Новое в российском законодательстве (ежедневно)

29 ноября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Отменена административная ответственность за производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л для экспорта

Административная ответственность предусмотрена лишь за производство, закупку, поставку, хранение и/или перевозку алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) указанного объема, за исключением экспорта.

Уточнены положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся предоставления субсидий госкорпорациям в виде имущественного взноса РФ

Определено, что госкорпорациям могут предоставляться субсидии в виде имущественного взноса РФ в целях исполнения нормативных правовых актов Правительства РФ (принятых в случаях, определенных федеральными законами, предусматривающими создание таких корпораций) об увеличении их уставного капитала, подлежащего формированию за счет последующего предоставления имущественных взносов РФ.

Предоставление субсидий на данные цели осуществляется в порядке, определяемом указанными федеральными законами.

Для получения дубликата удостоверения на право управления маломерными судами заявитель не обязан представлять медицинскую справку

Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу положение абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 262, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования выдачу дубликата удостоверения в связи с его утерей либо приходом в негодность ставит в зависимость от представления заявителем медицинской справки.

Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Как указано в пункте 1.6 Правил аттестации, сроки и последовательность административных процедур (административных действий) аттестации устанавливаются приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 263 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Административный регламент).

Административным регламентом установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по аттестации, которые подразделяются на документы, подлежащие представлению на бумажном носителе лично заявителем, и документы, подлежащие получению по запросу в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Лично заявителем на бумажном носителе при каждом случае предоставления государственной услуги по аттестации представляются заявление, документ, удостоверяющий личность, медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (пункты 22 и 23).

Медицинская справка представляется по результатам медицинского освидетельствования, проводимого организацией, имеющей соответствующую лицензию, для определения в установленном порядке годности по состоянию здоровья к управлению маломерными судами (пункт 26 Административного регламента).

Такая справка выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предварительных и периодических медицинских осмотров судоводителей индивидуальных маломерных судов, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 мая 1986 г. N 724, лицам, признанным годными по состоянию здоровья к управлению индивидуальными маломерными судами, подписывается врачом-терапевтом, ответственным за медицинский осмотр, и заведующим терапевтическим отделением поликлиники (пункт 6).

Из содержания личной карточки судоводителя усматривается, что в ней отражаются результаты проверки теоретических знаний, реквизиты выданного судоводителю на основании Протокола заседания аттестационной комиссии удостоверения на право управления маломерным судном соответствующего типа. В карточку также заносятся данные о представлении заявителем медицинской справки, являющейся одним из необходимых документов для принятия аттестационной комиссией решения о допуске к аттестации (приложение N 2 к Административному регламенту).

Пунктом 30 Административного регламента предусмотрено, что в подразделении ГИМС с документов заявителя, удостоверяющих личность, и документов о подготовке или квалификации снимаются копии, после чего эти документы возвращаются заявителю.

Входными документами, находящимися в распоряжении государственных органов, являются: документы (информация) об уплате заявителем государственной пошлины; документы с результатами аттестаций заявителя, проводившихся ранее (данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций). Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги по аттестации (пункт 32 Административного регламента).

В силу пунктов 34 и 35 Административного регламента данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций, содержатся в электронной базе автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России и получаются подразделением ГИМС в установленном порядке. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины, а также имеющуюся личную карточку судоводителя с результатами аттестаций, проводившихся ранее.

Из анализа приведенных норм следует, что медицинская справка заявителем представляется в числе других документов для прохождения аттестации с целью получения права управления маломерным судном, которое подтверждается выдачей удостоверения. Сведения о наличии медицинской справки, результаты аттестации, данные о выданном удостоверении, внесенные в личную карточку судоводителя, находятся в распоряжении подразделений ГИМС.

Административный регламент не содержит предписаний, возлагающих на заявителя обязанность при выдаче дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность представлять медицинскую справку.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в статье 7 запрещает органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (пункты 1 и 2 части 1).

Учитывая, что последовательность административных процедур (административных действий) аттестации, деятельность аттестационных комиссий осуществляются в соответствии с Административным регламентом, а выдача дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность производится посредством предоставления соответствующей государственной услуги, положение абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации, возлагающее на заявителя обязанность представлять медицинскую справку, в указанном случае нельзя признать правомерным.

Издательства смогут получить субсидии на реализацию социально значимых проектов

Правительством РФ утверждены правила предоставления федеральных субсидий издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов, государственную поддержку непериодических изданий в рамках госпрограммы "Информационное общество (2011 - 2020 годы).

Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение расходов по оплате бумаги, переплетных материалов и полиграфических услуг.

Получателями субсидий являются организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений), прошедшие отбор экспертной комиссии при Роспечати, являющейся общественным совещательным органом, в состав которого входят представители российской культуры, науки, образования, специалисты заинтересованных органов власти и работники федеральных библиотек.

Решения принимаются на заседании экспертной комиссии на основе коллегиального обсуждения открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов экспертной комиссии (50 процентов плюс один голос). Заседание экспертной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов экспертной комиссии.

Субсидия предоставляется организации при условии соответствия следующим критериям:

- деятельность организации связана с выпуском книг, ориентированных на воспитание и образование подрастающего поколения, на повышение уровня образования, культурной и профессиональной компетентности, на формирование общекультурного потенциала страны;

- организация осуществляет издательскую деятельность не менее одного года;

- организация имеет право на использование произведения;

- организация осуществляет печать произведений на отечественной полиграфической базе на территории РФ;

- организация исполнила обязательства по соглашению о предоставлении этой организации из федерального бюджета субсидии, заключенному в предыдущем году.

