Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных

Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2023 по делу N 88а-11306/2023, 2а-1078/2022
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным отказа в выдаче предварительного разрешения на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетней.
Обстоятельства: Административный истец полагает оспариваемый отказ незаконным, не соответствующим интересам несовершеннолетней.
Решение: Удовлетворено.
Помимо того, основанием для отказа в выдаче разрешения не может являться приведенное административным ответчиком в оспариваемом отказе обстоятельство отсутствия выписки из ЕГРН о правообладателях объекта недвижимости, поскольку в соответствии с п. 2.7 Административного регламента предоставления на территории Ленинградской области государственной услуги по выдаче разрешений органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом их подопечных (утвержден Приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 N 28) сведения, подтверждающие право собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (для отчуждаемого и приобретаемого имущества подопечного), запрашиваются посредством электронного межведомственного запроса в Едином государственном реестре недвижимости.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)
Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
Статья: Согласие законных представителей несовершеннолетнего на совершение сделок с его имуществом. Спорные моменты
(Пряженникова К.В.)
("Нотариус", 2019, N 5)
Необходимо обратить внимание, что некоторым органам опеки и попечительства в соответствии с их Административным регламентом может быть достаточно свидетельства о расторжении брака, представленного одним из законных представителей несовершеннолетнего для выдачи разрешения, необходимого для совершения сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего, вследствие чего необходимость получения согласия второго родителя на совершение сделки у данного органа отпадает (например, Административный регламент предоставления государственной услуги Краснодарского края "Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного" от 11 мая 2016 г. <5>).

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об опеке и попечительстве"
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;