Жилищный сертификат крайний север

Подборка наиболее важных документов по запросу Жилищный сертификат крайний север (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 10.08.2022 N 33-2252/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: 1) О признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Требования наймодателя: 2) О выселении из служебного помещения.
Обстоятельства: Наниматель полагал, что договор найма служебного жилого помещения заключен с нарушением действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
Не свидетельствует о нуждаемости в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и факт признания Т.О. участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в указанную программу она включена как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат (государственного жилищного сертификата), в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88а-5229/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Из материалов дела следует то, что административный истец с составом семьи включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано по мотиву того, что он ранее получил денежную компенсацию за освобожденное жилье.
Решение: Отказано.
При этом указанными нормативными правовыми актами не исключается возможность предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам, состоящих на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, передавших жилье по договору купли-продажи при выезде из названных районов. В указанном случае размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Вопрос читателя, или Размышления на заданную тему
(Горошко Т.В.)
("Жилищное право", 2020, N 1)
Таким образом, отвечая на вопрос нашей читательницы, мы выявили очень грустную тенденцию: да, право на получение жилья (или по договору социального найма или по жилищному сертификату) у выезжающих из районов Крайнего Севера лиц существует, но его реализация крайне ограничена. Суды со ссылкой на Конституционный Суд РФ указывают, что "...требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан" <3>. Важнейшими универсальными такими условиями являются отсутствие в собственности иных жилых помещений и учет заявителя в соответствующих списках. У нашей читательницы, к сожалению, эти условия не соблюдены. И это та ситуация, на наш взгляд, когда не помогут даже рекомендации найти адвоката pro bono, готового безвозмездно дойти и до Верховного, и до Конституционного Судов РФ за защитой прав своей доверительницы, так как, как мы видим, судебная практика однородна и она не в пользу граждан.
"Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров"
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)
Установление правового статуса указанных граждан как членов семьи необходимо истцу для приобретения права на получение жилищного сертификата по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" <1>. Исковые требования были мотивированы тем, что дочь, внучка и зять истца проживают с ним в одном жилом помещении, ведут совместное хозяйство, оплату жилищно-коммунальных услуг производят за четырех человек. Представитель ответчика против удовлетворения иска в части признания членами семьи Н.И. Загузина его дочери и внучки не возражал, но в отношении С.А. Малыгина просил в иске отказать, ссылаясь на то, что он не состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Х. и юридически не является зятем истца.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 16.12.2022)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
<*> Заполняется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом) или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющими выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2022 года"Оспоренное законоположение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание им обратной силы статье 1 данного Закона рассматривается как основание для снятия указанной категории лиц с учета в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.