Временное правовое регулирование конституционный суд

Подборка наиболее важных документов по запросу Временное правовое регулирование конституционный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Правовые акты об установлении порядка государственного регулирования цен, правомерно изданные до введения в действие соответствующего федерального закона, применяются до принятия такого федерального закона
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2013 N АПЛ13-521 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ
Поскольку на время утверждения оспариваемого правового акта федерального закона, устанавливающего государственное регулирование цен, принято не было и согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25.06.2001 по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" выполняет роль закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт восполняет пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, и действует до вступления в силу соответствующего законодательного акта.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Понятие и виды конституционного контроля в Российской Федерации
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Во-первых, конституционный контроль оказывает существенное влияние на законодательство. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, не подлежат применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ). Более того, признавая норму неконституционной, Конституционный Суд РФ вынужденно осуществляет временное правовое регулирование. Так, в соответствии с пп. "б" п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" суд применяет непосредственно Конституцию РФ, когда Конституционным Судом РФ выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции РФ нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда РФ, если они в нем указаны.
Статья: Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по преодолению конституционно-правовых пробелов
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 3)
Другим дополнительным способом преодоления конституционно-правовых пробелов, выработанным в деятельности Конституционного Суда РФ, выступает корректировка действия нормативных актов посредством определения порядка, сроков и особенностей исполнения своих вынесенных постановлений о признании не соответствующими Конституции РФ правовых актов. Речь может идти о тех ситуациях, когда создается угроза появления существенных пробелов в текущем законодательстве и связанных с ними нарушений прав и свобод личности вследствие объявления оспариваемых положений актов неконституционными, влекущих за собой необходимость назначения конкретного срока отсрочки исполнения принятого постановления Конституционного Суда РФ, в течение которого эти нормы продолжают действовать до момента введения законодателем нового правового регулирования <7>. Таким примером временной блокировки Конституционным Судом РФ возникшего конституционно-правового пробела посредством предоставления отсрочки исполнения итогового решения является Определение от 7 марта 2003 г. N 120-О, разъяснившее, что в интересах защиты конституционно значимых интересов субъектов права возможно отложение утраты силы признанных неконституционными норм Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в установленный его постановлением конкретный срок и сохраняющих свое действие в тот период времени при условии внесения законодателем соответствующих изменений в налоговое законодательство, по истечении чего они не должны применяться <8>.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 N 40-П
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"
4. Правоприменительные решения по делу гражданки Глущенко Инны Викторовны подлежат пересмотру в установленном порядке с учетом временного правового регулирования, введенного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2023 N 49-П
"По делу о проверке конституционности частей третьей и четвертой статьи 58, части второй статьи 67 и частей первой, второй и девятой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А. Алебастровой"
Кроме того, при переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность и при изменении срока действия заключенного с ним трудового договора в период после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 32-П и до внесения изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в том числе ее часть девятую) Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 471-ФЗ в правоприменительной практике была возможна различная интерпретация применимости - через призму положений частей второй и четвертой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" - к данной правовой ситуации временного регулирования, установленного пунктом 3 резолютивной части указанного Постановления.