление аудитором функций руководителя задания, ответственного за выпуск аудиторского заключения, которое в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом признано заведомо ложным.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Определен порядок продления лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения

Установлено, что срок действия лицензии может быть продлен в пределах сроков, установленных решениями Президента РФ, Правительства РФ и (или) ФСВТС России о поставках продукции военного назначения.

Продление срока действия лицензии, внесение в нее других изменений осуществляются на основании письменного мотивированного обращения организации-заявителя, представленного в ФСВТС России не позднее чем за пять дней до истечения срока действия лицензии.

Внесение изменений в перечень продукции военного назначения, являющийся неотъемлемой частью лицензии, осуществляется на основании письменного мотивированного обращения организации-заявителя, которое согласовывается с Минобороны России (другим государственным заказчиком).

Продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений, в том числе внесение изменений в перечень продукции военного назначения, осуществляются ФСВТС России в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления обращения организации-заявителя, и оформляются в виде писем ФСВТС России в организацию-заявитель и в таможенный орган РФ, в котором зарегистрирована лицензия. Указанные письма являются неотъемлемой частью лицензии.

Лицензии, срок действия которых истек, продлению и (или) изменению, а также предъявлению в таможенные органы РФ не подлежат.

Распределены объемы квот в отношении бревен из березы, вывозимых в 2019 году за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза

Речь идет о бревнах из березы диаметром наименьшего поперечного сечения не менее 15 см, длиной не менее 1 м (код 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС).

Квоты распределяются Минпромторгом России между участниками ВЭД, осуществлявшими вывоз бревен из березы в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г. в соответствии с таможенной процедурой экспорта, пропорционально объемам бревен из березы, вывезенным каждым из участников ВЭД в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г., в соответствии с пунктом 3 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности квот в отношении бревен из березы, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2018 г. N 836.

В приказе приводятся участники ВЭД, а также причитающиеся им квоты.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Установлен ряд особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами

Федеральным законом, в частности, определяется:

порядок деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или при досрочном прекращении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО;

возможность использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих необходимой документации, предусмотренной законодательством РФ;

возможность не применять положения Федерального закона "Об отходах производства и потребления" до 1 января 2022 года на территориях г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя.

При расчете размера платы за НВОС за 2019 год применяются ставки НВОС на 2018 год с коэффициентом 1,04

Отмечается, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что в 2019 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год (за отчетный период с 01.01.2018 по 31.12.2018), с использованием дополнительного к иным коэффициентам коэффициента 1,04.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Расширен перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, не подлежащих регистрации

В него включены, в частности, отдельные виды:

- абонентских земных станций, находящихся в движении в рамках конкретной спутниковой сети связи и работающие через космические аппараты на геостационарной орбите;

- устройства для обнаружения и спасания пострадавших от снежных лавин;

- активных медицинских имплантатов и связанное с ними дополнительное оборудование;

- устройств для измерения уровней жидкостей;

- локаторов (измерителей) нелинейностей;

- радиоэлектронных средств телемеханической системы контроля бодрствования машиниста.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Утверждена "дорожная карта" по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности на 2017 - 2023 годы

Перечень соответствующих мероприятий включает в себя, в частности:

- внедрение в образовательную практику общего образования учебных программ и учебно-методических материалов образовательных курсов по основам финансовой грамотности в рамках обязательных уроков, предметов, внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, в том числе с использованием возможностей участников финансового рынка, работающих в удаленных регионах;

- внедрение в образовательную практику профессиональных образовательных организаций учебных программ и учебно-методических материалов образовательных курсов по основам финансовой грамотности;

- внедрение и организация обучения финансовой грамотности и организация подготовки кадров по направлению 44.03.05 "Педагогическое образование" - уровень бакалавриата с двумя профилями (предмет + экономика); по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование" - уровень магистратуры;

- внедрение программ образовательных курсов и (или) модулей, обеспечивающих формирование универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускников программ бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям во всех регионах.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Определен порядок нанесения средств идентификации на упаковку лекарственного препарата для медицинского применения

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 425-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" утверждены:

порядок нанесения средства идентификации, требования к его структуре и формату информации, которую содержит средство идентификации, и его характеристики (сведения, содержащиеся в средстве идентификации, наносятся в виде двухмерного штрихкода на производственной линии методами печати или этикетирования стикером, неотделимым от упаковки);

порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из нее федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации (ФГИС "МДЛП");

порядок взаимодействия ФГИС "МДЛП" с иными ГИС и информационными системами юрлиц и ИП;

порядок внесения в ФГИС "МДЛП" юрлицами и ИП, осуществляющими производство, хранение, ввоз в РФ, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов, информации о лекарственных препаратах и ее состав;

порядок предоставления информации, содержащейся в ФГИС "МДЛП".