Перечень получателей субсидий, прошедших отбор, и размер субсидий утверждаются руководителем Роспечати или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Росаккредитацией утверждена политика по использованию комбинированного знака национальной системы аккредитации

Документ предназначен для сотрудников Росаккредитации и подведомственного ему ФГУ, экспертов по аккредитации, а также для аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Комбинированный знак имеют право применять аккредитованные лица только применительно к деятельности в пределах области аккредитации, если его аккредитация не приостановлена или не прекращена. Изображение знака и общие требования к его воспроизведению установлены Приказом Минэкономразвития России от 22.05.2014 N 283.

Аккредитованное лицо, использующее комбинированный знак, должно иметь документированную политику, регламентирующую его использование, которая бы, в частности, предусматривала:

- указания на возможные случаи применения и воспроизведения изображения знака;

- порядок рассмотрения информации о возможных нарушениях его использования в случае ее поступления, имея в виду необходимость осуществления корректирующих действий в течение не более чем суток с момента получения информации о возможном нарушении;

- порядок предоставления в Росаккредитацию информации об использовании комбинированного знака, о жалобах, связанных с использованием знака, а также иной информации, предоставление которой предусмотрено Политикой;

- порядок прекращения использования знака, в том числе на сайте, при прекращении аккредитации, а также в иных предусмотренных Политикой случаях в день наступления события.

Использование аккредитованным лицом указанного знака без разрешения национального органа по аккредитации или с нарушением установленных запретов и ограничений является основанием для прекращения действия аккредитации во всей области аккредитации.

Утвержденная Политика отменяет документ системы менеджмента Росаккредитации от 22.07.2016 N 04.1-9.0009 "Об установлении изображения знака национальной системы аккредитации и порядка применения изображения знака национальной системы аккредитации".

ГОСТ Р (Государственный стандарт) Росстандарта от 13.09.2018 N ГОСТ Р 58223-2018
Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

1 декабря 2018 года вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58223-2018 "Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции"

Стандарт определяет единые подходы в рамках антимонопольного регулирования, в том числе через установление границ, правил и процедур межведомственного взаимодействия при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту (как на национальном, так и в последующем на межгосударственном уровнях).

Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством РФ.

Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Правительство РФ предлагает ужесточить административную ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды

В частности, предусматривается установить административную ответственность за:

- несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления;

- несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой;

- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с потенциально опасными химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами;

- несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства;

- нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов или декларации о количестве выпущенных товаров;

- отсутствие контроля за состоянием свалок или применением отходов для рекультивации земель и карьеров;

- неуплату в установленные сроки утилизационного сбора по группам производимых или ввозимых товаров предпринимателями или организациями, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Кроме того, корректируется административная ответственность за нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления. Поправками за соответствующее нарушение предусматривается ответственность в виде штрафа: для граждан - от 1000 до 1500 руб. (сейчас - от 1000 до 2000 руб.), для должностных лиц - от 20 000 до 25 000 руб. (сейчас - от 10 000 до 30 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб. (сейчас от 30 000 до 50 000 руб.), для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. (сейчас - от 100 000 до 250 000 руб.).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Положения о предоставлении земельных участков Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы приведены в соответствие с иными законодательными актами

Речь идет о Федеральном законе от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", который приводится в соответствие с положениями Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, приведен порядок предоставления указанным лицам в собственность бесплатно земельных участков, а также уточнена терминология указанного Федерального закона N 5-ФЗ.

Наименование Банка развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" заменено на Государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ"

Предусмотрено, что ВЭБ.РФ на основании решения Правительства РФ обеспечивает координацию деятельности институтов развития по вопросам долгосрочного социально-экономического развития РФ, создания условий для устойчивого экономического роста и устранения инфраструктурных ограничений, развития инфраструктуры и инноваций, развития и поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, участия институтов развития в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ, а также организацию взаимодействия этих институтов развития. Критерии отнесения российских юридических лиц к институтам развития или их перечень определяются указанным решением Правительства РФ.

Уставный капитал ВЭБ.РФ состоит из сформированной части и части, подлежащей последующему формированию в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ.

Установлено, что функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта реализуются АО "Российский экспортный центр", АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (АО) и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Правительства РФ, решениями уполномоченных органов управления этих организаций.

ВЭБ.РФ на основании решения Правительства РФ будет осуществлять координацию деятельности АО "Российский экспортный центр", АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (АО) и иных институтов развития по вопросам развития и поддержки экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), а также организацию взаимодействия этих институтов развития. Определены правовой статус, порядок осуществления деятельности и функции указанных акционерных обществ.

В соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ уставный капитал корпорации развития малого и среднего предпринимательства может быть увеличен за счет последующего внесения РФ вкладов в указанный уставный капитал (решение об утвержденном размере уставного капитала). Предусмотрены требования к данному акту Правительства РФ.

Также оговорено, что изменение наименования Внешэкономбанка на "ВЭБ.РФ" не является реорганизацией, не изменяет и не прекращает права и обязанности государственной корпорации развития ВЭБ.РФ в отношении РФ и любых третьих лиц, включая кредиторов, в том числе иностранных, а также не изменяет и не прекращает права и обязанности ВЭБ.РФ как агента Правительства РФ.

Ряд актов Минэкономразвития России по вопросам предоставления земельных участков приведен в соответствие с действующим законодательством

В частности, в Приказах Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов"; от 31.05.2017 N 260 "Об утверждении формы перечня земельных участков, направляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации в акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования", и состава документов, прилагаемых к нему, и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 28 апреля 2015 г. N 266" и от 05.02.2018 N 46 "О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2009 г. N 283 и пункта 3 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2014 г. N 822" термин "жилье экономического класса" заменяется на "стандартное жилье", наименование "Агентство ипотечного жилищного кредитования" заменяется наименованием "единый институт развития в жилищной сфере".

