Главная

Новое в российском законодательстве

28 сентября 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Уточнены основания для получения разрешения Минюста России на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия"

Согласно внесенным изменениям таким основанием больше не является включение юридического лица в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, или занятие им доминирующего положения на рынке определенного товара.

Регистрацию лекарственных средств, предназначенных для обращения на общем рынке ЕАЭС, будет осуществлять Минздрав России

В перечне полномочий также:

- утверждение общей характеристики лекарственного препарата, инструкции по медицинскому применению (листка-вкладыша), нормативного документа по качеству, макетов упаковок, согласование плана управления рисками при применении лекарственного препарата в рамках регистрации лекарственных средств, предназначенных для обращения на общем рынке лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза;

- приостановка, отзыв (отмену) регистрационного удостоверения, или ограничение применения лекарственного препарата, или внесение изменений в регистрационное досье.

Кроме того определено, что Минздрав России осуществляет выдачу (в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30) заключения на ввоз в РФ в том числе:

- незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией;

- незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для предотвращения и (или) устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Минстроем России обновлены правила ведения реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов, осуществляющихся с привлечением средств бюджетной системы РФ

В реестр включаются заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.

Такие заключения выдаются подведомственным Минстрою России ФГУ - организацией по проведению проверки сметной стоимости.

Уточнен также состав сведений, включаемых в реестр. В частности, определено, что в реестр включаются:

- реквизиты договора на проверку сметной стоимости;

- идентификационные сведения о застройщике, о техническом заказчике и о лице, обратившемся с заявлением о проверке сметной стоимости.

Сведения о заключении вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня направления (вручения) заявителю заключения.

Информация в виде выписки из реестра представляется в форме электронного документа (при наличии сведений, доступ к которым ограничен - на бумажном носителе).

Признан не подлежащим применению Приказ Минрегиона России от 20.08.2009 N 352 "Об утверждении Порядка ведения реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре".

Минэкономразвития России предлагает унифицировать процедуру проведения имущественных торгов

По мнению разработчиков проекта, в настоящее время правовое регулирование процедуры торгов в Российской Федерации носит фрагментарный характер, действующее законодательство не содержит общих норм, устанавливающих принципы и правила проведения торгов.

В этой связи проектом предлагаются:

унификация процедур проведения торгов с учетом отраслевых особенностей как в очной, так и в электронной формах;

общий закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам торгов в форме аукциона;

закрытый перечень требований к составу заявки на участие в торгах;

перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах;

закрытый перечень оснований признания торгов несостоявшимися;

закрытый перечень оснований признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или получения специального разрешения;

перечень обязательной информации, подлежащей включению в состав извещения о проведении торгов, а также обязательной информации, подлежащей размещению на официальном сайте торгов.

Кроме того, предусматривается, в числе прочего:

разграничение имущества и имущественных прав, в отношении которых торги проводятся в традиционной ("молоточной") и электронной форме;

внедрение мер по централизации торгов;

расширение прав участников торгов;

ограничение максимального и минимального размера задатка для участия в торгах;

формирование единого реестра недобросовестных участников торгов;

введение обязанности проведения торгов в электронной форме в случае реализации непрофильных активов отдельных видов юридических лиц.

Проектом предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года и начнет применяться к отношениям по организации и проведению имущественных торгов в отношении имущества субъектов РФ - по истечении шести месяцев со дня его вступления в силу, в отношении имущества, находящегося в муниципальной и частной собственности, за исключением имущественных торгов в рамках банкротства, - по истечении года со дня его вступления в силу.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения дел, связанных с нарушением прав и законных интересов потребителей финансовых услуг

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законов при рассмотрении дел указанной категории сообщается, в частности, что:

- списание банком денежных средств со счета клиента должно осуществляться по тому курсу валюты и тем тарифам, которые действовали в банке на момент списания денег с банковской карты;

- начисление по истечении срока действия договора микрозайма процентов в том размере, который был установлен договором лишь на срок его действия, является неправомерным.

При заключении договора микрозайма до установления Банком России ограничений деятельности микрофинансовых организаций в части начисления процентов за пользование займом соответствующие проценты подлежат исчислению исходя из средневзвешенной процентной ставки по потребительским кредитам, установленным Банком России на момент заключения договора микрозайма;

- снижение судом размера процентов за пользование микрозаймом до размера ставки рефинансирования, то есть ниже, чем по любому из видов предоставляемых кредитными организациями физическим лицам потребительских кредитов, среднерыночные ставки по которым рассчитываются Банком России, является неправомерным;

- выдача (замена) сим-карты является услугой связи. Оператор мобильной связи несет ответственность за неправомерные действия по выдаче дубликата сим-карты с абонентским номером пользователя другому лицу, последствием которых является получение таким лицом доступа к банковским счетам гражданина, использующего этот абонентский номер с подключением к нему услуги "мобильный банк";

- не допускается расторжение в одностороннем порядке по инициативе заемщика договора банковского счета, предназначенного для учета его кредиторской задолженности, если открытие такого счета являлось условием заключения кредитного договора;

- гражданин вправе отказаться от услуги личного страхования по кредитному договору и потребовать возмещения убытков, возникших в связи с непредоставлением в разумный срок надлежащей информации об оказываемой услуге;

- суммы процентов по кредиту и штрафных санкций, уплаченные гражданином в связи с незаконным отказом в выплате страхового возмещения по договору кредитного страхования, являются убытками, подлежащими взысканию со страховой компании;

- передача банком по агентскому договору другой организации персональных данных заемщика без его согласия недопустима;

- привлечение организаций, оказывающих финансовые услуги, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, за включение в кредитные договоры (договоры займа) условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей, признано правомерным.

