Вторая зона горно-санитарной охраны

Подборка наиболее важных документов по запросу Вторая зона горно-санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2021 N 308-ЭС21-5069 по делу N А32-37442/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным отказа в предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, обязании предоставить объект, отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как испрашиваемый учреждением водный объект расположен в зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Установлены наличие в действиях учреждения состава вмененного правонарушения, соблюдение порядка и срока привлечения к ответственности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
При этом суды исходили из того, что испрашиваемый заявителем водный объект расположен в границах города-курорта Сочи (первая-вторая зоны округа горно-санитарной охраны курорта), заявитель правомерно привлечен к административной ответственности в связи со сбросом сточных вод в водный объект в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, оспоренные заявителем решение и постановление являются законными и обоснованными.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-35114/2023 по делу N 2-64/2023
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании постройки самовольной, ее сносе; 2) О взыскании судебной неустойки.
Обстоятельства: Суды в обоснование вывода о невозможности сохранения спорного строения указали, что у ответчика отсутствует разрешение на строительство, им не соблюдены минимальные отступы от земельного участка, однако в материалах дела имеется письменное согласие собственника смежного земельного участка на отклонение от предельно разрешенных параметров строительства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Вместе с тем, выводы судов нижестоящих инстанций в данной части признаются судом кассационной инстанции необоснованными и сделанными на основании произвольной оценке доказательств, противоречащими имеющемуся в материалах дела заключению эксперта ООО ГСЭК "Априори", согласно которому спорное здание соответствует строительным, санитарным нормам и правилам, требованиям экологической и пожарной безопасности, техническим регламентам, антисейсмическим требованиям; обеспечено централизованными инженерными сетями (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), а также режиму водоохранной зоны Черного моря, второй зоны горно-санитарной охраны курорта Анапа; спорное здание и его отдельные конструкции не создают угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде. Указанное проигнорировано судами.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Строительство в курортной зоне. Анализ споров
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2020, N 4)
Суд при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что истица имела возможность до приобретения участка получить информацию об ограничениях его использования, поскольку ограничение было установлено Положением о курортах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 654 от 5 сентября 1973 года, впоследствии, в 2004 и в 2013 годах были приняты и изменены нормативные акты, которыми утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", а также Положение о курорте регионального значения "Санаторий "Череха". Сведения о зонах с особыми условиями использования территории курорта "Санаторий "Череха" были внесены в базу государственного кадастра недвижимости. Сам факт нахождения земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны ЛПУ "Санаторий "Череха", а также законность и обоснованность отнесения к указанной зоне принадлежащего ей на праве собственности земельного участка истицей не оспаривались.
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Применительно к лечебно-оздоровительным местностям и курортам федерального значения устанавливается, что для местностей/курортов, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны. Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона (п. 11 Постановления Правительства РФ N 1425).

Нормативные акты

"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023)
5. Сброс очищенных сточных вод в водные объекты, расположенные во втором и в третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, во второй и в третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, допускается при условии оборудования объектов, осуществляющих такой сброс, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также при условии соответствия качества сточных, в том числе дренажных, вод требованиям, предусмотренным настоящим Кодексом, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.