Установлена процедура проведения госслужащими органов юстиции проверок деятельности органов ЗАГС субъектов РФ

При осуществлении контроля за переданными субъектам РФ полномочиями РФ в сфере регистрации актов гражданского состояния госслужащие Минюста России и его территориальных органов проводят выездные и документарные проверки, которые могут быть плановыми и внеплановыми.

Определены в т.ч.:

права и обязанности контролирующих лиц, а также органов государственной власти субъектов РФ (например, к обязанностям контролирующих лиц отнесено соблюдение сроков проверки, а также доказывание обоснованности своих действий в случае их обжалования проверяемым органом ЗАГС);

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (в т.ч. составление ежегодного плана проверок, организация и проведение проверок и оформление результатов их проведения), сроки проведения проверок;

порядок административного (ведомственного) обжалования результатов контроля.

В приложении приведена методика оценки эффективности и качества осуществления органами госвласти субъектов РФ переданных им полномочий РФ на госрегистрацию актов гражданского состояния.

ЖИЛИЩЕ

В региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир

Определено также, что в случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством РФ порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.

Кроме того установлено, что модернизация лифтов, ремонт лифтовых машинных и блочных помещений в многоквартирном доме будут осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Указанные работы в приоритетном порядке также могут быть предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Внесение в такую программу изменений, обусловленных изменением сроков проведения данных работ, осуществляется без необходимости наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Снижено количество голосов собственников, необходимых для наделения совета дома полномочиями по принятию решения о текущем ремонте общего имущества

Федеральным законом корректируется соотношение количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия общим собранием решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Требуемое количество голосов снижается с "не менее двух третей голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме" до "более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме".

Срок деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ продлен до 1 января 2026 года

Согласно действующей редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", срок деятельности Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) истекает 1 января 2019 года.

Законом на Фонд возлагаются задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, а также обязанности по осуществлению мониторинга реализации региональными операторами деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, уточняется понятие аварийного жилищного фонда посредством отнесения к нему многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года.

С 1 января 2021 года для получения субсидий по оплате ЖКУ гражданам не нужно будет доказывать отсутствие задолженности

Согласно внесенным изменениям в Жилищный кодекс РФ, отказ в предоставлении гражданам таких субсидий возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Определено также, что законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Минтруд России разъяснил особенности оплаты страховщиком расходов на реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья на производстве

Сообщается, в частности, следующее:

обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая;

оплата допрасходов на реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если федеральным учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в указанных видах помощи, обеспечения или ухода;

в случае если медицинская помощь не предусмотрена программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но при этом входит в объем лечения застрахованного лица, определенного врачебной комиссией медицинской организации, страховщик должен обеспечить ее оплату в полном объеме;

в случае если в соответствии с программой реабилитации пострадавшего учреждением медико-социальной экспертизы определена нуждаемость застрахованного лица в сопровождении, расходы на питание и проживание сопровождающего лица подлежат оплате страховщиком.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Уточнен порядок расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, подлежащего уплате уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в бюджет ФФОМС

Устанавливается, что тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте РФ рассчитывается как произведение тарифа, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. Согласно настоящему Федеральному закону вместо соотношения суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, равному 3; коэффициент дифференциации будет рассчитываться как отношение наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, либо отношения заработной платы в регионе к заработной плате в РФ - к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате или к максимальному значению коэффициента уровня среднемесячной заработной платы соответственно.

Кроме того, вводится порядок определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, в соответствии с которым коэффициент удорожания предыдущего года увеличивается на индекс роста потребительских цен, определенный прогнозом социально-экономического развития РФ.

Коэффициент дифференциации и коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг будет ежегодно устанавливаться федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и плановый период.

Снижен минимальный размер взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России для лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, будет исчисляться исходя из однократной величины минимального размера оплаты труда, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующим законодательством.

Также предусматривается внесение изменений, уточняющих порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится плательщиками самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Подписаны многочисленные изменения в НК РФ, касающиеся ограничения размера пени, налогообложения КИК, а также уплаты отдельных налогов – НДС, НДФЛ, налога на прибыль

Закон направлен на устранение неопределенностей и формирование единообразного подхода к налогообложению некоторых операций.

Изменениями, вносимыми в Налоговый кодекс РФ, в частности:

конкретизирован перечень случаев, когда лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации;

к доходам в сумме, превышающей взнос участника (акционера), полученным при его выходе из организации (при распределении имущества ликвидируемой организации), подлежат применению правила налогообложения, предусмотренные для дивидендов;

уточнен порядок признания убытков акционерами (участниками, пайщиками) при ликвидации хозяйственных обществ;

скорректированы правила признания физических лиц и отдельных категорий организаций фактическими получателями дохода.

Законом ограничивается сумма начисленной пени размером недоимки.

В части уплаты конкретных налогов внесены, в частности, следующие поправки.

НДС: к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, отнесена реализация услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания, оказываемых иностранным лицам; уточнен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры; в новой редакции изложены положения, касающиеся применения налоговых вычетов по НДС при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Налог на прибыль: уточнены правила применения пониженных ставок, установленных субъектами РФ, а также скорректированы некоторые положения о налогообложении прибыли иностранных организаций.

НДФЛ: исключено условие о налоговом резидентстве РФ при освобождении от НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества; скорректированы правила получения имущественного налогового вычета.

Акцизы: дополнены условия, при соблюдении которых осуществляется выдача свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

НДПИ: уточнен порядок налогообложения в отношении участков недр, расположенных полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, а также введен особый порядок применения положений налогового законодательства, изменяющих условия налогообложения в отношении организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов.

Утверждены основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2019 - 2021 годы

Общий объем доходов бюджета фонда прогнозируется:

на 2019 год в сумме 753,0 млрд рублей;

на 2020 год в сумме 782,7 млрд рублей;

на 2021 год в сумме 792,6 млрд рублей.