Целевые статьи расходов бюджетов дополнены новыми направлениями расходов

Изменения в порядок применения бюджетной классификации предусматривают возможность отражения в бюджетном учете, в том числе, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов за счет средств резервного фонда Правительства РФ, субсидий на финансирование мероприятий, связанных с реализацией ряда ФЦП, межбюджетных трансфертов, в том числе на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате аварии на шахте "Северная" в г. Воркуте, Республика Коми и т.д.

В Перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов включены новые КБК в отношении госпошлин, уплачиваемых за совершение юридически значимых действий в сфере использования оружия, а также в сфере авторского права.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ФНС России напомнила об обязательных реквизитах УПД, применяемого в расчетах по НДС

Форма универсального передаточного документа (УПД), рекомендованная к применению письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, объединяет в себе форму счета-фактуры и информацию первичного учетного документа.

Заполнение всех обязательных реквизитов в УПД, предусмотренных для счета-фактуры, позволяет использовать его при расчетах по НДС.

Следует учитывать, что с 1 октября 2017 года в счет-фактуру вносятся изменения.

В этой связи ФНС России сообщает, что налогоплательщики могут использовать рекомендуемую форму УПД, самостоятельно дополняя ее показателями, в том числе необходимыми для выполнения требований, установленных статьей 169 НК РФ и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Установлен порядок уведомления служащим Банка России представителя работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

Служащий Банка России обязан сообщать о возникновении личной заинтересованности, как только ему станет об этом известно, а в случае отсутствия возможности незамедлительного сообщения - не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения причины, по которой отсутствовала возможность незамедлительно сообщить о возникновении личной заинтересованности.

Соответствующее уведомление направляется в письменной форме лицу, которому в установленном в Банке России порядке предоставлено право назначения на должность и освобождения от должности этого служащего Банка России.

Указанием устанавливается:

порядок регистрации и учета поступивших уведомлений;

порядок принятия решений по результатам рассмотрения уведомлений;

перечень мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Утратил силу порядок представления кредитной организацией сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом по основаниям борьбы с ПОД/ФТ

Сообщается, что в целях упорядочения нормативных актов Банка России признается утратившим силу Указание Банка России от 26 ноября 2004 года N 1519-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом".

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Признано утратившим силу Указание Банка России от 23 августа 2013 года N 3041-У, определяющее порядок представления сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада)

Сообщается, что данное решение принято в целях упорядочения нормативных актов Банка России.

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Банк России информирует о перераспределении функций по обеспечению проведения операций предоставления кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг

Сообщается, что между Департаментом операций на финансовых рынках, территориальными учреждениями банка России и Операционным департаментом банка России распределены полномочия по приему: заявлений на получение ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке, заявок на участие в ломбардных кредитных аукционах, заявлений на перевод ценных бумаг из разделов "блокировано Банком России", уведомлений о досрочном исполнении обязательств по возврату ломбардных кредитов, предоставленных на основные счета кредитных организаций.

Утратившим силу признан приказ Банка России от 21.12.2012 N ОД-850 "О проведении Банком России операций предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" с внесенными в него изменениями.

Приказ вступает в силу с 25 сентября 2017 года.

С 1 января 2018 года "период охлаждения", в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки, будет увеличен до 14 календарных дней

Сообщается, что существующая в настоящее время возможность в течение пяти рабочих дней вернуть полностью или частично уплаченную страховую премию недостаточна для того, чтобы гражданин успел обратиться в страховую компанию с заявлением об отказе от договора страхования.

Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от поведения недобросовестных участников рынка.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Депутаты предлагают наделить Банк России полномочиями в сфере аудиторской деятельности

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому Банк России будет являться органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности. Устанавливаются полномочия Банка России, регламентируется порядок взаимодействия аудиторской организации и Банка России.

Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность проводить аудит в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), соответствующих хотя бы двум из следующих условий:

объем выручки за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет превышает 800 миллионов рублей;

сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 400 миллионов рублей;

среднесписочная численность работников за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 100 человек.

Законопроект уточняет определение бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводится аудит.

Вводятся требования к оказанию аудиторских услуг общественно значимым организациям (ПАО, кредитные и страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и пр.), и определяется порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих данные услуги.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлены требования к результатам технологического и ценового аудита

Указывается, что результатом проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, осуществляемых в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является заключение технологического и ценового аудита.

Заключение должно содержать выводы по результатам проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - ТЦА ОИ) в целом, включая экспертную оценку.

