Возврат ошибочно уплаченного административного штрафа

Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат ошибочно уплаченного административного штрафа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 по делу N А06-2017/2022
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде денежных средств, незаконно списанных с расчетного счета общества по делу об административном правонарушении, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, учитывая факт возврата УМВД России по Астраханской области истцу денежных средств в размере 150 000 рублей, уплаченных истцом платежным поручением от 07.04.2020 г. N 857 и не засчитанных в качестве уплаты административного штрафа в размере 50% от назначенной суммы штрафа Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.03.2020 г. N 18810030180001575504 по причине неправильного оформления плательщиком платежного поручения от 07.04.2020 г. N 857, а также принимая во внимание тот факт, что постановление по делу об административном правонарушении от 24.03.2020 не оспорено и вступило в законную силу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об образовании на стороне ответчика неосновательного обогащения, в связи с чем в удовлетворении исковых требований правомерно отказал в полном объеме.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Кроме того, интересно то, что в Определении ВС РФ от 19 ноября 2015 г. N 305-ЭС15-8490 (по вопросу возврата административного штрафа, уплаченного на основании впоследствии отмененного постановления о привлечении к ответственности), разъяснено, что денежные средства, уплаченные обществом в качестве штрафа, относятся к убыткам в форме реального ущерба. Исходя из характера спорных правоотношений единственным способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление правового положения общества, существовавшего до его нарушения, является возвращение заявителю денежных средств, перечисленных в федеральный бюджет. Отказ в удовлетворении требования общества о возвращении уплаченного административного штрафа по основанию неверной квалификации истцом заявленных требований в качестве вреда нарушает конституционный принцип справедливости, законности судебного акта и лишает общество возможности восстановить положение, существовавшее до нарушения его права. В п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, ч. ч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 КАС РФ).
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)
Из всего этого напрашивается вывод о возможности начисления мораторных процентов по правилам п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму средств, безосновательно уплаченных государству или взысканных государством в связи с теми или иными публично-правовыми отношениями. Нормы НК РФ предусматривают начисление процентов по ключевой ставке (п. 10 ст. 78 НК РФ), но в тех областях публичного права, где такие нормы о процентах отсутствуют (например, соответствующей нормы нет в отношении случая возврата штрафа, уплаченного по ошибке либо необоснованно взысканного или уплаченного на основании необоснованного постановления о привлечении к административной ответственности), было бы логично применение правил именно п. 2 ст. 1107 и ст. 395 ГК РФ. Удержание публичным образованием денег, на которое оно не имеет права, выходит за рамки публично-правовых отношений.

Нормативные акты

<Письмо> ФНС РФ от 24.05.2010 N КЕ-37-1/2323@
"О передаче полномочий по администрированию платежей"
В случае ошибочного указания плательщиками в расчетных документах на перечисление денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции кода администратора доходов "182" такие расчетные документы, в целях уточнения администратора доходов, подлежат возврату в органы Федерального казначейства путем направления уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с указанием в полях ИНН и КПП получателя реквизитов соответствующего управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.