Общий объем расходов бюджета фонда предусматривается:

на 2019 год в сумме 741,0 млрд рублей;

на 2020 год в сумме 787,4 млрд рублей;

на 2021 год в сумме 823,9 млрд рублей.

Таким образом, в 2019 году объем профицита бюджета фонда составит 11,9 млрд рублей, в то же время в период 2020 - 2021 годов планируется дефицит в объеме 4,7 млрд рублей и 31,3 млрд рублей соответственно.

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2019 год в сумме 641,1 млрд рублей, на 2020 год - 685,7 млрд рублей и на 2021 год - 720,3 млрд рублей.

Сформирован бюджет ПФР на период 2019 - 2021 годов

Бюджет фонда на 2019 год сформирован по доходам в сумме 8 612,7 млрд рублей и по расходам в сумме 8 635,9 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета Фонда планируется в размере 23,23 млрд рублей

В 2020 и 2021 годах доходы бюджета фонда прогнозируются соответственно в сумме 8 995,5 млрд рублей и 9 294,3 млрд рублей.

Расходы в 2020 году предусматриваются в сумме 9 017,4 млрд рублей и в 2021 году - 9 328,1 млрд рублей.

Дефицит бюджета фонда на 2020 и 2021 годы планируется в сумме 21,96 млрд рублей и 33,82 млрд рублей соответственно.

На исполнение публичных нормативных обязательств в 2019 году предусматривается направить 8 450,6 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах - соответственно 8 830,7 млрд рублей и 9 125,3 млрд рублей.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала расчетного периода составит: в 2019 году - 1 150 тыс. рублей, в 2020 году - 1 270 тыс. рублей, в 2021 году - 1 415 тыс. рублей.

Предельная величина базы определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в РФ: на 2019 год - 45 639 рублей, 2020 год - 48 099 рублей, 2021 год - 51 256 рублей с учетом применения повышающих коэффициентов: в 2019 году - в размере 2,1, в 2020 году - 2,2 и в 2021 году - 2,3.

Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется: на 2019 год - 8 846 рублей, на 2020 год - 9 086 рублей и на 2021 год - 9 437 рублей. Расходы на выплату страховой пенсии в 2019 году запланированы в сумме 6 949,5 млрд рублей, в 2020 году - 7 280,5 млрд рублей, в 2021 году - 7 525,3 млрд рублей.

Индексации страховой пенсии (стоимости одного пенсионного коэффициента) и фиксированной выплаты к страховой пенсии предусматривается с 1 января 2019 года на 7,05 процента.

С 1 января 2019 года устанавливаются: стоимость одного пенсионного коэффициента - 87 рублей 24 копейки, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 5 334 рубля 19 копеек.

Определены основные параметры бюджета ФФОМС на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов

Общий объем доходов бюджета фонда на 2019 год прогнозируется в сумме 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год - 2 349,9 млрд рублей, на 2021 год - 2 495,8 млрд рублей.

Расходы бюджета фонда на 2019 год запланированы в сумме 2 190,4 млрд рублей, на 2020 год - 2 350,5 млрд рублей, на 2021 год - 2 501,5 млрд рублей.

Дефицит бюджета фонда в 2019 году составит 92,2 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах 0,5 млрд рублей и 5,7 млрд рублей соответственно.

Основным источником формирования доходной части бюджета фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, доля которых в общих доходах планируется: в 2019 году - 96,2% (2 019,1 млрд рублей), в 2020 году - 89,6% (2 105,7 млрд рублей) и в 2021 году - 89,2% (2 226,5 млрд рублей).

Расходные обязательства бюджета фонда на период 2018 - 2020 годов должны обеспечивать стратегические цели развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента РФ, государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", другими документами стратегического планирования.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета фонда в 2019 году 100,8 млрд рублей, в 2020 году - 103,9 млрд рублей, в 2021 году - 109 млрд рублей.

Скорректирован порядок представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности

В налоговый орган по месту нахождения представляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, у которой отсутствует обязанность ее представления в государственный информационный ресурс в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Исключения предусмотрены для случаев, когда организация:

не обязана вести бухгалтерский учет;

является религиозной организацией;

является организацией, представляющей в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

До 1 января 2022 года продлено приостановление действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора

Базовая стоимость необходимого социального набора применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.

Действие указанного Федерального закона от 04.02.1999 N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено, как и ранее, в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

В Бюджетном кодексе РФ закреплены нормативы распределения доходов от уплаты отдельных налоговых платежей

Так, в частности, поправками в статьи 50 и 56 БК РФ начиная с 2019 года нормативы зачисления акцизов на некоторые виды алкогольной продукции крепостью свыше 9% установлены на уровне: в бюджеты субъектов РФ - 80%, в федеральный бюджет - 20% (ранее - по 50%).

В федеральный бюджет будут зачисляться по нормативу 100 процентов акцизы на нефтяное сырье, направленное на переработку, акцизы на темное судовое топливо, производимое на территории РФ, и поступления от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Продлено на период с 1 января 2021 года до 1 января 2024 года приостановление действия нормы БК РФ о зачислении акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, - по нормативу 12 процентов в федеральный бюджет.

Одновременно устанавливаются нормативы распределения указанных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ с поэтапным увеличением доли, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ (например, в 2020 году - 33,4% в федеральный бюджет и 66,6% - в бюджет субъекта РФ, а уже в 2023 году - 8,4% в федеральный бюджет и 91,6% в бюджет субъекта РФ).

Определены особенности исполнения федерального бюджета в 2019 году

Предусмотрен порядок внесения в 2019 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, без внесения изменений в закон о бюджете (в том числе в отношении средств, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ)).

