Выкуп земельного участка находящегося в пожизненном наследуемом владении

Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка находящегося в пожизненном наследуемом владении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 N 16АП-726/2022 по делу N А15-3989/2021
Требование: О признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено.
Решением суда от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2022, заявление предпринимателя удовлетворено: признано незаконным решение управления, изложенное в письме от 17.05.2021 N 51.17-ОГ4918/21, об отказе в предоставлении главе КФХ в собственность земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:1147 площадью 3,5 га; на администрацию возложена обязанность по направлению предпринимателю договора купли-продажи названного земельного участка в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Суд исходили из того, что спорный земельный участок принадлежит предпринимателю на праве пожизненного наследуемого владения. Крестьянское (фермерское) хозяйство фактически организовано, что подтверждается записью в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП). Организация КФХ в 2016 году, которое функционирует в настоящее время, при наличии у заявителя зарегистрированного с 2000 года права пожизненного наследуемого владения на испрашиваемый участок не является препятствием приватизации, поскольку согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) право на переоформление в собственность земельных участков, предоставленных ранее в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничено. Довод органа местного самоуправления об отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, судом не принят, поскольку не является препятствием выкупу рассматриваемого земельного участка согласно пункту 3.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Нахождение земельного участка (кадастровый номер 05:40:000028:1147) в четырех территориальных зонах (Ж4, ИТ2, Р2 и П4), согласно правилам землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", принятым решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением от 26.06.2016 N 9-5, не является препятствием приобретению в собственность испрашиваемого земельного участка. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ). Кроме того, должна учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие требованиям градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ). В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд посчитал возможным обязать уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить главе КФХ договор купли-продажи испрашиваемого участка.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Право приватизации сельскохозяйственных угодий
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2019, N 9)
Вне зависимости от приведенных позиций право выкупа земельного участка в аренде земель публичной собственности нуждается в существенной модернизации, которая должна начинаться с включения права выкупа в предмет аукциона при предоставлении земельного участка в аренду. Нормативную основу к такому включению на сегодняшний день предоставляют положения п. 5.1 и 7 ст. 10 Закона об обороте, согласно которым земельный участок, сформированный из невостребованных долей и обращенный в муниципальную собственность, может быть выкуплен лицом, его использующим, по цене не более 15% его кадастровой стоимости. И именно эта же цена фиксируется Законом об обороте в случае трансформации иных вещных прав на землю (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) в право собственности. То есть если закон предполагает возможность выкупа земельного участка землепользователем в случае эволюции невостребованных долей в самостоятельный участок публичной собственности, то иное нормативное регулирование не может отрицать возможности выкупа арендованного земельного участка из земель публичной собственности по этой же цене. Именно такой подход и реализует принцип равенства.
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)
Далее в ст. 51-1 КоЗ предусматриваются последствия отказа местного исполнительного комитета от приобретения земельных участков, полученных гражданами как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества: в исключительных случаях возможно отчуждение указанных объектов на основании сделок с разрешения исполнительного комитета при соблюдении перечисленных в названной статье условий (полное погашение льготного кредита на строительство, выкуп земельного участка в частную собственность, если он предоставлялся в пожизненное наследуемое владение или аренду, внесение платы за земельный участок по кадастровой стоимости).

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59
"Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Одновременно с соглашением о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества заключается соглашение о предоставлении возмещения за прекращение прав на земельный участок, в случае если на земельном участке, используемом на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, праве аренды или безвозмездного пользования, расположен объект недвижимости, находящийся в собственности землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"
б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);