Законы ману

Подборка наиболее важных документов по запросу Законы ману (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Общество граждан как главный субъект конституционных отношений
(Денисов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)
Официальное государственное позитивное право выделяет множество социальных общностей. Конституция Российской Федерации <3> 1993 г. с изменениями и дополнениями на 2020 г. говорит о народе в целом и отдельных народах (Преамбула, ст. 68), о коренных малочисленных народах, этнических общностях, соотечественниках (ст. 69), о предках (ч. 2 ст. 67.1) и детях (ч. 4 ст. 67.1). Государственное право Древнего мира и Средних веков выделяло в качестве субъектов государственного права касты и сословия. Примером являются Законы Ману, выделяющие социальные общности брахманов, кшатриев, вайшия и шудру (ст. 31) <4>. В Конституции РСФСР 1918 г. выделяются такие социальные общности, как эксплуататоры, помещики, буржуазия, трудящиеся, рабочие, крестьяне, нация, массы (ст. 3). Необходимо обратить внимание на то, что официальное позитивное право часто используется в качестве фасада государства и призвано придать ему позитивный имидж. Поэтому оно искажает реально существующие отношения и их субъектный состав. Например, древнее и средневековое право объявляло, что источником государственного права является Бог. Впоследствии для легитимации власти какой-то правящей группы Бога заменили народом <5>.
Статья: Функции федеративного государства в регулировании межнациональных и конституционно-правовых отношений в полиэтническом обществе (на примере Индийского Союза)
(Богатчикова К.С.)
("Миграционное право", 2023, N 4)
Известно, что в центре индо-буддистского мировоззрения находится именно проблема долга - дхарма (что смыслосодержательно в функционально-инструментальном плане). Это этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека. "Тот, кто выполняет свои обязанности, перед всеми хороший человек" <2>. Один из трактатов Законов Ману так определяет десять признаков дхармы: "постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знания Веды, справедливость, негневливость" <3>. Гармония общественных отношений в древнеиндийской традиции изначально связана со стабильностью. В трактатах "Артхашастра", которые называются "Наука политики", сообщается о тех качествах, которыми должен обладать эффективный деятель. Государь обязан обращать внимание на советы мудрецов, стараться "все удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу осознанного, отвергать негодное и проникать в истину" <4>. По Законам Ману царь никогда не может взимать налог со знатоков Веды - так высоко уже в древней Индии ценилась мудрость в политическом управлении <5>.