Изменениями, вносимыми в БК РФ, установлен порядок зачисления доходов от реализации запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в бюджеты бюджетной системы РФ - средства, получаемые от их продажи по нормативу 100 процентов, зачисляются в соответствующий бюджет (ранее указанные доходы подлежали зачислению только в федеральный бюджет).

В статью 103 БК РФ внесены изменения, предусматривающие расширение перечня возможных целей осуществления государственных заимствований.

Минфину России предоставлено право привлекать от имени Российской Федерации краткосрочные кредиты кредитных организаций на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета.

Минфином России сообщены условия для заключения новых госконтрактов в пределах неиспользованных лимитов бюджетных обязательств

Указано, в частности, что при наличии после 1 октября 2018 года на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств, образовавшегося по результатам конкурсных процедур при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), начатых до 1 октября 2018 года, основания для отзыва ТО ФК указанных лимитов бюджетных обязательств не предусмотрены.

По мнению Минфина России, получателями средств федерального бюджета могут быть заключены новые государственные контракты в пределах указанных неиспользованных лимитов бюджетных обязательств при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496.

Согласно данному пункту не допускается принятие после 1 декабря 2018 года бюджетных обязательств, возникающих из госконтрактов, предусматривающих сроки оплаты поставленных товаров (работ, услуг) или выплаты аванса, в том числе по отдельным этапам их исполнения, превышающие один месяц.

Предлагается закрепить правовые основания предоставления АО "Корпорация МСП" субсидий на финансовое обеспечение обязательств по предоставленным гарантиям

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить нормой, согласно которой для исполнения АО "Корпорация "МСП" обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляется государственная поддержка за счет средств федерального бюджета.

Согласно проекту, предоставление такой господдержки допускается до 31 декабря 2029 года.

Бюджетные средства будут предоставляться для исполнения обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в 2019 - 2024 годах, в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным в указанный период.

Гарантийная поддержка в первую очередь будет предоставляться высокотехнологичным компаниям для быстрого внедрения новых разработок в производство.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Доходы, полученные в 2019 году Банком России от участия в капитале ПАО "Сбербанк России" по итогам 2018 года, подлежат перечислению в федеральный бюджет до 1 августа 2019 года

Установлено, что часть прибыли Банка России, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в 2020 году в соответствии с частью первой статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", уменьшается на сумму средств, перечисленных в федеральный бюджет в 2019 году.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги

Такими бумагами, в частности, являются:

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-01-65018-D-001P;

биржевые облигации Государственной компании "Российские автомобильные дороги", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-03-00011-T-001P;

биржевые облигации открытого акционерного общества "Российские железные дороги", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-09-65045-D-001Р;

биржевые облигации Акционерного общества "ДОМ.РФ", имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-03-00739-A-001P, 4B02-04-00739-A-001P.

Без привязки к МРОТ предлагается определять размер требований кредиторов, при неудовлетворении которых у кредитной организации отзывается лицензия

В настоящее время пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что в случае неудовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. При этом размер указанных требований в совокупности должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда.

Однако согласно статье 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" применение минимального размера оплаты труда для целей, не связанных с трудовыми отношениями, не допускается.

В этой связи настоящим законопроектом устанавливается, что размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, должен составлять не менее 100 тысяч рублей.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Усовершенствован порядок формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

Совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, составляет государственный информационный ресурс.

Обязанность по формированию и ведению ресурса возложена на ФНС России.

От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

организации государственного сектора;

Банк России;

религиозные организации;

организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;

организации в случаях, установленных Правительством РФ.

За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой установит Правительство РФ.

Росстат с 1 января 2020 года прекратит осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Уточнен порядок заполнения статистических форм N 11 и N 11 (краткая), по которым подаются сведения о наличии и движении основных фондов (средств)

В частности, определено, что в кодовой части титульного листа форм на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, организация проставляет:

- код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - для юридического лица, не имеющего территориально обособленных подразделений,

- идентификационный номер - для территориально обособленного подразделения юридического лица и для головного подразделения юридического лица.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подписан федеральный закон об ограничении возврата не проданных в определенный срок продовольственных товаров

Установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в числе прочего, возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

Указанным хозяйствующим субъектам также запрещается навязывать контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.

Кроме того, они не должны будут заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством РФ.

Предусматривается, что условия заключенных договоров поставки продовольственных товаров и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", должны быть приведены в соответствие с внесенными изменениями в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Подписан закон, регулирующий порядок оборота биоэтанола

В частности:

в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" закреплено определение биоэтанола;

из сферы действия данного Федерального закона исключены производство и оборот автомобильного бензина, который производится с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствует техрегламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту";

установлено, что основное технологическое оборудование для производства биоэтанола должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле (программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства биоэтанола, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, автоматических средств измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле);

введен запрет производства биоэтанола обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства других видов этилового спирта (за исключением производства этилового спирта из непищевого сырья);

предусмотрено, что технические условия использования основного технологического оборудования для производства биоэтанола устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

определен порядок лицензирования производства, хранения и поставок биоэтанола (лицензии выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат, за исключением биоэтанола) и биоэтанол);

уточнены порядок приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Верховный Суд РФ закрепил право пассажиров на провоз личных вещей в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком, без взимания дополнительной платы

Общество, осуществляющее деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров, просило признать не действующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, в части установления возможности провоза пассажиром в качестве ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе, полагая его противоречащим пункту 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ, подпункту 21 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ и возлагающим на перевозчика не предусмотренную законом обязанность принимать к перевозке вещи сверх нормы бесплатного провоза ручной клади, в ряде случаев без учета их веса, габаритов и возможности безопасного размещения на борту воздушного судна. По мнению Общества, реализация на практике оспоренного предписания создает условия, противоречащие требованиям безопасности полетов.