Заключение должно быть аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам ТЦА ОИ. Содержащиеся в заключении отрицательные выводы должны быть мотивированы.

В случае представления документов для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в форме электронного документа заключение направляется заявителю в форме электронного документа, в случае представления документов на бумажном носителе - в форме документа на бумажном носителе.

В заключении должны содержаться:

общие сведения об инвестиционном проекте;

результаты ТЦА ОИ;

заключение по результатам проведенного ТЦА ОИ.

В заключении, подготовленном на бумажном носителе, не должно быть помарок, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также повреждений, наличие которых не позволит однозначно истолковать их содержание.

Листы заключения, подготовленного на бумажном носителе, должны быть прошиты (с указанием количества сшитых страниц), пронумерованы и скреплены печатью организации, проводившей экспертизу.

Гражданин вправе построить на своем "дальневосточном гектаре" садовый дом, даже если он выделен на участке земель сельскохозяйственного назначения

Разъясняется, что в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ) предоставленный земельный участок может использоваться гражданином для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении установленных Законом N 119-ФЗ условий. При этом принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.

В случае, если выбранные гражданином вид или виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют категории земель, к которой относится земельный участок, а также в случае, если в ЕГРП отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель, уполномоченный орган одновременно с направлением уведомления о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в зависимости от выбранных гражданином вида или видов разрешенного использования земельного участка. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Таким образом, действующее законодательство не содержит ограничений на создание садового дома, в том числе на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Установлен порядок распределения объема части общего допустимого улова водных биоресурсов, утвержденного применительно к квоте, предоставленной для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства

Расчет объема части общего допустимого улова, утвержденного применительно к квоте, в отношении каждого пользователя, с которым заключен соответствующий договор, осуществляется путем умножения доли квоты, закрепленной в договоре за пользователем, на общий допустимый улов, утвержденный применительно к квоте.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2018 года.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Утверждена "дорожная карта" по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" на 2017 - 2019 годы

Целью "дорожной карты" является оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), в числе которых уменьшение количества личных посещений инспекторами контрольных (надзорных) органов проверяемых организаций, перевод документооборота из бумажного в электронный вид, сокращение количества конфликтных ситуаций с использованием федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования.

По результатам ее реализации планируется обеспечить необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и используемых ими информационных систем, автоматизировать постоянные и однообразные процессы, осуществляемые инспекторским составом, автоматизировать сбор и анализ сводной информации об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также повысить доступность указанной информации для хозяйствующих субъектов и граждан.

Минкомсвязь России предлагает "вывести из тени" лиц, использующих корпоративные номера мобильной связи

В настоящее время при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) оператор связи не проводит идентификацию физического лица, которое является непосредственным пользователем услугами подвижной радиотелефонной связи. Кроме того, обязанность предоставлять сведения по таким пользователям услугами связи абонентом - юридическим лицом оператору связи не предусмотрена.

Таким образом, указанная группа пользователей услугами связи оператором связи не идентифицируется и сведения о таких пользователях услугами связи не отражаются в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи.

В этой связи проектом предусматривается, что при заключении договора оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, а также пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Проверка достоверности сведений об абоненте, сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления:

в отношении гражданина - фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, места жительства, других данных документа, удостоверяющего личность;

в отношении индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества (при наличии), других данных документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера;

в отношении юридического лица - наименования (фирменного наименования) организации, места нахождения, основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика.

Заверенный надлежащим образом список лиц, использующих выделенные абоненту - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) абонентские номера, содержащий фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность этих лиц, абонент обязан будет представить оператору связи в течение одного месяца со дня заключения соответствующего договора, а в случае изменений - представлять сведения о новых пользователях не позднее 15 дней со дня передачи им идентификационного модуля.

Вступление в силу проекта постановления предполагается с 1 июня 2018 года.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Общеобразовательные организации должны представить статистическую отчетность по форме ФСН N ОО-1 в электронном виде до 15 октября 2017 года

Предоставление отчетности осуществляется через личные кабинеты образовательных организаций субъектов РФ на сайте cabinet.miccedu.ru, информацию в которых перед началом сбора статистических данных по форме ФСН N ОО-1 на начало 2017/18 учебного года необходимо актуализировать.

Отчеты по форме должны быть загружены через личные кабинеты по головной организации и отдельно по филиалам. Организации среднего профессионального или высшего образования, имеющие в своей структуре подразделения, осуществляющие подготовку по программам общего образования, также предоставляют указанные отчеты.

ПРАВОСУДИЕ

Наличие отечественного юридического образования предлагается сделать обязательным условием для представительства в судах

Депутатами разработан законопроект, которым устанавливается, что представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, а также российские организации.

При этом для непосредственного участия в судопроизводстве российские организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности

Иностранные граждане вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при наличии у них высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенной в Российской Федерации ученой степени по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.

Предусматривается внесение соответствующих изменений также в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.

Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 июля 2018 года и при этом не будет распространяться на участие представителей в разбирательствах, начатых до дня введения его в силу.