Закон Яровой
Подборка наиболее важных документов по запросу Закон Яровой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы обеспечения конфиденциальности персональных данных при использовании систем искусственного интеллекта
(Ковалева Н.Н., Жирнова Н.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)3. Идентификация с помощью систем искусственного интеллекта. Как правило, для этих целей сегодня используется изображение лица и голос, т.е. биометрические персональные данные личности <10>. Например, правоохранительные органы могут применять рассматриваемый метод для розыска подозреваемых в совершении противоправных деяний. Считается, что даже если человек осуществил коммуникацию с кем-либо по видеосвязи или даже разблокировал свой смартфон с использованием технологии распознавания лица, то его биометрические данные аккумулируются искусственным интеллектом в базе данных, которая может храниться в Deep Web или даже в Dark Web (Dark Net) в персональных папках пользователей <11>. Данные пространства, безусловно, на сегодняшний день находятся за пределами правового регулирования, что приводит к множеству злоупотреблений и даже совершению правонарушений и преступлений с помощью возможностей, предоставляемых ими. В частности, применительно к рассматриваемой проблеме многие исследователи указывают на торговлю персональными данными граждан <12>. Несомненно, сложившаяся проблема требует внимания российского законодателя. Так, в мае 2023 г. один из депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложил весьма кардинальное средство борьбы с описываемыми негативными явлениями: признать незаконным использование Dark Net <13>, что, по мнению большинства экспертов, неосуществимо, так как технически блокировка Dark Net невозможна. Кроме того, данная инициатива представляется в принципе излишней, так как в соответствии с положениями так называемого Закона Яровой <14> операторы (провайдеры) обязаны устанавливать на свое оборудование систему технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий и сохранять определенное установленное в Законе время записи телефонных разговоров, текстовые сообщения и интернет-трафик своих абонентов, что приводит к возможности довольно быстрого установления противоправного деяния, совершенного с помощью информационно-коммуникационных технологий.
(Ковалева Н.Н., Жирнова Н.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)3. Идентификация с помощью систем искусственного интеллекта. Как правило, для этих целей сегодня используется изображение лица и голос, т.е. биометрические персональные данные личности <10>. Например, правоохранительные органы могут применять рассматриваемый метод для розыска подозреваемых в совершении противоправных деяний. Считается, что даже если человек осуществил коммуникацию с кем-либо по видеосвязи или даже разблокировал свой смартфон с использованием технологии распознавания лица, то его биометрические данные аккумулируются искусственным интеллектом в базе данных, которая может храниться в Deep Web или даже в Dark Web (Dark Net) в персональных папках пользователей <11>. Данные пространства, безусловно, на сегодняшний день находятся за пределами правового регулирования, что приводит к множеству злоупотреблений и даже совершению правонарушений и преступлений с помощью возможностей, предоставляемых ими. В частности, применительно к рассматриваемой проблеме многие исследователи указывают на торговлю персональными данными граждан <12>. Несомненно, сложившаяся проблема требует внимания российского законодателя. Так, в мае 2023 г. один из депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложил весьма кардинальное средство борьбы с описываемыми негативными явлениями: признать незаконным использование Dark Net <13>, что, по мнению большинства экспертов, неосуществимо, так как технически блокировка Dark Net невозможна. Кроме того, данная инициатива представляется в принципе излишней, так как в соответствии с положениями так называемого Закона Яровой <14> операторы (провайдеры) обязаны устанавливать на свое оборудование систему технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий и сохранять определенное установленное в Законе время записи телефонных разговоров, текстовые сообщения и интернет-трафик своих абонентов, что приводит к возможности довольно быстрого установления противоправного деяния, совершенного с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Бесплатный доступ к социально значимым интернет-сайтам в России: новый налог и вызов для конкуренции?
(Хуснутдинов А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)В статье исследуется недавняя новация в законодательстве о возложении обязательств на операторов связи по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым информационным ресурсам (сайтам). Автором показано изменение подхода законодателя к регулированию Интернета в двух аспектах: в отклонении от преимущественно "ограничительного" подхода к регулированию, а также в аспекте возложения на операторов связи социально значимых функций и предоставления им компенсации за реализацию этих функций. Показаны потенциальные осложнения, связанные с данной новацией, которые касаются обеспечения конкуренции между интернет-ресурсами, а также финансовой затратности реализации бесплатного доступа к интернет-ресурсам за счет средств операторов, в условиях отсутствия формализованных в законодательстве механизмов компенсации затрат и обязательств, уже возложенных на операторов связи так называемым законом Яровой. В статье исследуются с конституционно-правовых позиций обязанности операторов предоставить бесплатный доступ к социально значимым информационным ресурсам. Проводятся параллели между данной обязанностью операторов и налоговыми обязательствами, выраженными в натуральной форме (налогом в натуральной форме), и высказывается позиция, что, несмотря на то что de jure налог может выплачиваться только в денежной форме, de facto данная обязанность может быть отнесена к налоговым. Кроме того, со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации проанализирована юридическая техника изложения новых норм с точки зрения критериев, установленных для налоговых норм. Высказана также позиция о негативных последствиях для рыночной конкуренции между интернет-ресурсами, проистекающих из данной новации в условиях ухода с российского рынка множества международных интернет-компаний. В заключительной части статьи автор предлагает изменения в федеральном законодательстве, которые в большей степени соответствовали бы растущей социальной значимости доступа в Интернет и которые могли бы решить возникшие в связи с появлением данной новации противоречия.
(Хуснутдинов А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)В статье исследуется недавняя новация в законодательстве о возложении обязательств на операторов связи по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым информационным ресурсам (сайтам). Автором показано изменение подхода законодателя к регулированию Интернета в двух аспектах: в отклонении от преимущественно "ограничительного" подхода к регулированию, а также в аспекте возложения на операторов связи социально значимых функций и предоставления им компенсации за реализацию этих функций. Показаны потенциальные осложнения, связанные с данной новацией, которые касаются обеспечения конкуренции между интернет-ресурсами, а также финансовой затратности реализации бесплатного доступа к интернет-ресурсам за счет средств операторов, в условиях отсутствия формализованных в законодательстве механизмов компенсации затрат и обязательств, уже возложенных на операторов связи так называемым законом Яровой. В статье исследуются с конституционно-правовых позиций обязанности операторов предоставить бесплатный доступ к социально значимым информационным ресурсам. Проводятся параллели между данной обязанностью операторов и налоговыми обязательствами, выраженными в натуральной форме (налогом в натуральной форме), и высказывается позиция, что, несмотря на то что de jure налог может выплачиваться только в денежной форме, de facto данная обязанность может быть отнесена к налоговым. Кроме того, со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации проанализирована юридическая техника изложения новых норм с точки зрения критериев, установленных для налоговых норм. Высказана также позиция о негативных последствиях для рыночной конкуренции между интернет-ресурсами, проистекающих из данной новации в условиях ухода с российского рынка множества международных интернет-компаний. В заключительной части статьи автор предлагает изменения в федеральном законодательстве, которые в большей степени соответствовали бы растущей социальной значимости доступа в Интернет и которые могли бы решить возникшие в связи с появлением данной новации противоречия.