Решением Верховного Суда РФ в удовлетворении административного искового заявления Обществу отказано.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ оставила вынесенное Решение без изменения, указав при этом, в частности, следующее.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (пункты 1, 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Статьей 106 Воздушного кодекса РФ установлено, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна (подпункт 21 пункта 2).

Пункт 133 Правил определяет, что пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы. В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.

Определяя минимальную весовую норму бесплатного провоза ручной клади пассажиром, которая не может быть уменьшена перевозчиком, Правила предоставляют перевозчику возможность установления предельного веса и габаритов ручной клади, которые позволяют безопасно поместить ее в салоне воздушного судна, одновременно предусматривая право пассажира провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в пункте 135.

Права пассажиров на возможность провоза в качестве ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе четко и ясно сформулированы в оспоренной норме; каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, в ней не содержится.

Как правильно указано в обжалуемом решении, ни Гражданский кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ, ни какой-либо иной нормативный правовой акт, регулирующие рассматриваемые правоотношения в области гражданской авиации, не содержат предписаний, согласно которым правовой режим ручной клади не может быть распространен на вещи пассажира, перечисленные в пункте 135 Правил, если они не содержат запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов.

Поскольку норма бесплатного провоза ручной клади, установленная в пункте 133 Правил, и норма, установленная в пункте 135 Правил, определены Минтрансом России в пределах полномочий по принятию правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов, а оспоренное предписание не противоречит изложенным выше правовым нормам Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования правомерен.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие в пункте 135 Правил специального указания на вес и габариты разрешенных к провозу в качестве ручной клади дамской сумки, портфеля и букета цветов в системе действующего правового регулирования не может расцениваться (как ошибочно полагает Общество) в качестве возможности для провоза пассажиром, применительно к рассматриваемому праву, вещей, очевидно не относящихся к числу малогабаритных и позволяющих их поместить в местах провоза ручной клади без ущерба для реализации прав иных пассажиров или требований по обеспечению безопасности.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по своему правовому содержанию оспариваемый в части пункт во взаимосвязи с иными нормами Правил, обеспечивая необходимый уровень обслуживания пассажиров, не предполагает, что пассажир без согласия перевозчика может провезти в салоне воздушного судна без взимания дополнительной платы вместе с имеющейся у него ручной кладью в пределах установленных перевозчиком норм сразу несколько комплектов верхней одежды, костюмов в портпледе или одновременно и рюкзак, и дамскую сумку, и портфель.

Согласно пункту 5 Правил пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство РФ, международные договоры РФ и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.

С учетом изложенного выше довод Общества о том, что право пассажира на провоз в салоне воздушного судна личных вещей, закрепленное в оспоренном положении, вступает в конфликт с обязанностью перевозчика обеспечить их безопасное размещение, является необоснованным.

На 2018 год снижены тарифы на захоронение радиоактивных отходов 5-го класса

Речь идет о тарифах:

- для радиоактивных отходов, образующихся в результате осуществления деятельности Федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" (ФГУП "ГХК"), с 7001,07 до 4068,67 руб./куб. м (без НДС);

- для радиоактивных отходов, образующихся в результате осуществления деятельности акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (АО "СХК"), с 651,82 до 389,88 руб./куб. м (без НДС);

- для радиоактивных отходов, образующихся в результате осуществления деятельности акционерного общества "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (АО "ГНЦ НИИАР"), с 1234,86 до 629,67 руб./куб. м (без НДС).

Скорректированы формулы расчета тарифа на электрическую энергию (мощность) для населения

Речь идет о формулах расчета тарифа на электрическую энергию (мощность) для населения в пределах социальной нормы, дифференцированного как по двум, так и по трем зонам суток, формулах расчета тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению сверх социальной нормы потребления и формулах расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы.

Кроме того, до 4,0 увеличен максимальный размер коэффициента, характеризующего темпы приведения дифференцированных по зонам суток тарифов для населения к единым границам соотношения с одноставочными тарифами на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению.

ФАС России даны разъяснения по вопросам, связанным с заключением и изменением концессионных договоров в сфере ЖКХ

Рассмотрены, в частности, вопросы:

об особенностях заключения концессионных соглашений по инициативе потенциального инвестора;

о необходимости согласования с антимонопольным органом изменений, вносимых в концессионные соглашения, в части сроков действия указанных соглашений;

о порядке и особенностях внесения изменений в концессионные соглашения на основании вступивших в законную силу судебных актов.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Отменен безаукционный порядок предоставления в пользование участков недр континентального шельфа РФ

Поправка внесена в связи с несовершенством существующей процедуры безаукционного предоставления права пользования участками недр, негативно сказывающееся на освоении недр континентального шельфа в современных экономических условиях.

Уточнены показания и противопоказания к обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации

В частности:

из медицинских противопоказаний для обеспечения всеми техническими средствами реабилитации (ТСР) исключены "хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания";

ряд абсолютных медицинских противопоказаний для обеспечения ТСР перенесены в относительные (в частности, опоры в кровать, кресла-коляски, ортопедическая обувь, приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, слуховые аппараты, кресла-стулья с санитарным оснащением, программное обеспечение к брайлевскому дисплею);

из абсолютных медицинских противопоказаний для обеспечения протезами верхних и нижних конечностей, за исключением высокофункциональных протезов, исключены выраженные нарушения психических функций;

уточнены медицинские показания к обеспечению модульным протезом бедра с внешним источником энергии.

В Федеральный классификационный каталог отходов включены новые виды отходов

Речь идет, в частности, об отходах от механической очистки и сортировки зерна в смеси, смесях пестицидов и агрохимикатов, утративших потребительские свойства, отходах очистки вод перед закачкой их в пласт при добыче сырой нефти и природного газа.

