Является ли бюджетное учреждение хозяйствующим субъектом

Подборка наиболее важных документов по запросу Является ли бюджетное учреждение хозяйствующим субъектом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2021 N 310-ЭС21-6171 по делу N А48-11991/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене предупреждения антимонопольного органа о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку само по себе учреждение не является органом исполнительной власти и не наделено какими-либо его полномочиями, не доказано, что оказание ритуальных услуг может поставить иные хозяйствующие субъекты в неравное положение по сравнению с ним.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Суды указали, что бюджетное учреждение (бюро) само по себе не является органом исполнительной власти и внесенными в его устав изменениями какими-либо соответствующими полномочиями не наделено. Также суды отметили недоказанность антимонопольным органом того обстоятельства, что оказание ритуальных услуг может поставить иные хозяйствующие субъекты в неравное положение по сравнению с ним.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти и местного самоуправления: правовое содержание запрета и исключений
(Сметанина Е.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 3)
Являются ли хозяйствующими субъектами все бюджетные учреждения? Наличие права на осуществление деятельности, приносящей доход, зависит от содержания устава конкретного учреждения (согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям; согласно п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах). Представляется, что отнесение бюджетного учреждения к хозяйствующим субъектам в смысле норм Закона о защите конкуренции должно осуществляться с учетом содержания устава учреждения: предусмотрено ли в уставе право на осуществление приносящей доход деятельности? Таким образом, какие-то из бюджетных учреждений будут иметь статус хозяйствующего субъекта, а какие-то - нет.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
При этом необходимо обратить внимание, что выполнение работ, оказание услуг, которые предлагаются конкретным бюджетным учреждением и которые могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами на конкурентном рынке, возможно исключительно путем проведения закупок в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
28. Наделение хозяйствующего субъекта, созданного в форме бюджетного учреждения, функциями по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах является нарушением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".