Вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов

Подборка наиболее важных документов по запросу Вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Полномочия антимонопольного органа" Федерального закона "О защите конкуренции""Подобное воздействие должно носить соразмерный характер и, с учетом статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, способствовать достижению конкретных конституционно одобряемых целей. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3, статьями 22 и 23 Федерального закона "О защите конкуренции" задачей антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, направленного на защиту и развитие конкуренции, что означает возможность непосредственного вмешательства антимонопольного органа в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов только в той мере, в какой это обусловлено необходимостью защиты конкуренции. Такое вмешательство требует как оценки влияния, оказываемого на уровень конкуренции действиями хозяйствующих субъектов, так и оценки регулирующего воздействия решений самого антимонопольного органа на состояние конкуренции."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Спорное представление в данном случае подменило собой как внесудебный, так и судебный порядок разрешения спора, возникшего при исполнении гражданско-правовой сделки между хозяйствующими субъектами, и является недопустимым вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность субъектов гражданский отношений."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правила торговой практики в конкурентном праве
(Ашфа Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)
В завершение необходимо сделать вывод о том, что применение правил торговой практики может обеспечивать хозяйствующим субъектам, в том числе занимающим доминирующее положение, должную осмотрительность в их действиях на товарном рынке, не дискриминировать и не допускать нарушений в процессе проверок действующих и потенциальных контрагентов. При этом антимонопольный орган получает возможность сбалансированного вмешательства в деятельность доминирующего хозяйствующего субъекта для создания равных условий в целях защиты и развития конкуренции.
Статья: О режиме обязательной продажи товара на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)
Это единственный случай, зафиксированный в Законе, устанавливающий возможность требовать обязательной продажи товара на торгах. Но вместе с тем обязывание продажи товара на бирже можно рассматривать в качестве вмешательства в хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта. В четвертом предложении абз. 3 п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 <23> указано, что "антимонопольный орган не вправе предписывать сторонам включить в договор конкретные условия, например, о цене, об объеме и условиях продажи товара определенному покупателю". А условие о продаже товара на бирже является прямым вмешательством в хозяйственную деятельность и не является актом устранения нарушения норм о защите конкуренции. Тем более что в соответствии с правовой позицией, содержащейся в абз. 3 данного Постановления, участники оборота в целях исполнения предписания по своей инициативе могут установить (изменить, прекратить) гражданско-правовые отношения, например, восстановить действие договора, изменить его условия, в частности установив рыночную цену товара, исполнить договорное обязательство в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, прекратить договорные обязательства.

Нормативные акты

Указание Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности"
2.17. Организовать действенный прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование. Использовать предоставленные законодательством полномочия для исключения давления на бизнес в ходе уголовного судопроизводства, необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих и иных субъектов экономической деятельности, а также при наличии данных о гражданско-правовых спорах.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 16.11.2023 по делу N 078/01/10-1240/2022
Нарушение: п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Решение: Предписание не выдавать.
В отношении предпринимательской деятельности такого хозяйствующего субъекта сохраняют свое действие принципы, установленные статьей 1 Гражданского кодекса, такие как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав. В частности, такой хозяйствующий субъект сохраняет свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении условий договора с учетом положений иных федеральных законов.