Кроме того:

- изменяются наименования некоторых позиций (в частности, группы 3 05 100 00 00 0 с "Отходы окорки древесины" на "Кора древесная при транспортировке, хранении, окорке древесины"; группы 3 06 190 00 00 0 с "Прочие отходы производства бумаги и картона" на "Прочие отходы производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона"; группы 3 13 231 00 00 0 с "Отходы производства диолов" на "Отходы производства этиленгликолей";

- корректируются коды отдельных групп отходов (в частности, группы "коксовые отложения при зачистке технологического оборудования производства этилена" с кода 3 13 123 82 20 3 на код 3 13 123 82 20 4);

- исключены некоторые позиции (в частности, 3 01 181 10 00 0 "Отходы производства сахара из сахарной свеклы", 3 13 132 00 00 0 "Отходы производства углеводородов ароматических с двумя или более бензольными кольцами").

По 31 декабря 2018 года закрыто рыболовство мидий в части подзоны Приморье (кроме рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях)

Кроме того, закрыто:

- промышленное рыболовство окуня пресноводного в Цимлянском водохранилище в границах Ростовской области;

- промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство ламинарии в Западно-Сахалинской подзоне;

- рыболовство щуки в реках бассейна реки Пясина Красноярского края (кроме рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, а также любительского и спортивного рыболовства);

- промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство кефалей (сингиль, лобан, остронос) в Азовском море;

- промышленное рыболовство омуля байкальского в Братском водохранилище в границах Иркутской области;

- промышленное рыболовство пеляди в бассейне реки Печора в границах Республики Коми.

Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

По 31 декабря 2018 года закрыто промышленное рыболовство ларги и кольчатой нерпы, а также прибрежное рыболовство крылатки в Северо-Охотоморской подзоне

Кроме того, закрыто промышленное рыболовство белого амура, чехони и синца в Цимлянском водохранилище в границах Ростовской области, а также окуня пресноводного в Цимлянском водохранилище в границах Волгоградской области.

Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Уточнены критерии, при соответствии которым фильм не требует получения прокатного удостоверения для его показа на международном кинофестивале, проводимом в РФ

Теперь демонстрация фильма без прокатного удостоверения будет возможна на кинофестивале, общая продолжительность которого составляет не менее 3 дней и не более 15 дней при условии, что показ такого фильма на данном кинофестивале осуществляется не более пяти раз.

В случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более 1 раза в год их общая продолжительность не должна превышать 15 дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд, при условии, что суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях в рамках данного кинофестиваля не превышает пяти раз.

Установлено также, что не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях и в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные образовательные программы.

Кроме того, фильмы зарубежного производства, при их показе в рамках межгосударственного культурного сотрудничества, освобождены от необходимости получения прокатного удостоверения.

План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению

Такую позицию выразило Минпросвещения России в ответ на запрос об обязательности посещения указанных занятий.

Сообщается также, что состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Медицинские организации обязали использовать средства нормированного страхового запаса на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала

Устанавливается, что нормированный страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 - 2024 годах будет расходоваться на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Указанные средства предоставляются государственным и муниципальным медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами ОМС, на основании соглашения, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок формирования средств нормированного страхового запаса, условия их предоставления медицинским организациям и порядок их использования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Также Федеральным законом вводятся нормы о контроле со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) за соответствием базовой программе обязательного медицинского страхования тарифных соглашений, утверждаемых комиссиями, создаваемыми в субъектах РФ.

Тарифное соглашение в пятидневный срок после дня его заключения направляется председателем комиссии в Федеральный фонд для подготовки заключения. Порядок и сроки рассмотрения тарифного соглашения, подготовки заключения Федеральным фондом и его типовая форма устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если в заключении Федерального фонда сделан вывод о несоответствии тарифного соглашения базовой программе ОМС, представители сторон тарифного соглашения обеспечивают внесение соответствующих изменений в тарифное соглашение, а председатель комиссии повторно направляет его в Федеральный фонд в установленный им срок.

Лекарственные препараты для медицинского применения исключены из процедур обязательной сертификации и декларирования соответствия

Требования в сфере обращения лекарственных средств теперь не входят в сферу регулирования Федерального закона "О техническом регулировании".

Определен общий порядок ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения. Так, перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии произведенного в РФ лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, производитель такого лекарственного препарата представляет в Росздравнадзор документ, подтверждающий качество лекарственного препарата, и подтверждение уполномоченного лица производителя соответствия лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации.

Перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии ввозимого в РФ лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, организация, осуществляющая ввоз, представляет в Росздравнадзор сертификат производителя лекарственного средства, удостоверяющий соответствие лекарственного препарата требованиям фармакопейной статьи, а в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации, и подтверждение представителя организации, осуществляющей ввоз, соответствия ввозимого лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации.

Ввод в гражданский оборот каждой серии или каждой партии иммунобиологического лекарственного препарата, произведенного в РФ или ввозимого в РФ, осуществляется на основании разрешения, выданного Росздравнадзором, на основании выданного ФГБУ заключения о соответствии серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации. Порядок выдачи разрешения, а также порядок выдачи указанного заключения и размер платы за его выдачу устанавливаются Правительством РФ.

Представление документов и сведений и получение разрешения на ввод иммунобиологического лекарственного препарата в гражданский оборот не потребуется в отношении отдельных категорий лекарственных препаратов, в т.ч. в отношении незарегистрированных лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента.

Установлено, что иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики (например, вакцины, сыворотки) подлежат вводу в гражданский оборот в порядке, установленном законодательством РФ об обращении лекарственных средств. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесена выдача разрешений на ввод в гражданский оборот иммунобиологических лекарственных препаратов.

