Вправе ли заказчик изменить предмет контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ?

Подборка наиболее важных документов по запросу Вправе ли заказчик изменить предмет контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение предмета контракта
(КонсультантПлюс, 2024)
Приведенная ниже судебная практика основана в том числе на утративших силу положениях Закона N 44-ФЗ, однако позиции актуальны и для его действующей редакции

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Уступка денежного требования в рамках законодательства о контрактной системе
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 8)
Обязанность личного исполнения государственного (муниципального) контракта обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок. Данное правило согласуется с требованиями ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя). Такой запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения подрядчиком основного обязательства, являющегося предметом контракта (договора), для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг. Вместе с тем в результате подписания договора цессии не производится замена стороны договора - поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности (личность кредитора не имеет существенного значения для должника). При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ <17>.
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)
Отрадно, что в довольно скором времени ВС РФ произвел телеологическую редукцию нормы и признал, что п. 7 ст. 448 ГК РФ не блокирует уступку подрядчиком требования об оплате: "Таким образом, из толкования названных норм [п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений законодательства о госзакупках] следует, что запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения подрядчиком основного обязательства, являющегося предметом контракта (договора), для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг... При рассмотрении настоящего спора судам апелляционной и кассационной инстанций следовало исходить из пункта 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, которая является специальной нормой, устанавливающей исключительно запрет на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта и не препятствующей совершению уступки прав (требований) из контракта по оплате" <126>. Впрочем, из приведенного фрагмента не вполне понятно, допускает ли Суд уступку требования об оплате и в той ситуации, когда обязательства подрядчика еще не исполнены <127>.

Нормативные акты

Информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697
"О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и некоторых актов Правительства Российской Федерации"
В настоящее время такие случаи и порядок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) исключительно в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд если стороной контракта является заказчик, указанный в приложении (подпункт "а" пункта 2).
Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840
"Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году"
Следовательно, на основании Постановления N 680, изданного в реализацию указанного пункта 11, не могут быть изменены существенные условия заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками).