Устранение несанкционированных свалок

Подборка наиболее важных документов по запросу Устранение несанкционированных свалок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования города Кодинск, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 37-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 14 части 1 статьи 15, подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришли к выводу, что обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании и взыскали сумму неосновательного обогащения в виде понесенных обществом расходов по ликвидации несанкционированной свалки."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8 "Право собственности на лесные участки" ЛК РФ"Разрешая заявленные требования и возлагая на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанность по устранению загрязнений на спорных земельных участках, суд первой инстанции, установив, что несанкционированные свалки бытовых отходов расположены на землях лесного фонда, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, пришел к выводу о том, что выявленный факт размещения несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанностей, что в свою очередь приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правила ликвидации накопленного вреда окружающей среде в системе требований правового обеспечения рационального природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2020, N 1)
Как правило, у территорий и акваторий есть свои правообладатели. Однако встречаются случаи необходимости признания права собственности на загрязненный земельный участок с целью применения механизма ликвидации накопленного вреда. Уже сейчас имеются обращения в суд с требованием о признании права собственности муниципальных образований на земельные участки под несанкционированными свалками для включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде <4>. При таких обстоятельствах проект по ликвидации накопленного вреда будет содержать основные работы по (1) устранению несанкционированной свалки в виде перемещения отходов на полигон - исключение источника накопленного вреда и (2) рекультивацию нарушенных земель (даже если в наименовании работ отсутствует слово "рекультивация") <5> - как раз приводит к увеличению устойчивости нарушенной экологической системы.
Информация: Оперативное совещание с вице-премьерами
("Официальный сайт Правительства РФ", 2022)
Подобные платежи, поступая в бюджет субъекта и муниципалитета, должны целевым образом расходоваться на конкретные меры по защите природы. В приоритете - устранение уже выявленных точек, включая несанкционированные свалки, полигоны с отходами.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
35. Региональный оператор по обращению с ТКО, обнаруживший место несанкционированного размещения отходов на земельном участке, собственность на который не разграничена, и надлежащим образом уведомивший об этом орган местного самоуправления, по истечении установленного законодательством срока обязан самостоятельно устранить несанкционированную свалку и вправе потребовать возмещения убытков.