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Определен порядок внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов

Так, например:

юрлица и ИП, являющиеся субъектами обращения лекарственных средств, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и/или тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному и утверждаемому Правительством РФ:

регистрируются в ФГИС "МДЛП" - с 1 июля 2019 г. по 8 июля 2019 г. либо в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с обращением лекарственных препаратов, но не ранее 1 июля 2019 г., при наличии права осуществлять такую деятельность;

обеспечивают готовность к информационному взаимодействию с ФГИС "МДЛП" и направляют оператору этой системы заявку на прохождение тестирования процессов информационного взаимодействия - в течение 21 календарного дня со дня регистрации в указанной системе;

проходят тестирование процессов информационного взаимодействия собственного информационного ресурса и ФГИС "МДЛП" в порядке, размещенном на официальном сайте оператора системы в сети Интернет, в отношении всех операций, производимых с лекарственными препаратами, - в течение 2 календарных месяцев со дня готовности собственного информационного ресурса к взаимодействию с системой;

вносят в систему сведения о лекарственных препаратах и обо всех операциях, производимых с лекарственными препаратами, - начиная с 1 октября 2019 г.

Определены также функции по работе с ФГИС "МДЛП" и сроки их выполнения:

оператором системы;

производителями лекарственных препаратов, в отношении которых ими осуществляются технологические операции, соответствующие производственным стадиям фасовки (упаковки) лекарственных препаратов, или держателями (владельцами) регистрационных удостоверений лекарственных препаратов либо представительствами иностранных организаций на территории РФ, являющихся держателями (владельцами) регистрационных удостоверений лекарственных препаратов, до ввода лекарственных препаратов в оборот;

субъектами обращения лекарственных средств, не осуществляющими розничной торговли лекарственными препаратами и обеспечивающими вывод из их оборота посредством отпуска бесплатно или со скидкой лекарственных препаратов по рецепту.

Минздрав России уполномочен утверждать состав общедоступной информации системы мониторинга движения лекарственных препаратов, размещаемой в Интернете

Федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы обращения лекарственных средств, обеспечивают на своих сайтах размещение ссылок в разделе, содержащем информацию о нанесении средств идентификации, с возможностью перехода на сайт системы мониторинга. Такие органы могут также размещать на сайтах общедоступную информацию непосредственно из системы мониторинга.

Постановление вступает в силу с 1 октября 2019 года.

ПРАВОСУДИЕ

Распоряжения вышестоящих органов не могут служить оправданием для применения к заключенному запрещенных видов обращения

Согласно проекту Постановления Пленума Верховного Суда РФ, если в ходе рассмотрения административного дела, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, суд обнаружит в действиях (бездействии) органов или учреждений, а также должностных лиц признаки преступления, ему следует направить соответствующую информацию в органы дознания или предварительного следствия для принятия решения в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством РФ.

В частности, о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующих режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Неоднократные перемещения из одного учреждения в другое, не обусловленные необходимостью совершения предусмотренных законодательством процессуальных действий либо обеспечением личной безопасности лишенного свободы лица, также могут свидетельствовать о запрещенном виде обращения.

При оценке судами законности применения физической силы, специальных средств и мер психического, физического воздействия следует учитывать, что если такое принуждение осуществлялось в законных целях, без превышения допустимых пределов и, соответственно, являлось соразмерной (пропорциональной) мерой, то и в том случае, когда применение указанных мер нарушило право на личную неприкосновенность, в частности причинило боль, оно не может рассматриваться как запрещенный вид обращения.

Судам также следует учитывать режим мест принудительного содержания, основания, условия, цели и последствия применения указанных выше мер, их соразмерность, прекращение применения непосредственно после устранения угрозы причинения вреда охраняемым законом правам и правопорядку, документирование, а в случае необходимости своевременность проведения соответствующего медицинского обследования либо лечения.

Административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд должен оказывать административному истцу содействие в реализации его прав и принимать меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребовать имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).