При выявлении в гражданском обороте серии или партии лекарственного препарата, документы и сведения о которых не представлены в Росздравнадзор, либо серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата, не имеющих разрешения на ввод в гражданский оборот, Росздравнадзор в порядке, установленном Правительством РФ, принимает решение о прекращении их гражданского оборота до представления необходимых документов и сведений либо получения разрешения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Лекарственные препараты, введенные в гражданский оборот до дня вступления в силу настоящего Закона, подлежат хранению, перевозке, отпуску, реализации, передаче, применению до истечения срока их годности.

Уточнены периоды деятельности членов общин малочисленных народов для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Согласно внесенным поправкам в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды деятельности членов родовой, семейной общины малочисленных народов Севера, а теперь также Сибири и Дальнего Востока, до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование.

ОБОРОНА

Гражданам, состоящим на воинском учете, с их согласия может быть выдана персональная электронная карта

Установлено, что гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

справка взамен военного билета.

Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им также персональные электронные карты. Персональная электронная карта может содержать персональные данные гражданина, в том числе биометрические, определенные Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.

Предусматривается, что сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Минобрнауки России подготовлены рекомендации по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных и научных организаций

Рекомендации предназначены для использования должностными лицами при организации и проведении работ по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий, подготовке актов обследования и категорирования объектов и территорий, разъясняют порядок заполнения указанных актов и паспортов безопасности объектов и территорий.

В них содержатся, в том числе:

порядок управления мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

порядок экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов и территорий, проводимой членами межведомственной комиссии, созданной правообладателем объекта или территории, организации и проведения обследования и категорирования объектов и территорий, оформления результатов обследования.

ПРАВОСУДИЕ

Пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах

К числу наиболее важных и заметных поправок, внесенных данным законом, можно отнести следующие:

в кодексах, а также в некоторых федеральных законах термин "подведомственность" заменен термином "компетенция" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел);

термин "место нахождения", использующийся в т.ч. при подаче иска, заявления в суд, заменен термином "адрес";

уточнена компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел (в т.ч. к его компетенции при рассмотрении дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей);

увеличены размеры судебных штрафов, налагаемых арбитражным судом;

уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции;

пересмотрен порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

скорректированы требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по гражданскому делу;

установлен порядок разрешения вопроса о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенного при рассмотрении дела в соответствующем суде;

уточнены положения ГПК РФ, касающиеся восстановления процессуальных сроков, судебных извещений и вызовов, скорректированы перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, порядок оставления искового заявления без движения, а также введена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение;

установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции;

в ГПК РФ включен новый параграф "Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации";

в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими;

предусмотрены особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу.

Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

Правительство РФ предлагает ввести единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд, арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц

Настоящим законопроектом в числе прочего:

ГПК РФ дополняется новой главой, регламентирующей порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (устанавливаются в т.ч. условия обращения в суд, требования к исковому заявлению, порядок ведения дел, права лица, присоединившегося к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, возможность заключения соглашения о судебных расходах, порядок принятия решения суда по делу);

вносятся изменения в АПК РФ в части увеличения предельного размера судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом на лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, в случае злоупотребления им своими процессуальными правами, а также установление особенностей рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц;

в ГПК РФ закрепляется норма, согласно которой иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по месту нахождения ответчика.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россией ратифицировано соглашение о международных договорах ЕАЭС с третьими государствами и международными организациями

Соглашение было подписано 14 мая 2018 года в Сочи и определяет порядок заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров ЕАЭС с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, в отношении предмета регулирования которых ЕАЭС наделен необходимой компетенцией.

В соответствии с соглашением предложение о заключении международного договора может вноситься государством-членом, членом Совета Евразийской экономической комиссии или третьей стороной.

Соглашением регламентированы процедуры взаимодействия государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии по заключению указанных договоров.

Россией ратифицировано временное соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном

Соглашение подписано 17 мая 2018 года в Астане и формирует основные правила торговли между ЕАЭС и Ираном, максимально приближенные к правилам Всемирной торговой организации, а также охватывает вопросы применения защитных мер и таможенного администрирования.

Соглашение предусматривает либерализацию торговли в отношении установленной номенклатуры товаров: 502 кода ТН ВЭД со стороны Союза и 360 кодов товарной номенклатуры Ирана. В отношении определенных товаров принимаются обязательства по отказу от применения количественных запретов и ограничений на ввоз.

Также соглашение содержит положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, технического регулирования.

Кроме того, в соглашении определен порядок разрешения споров, предусмотрено учреждение совместного комитета, который будет контролировать применение соглашения.

Россия присоединилась к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа

Протокол принят в Лондоне 1 ноября 2002 года и вступил в силу 23 апреля 2014 года. В Протоколе участвуют Греция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция и другие страны.

Протоколом предусмотрены, в частности, следующие изменения конвенции:

- введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира;

- установлен предел ответственности по каждому конкретному инциденту за все время перевозки, а не относительно перевозки в целом;

- включены положения о запрете государством-участником судну, плавающему под его флагом, эксплуатироваться в любое время, если оно не имеет свидетельства об обязательном финансовом обеспечении (положение относится к суднам, к которым применяются положения конвенции);

- установлена обязанность государства-участника убедиться в том, что судно, которому разрешена перевозка более 12 пассажиров, где бы оно ни было зарегистрировано, при входе или выходе из порта на его территории, имеет обязательное финансовое обеспечение;

- исключена ответственность перевозчика, если инцидент произошел в результате войны, военных действий, гражданской войны, восстания или естественного явления исключительного, неизбежного и непреодолимого характера; или если такой инцидент был всецело вызван действием или упущением, совершенным с намерением вызвать инцидент третьей стороной.