Установление сервитута на здание

Подборка наиболее важных документов по запросу Установление сервитута на здание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Перечень позиций высших судов к ст. 304 ГК РФ "Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения"1.2.4.2. Собственник здания, в пользу которого установлен сервитут проезда, вправе предъявить негаторный иск для устранения препятствий проезду по служащему земельному участку (позиция ВАС РФ) >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ Органа местного самоуправления в установлении сервитута
(КонсультантПлюс, 2024)
По мнению Лица, заинтересованного в установлении сервитута (собственника земельного участка, здания, сооружения, помещения, землевладельца, землепользователя и т.п.), для использования принадлежащего ему недвижимого имущества (прохода, проезда, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов) необходимо установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Орган местного самоуправления отказал в установлении сервитута или в заключении соглашения о сервитуте на новый срок.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения1.1. Вывод из судебной практики: Собственник здания, в пользу которого установлен сервитут проезда, вправе предъявить негаторный иск для устранения препятствий проезду по служащему земельному участку, в том числе и к арендатору этого участка.
Статья: Установление сервитута по требованию арендатора земельного участка. По мотивам одного определения Верховного Суда РФ
(Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 3)
Во-вторых, считаем обоснованным предоставить долгосрочному арендатору господствующего земельного участка право требовать установления сервитута. Это вытекает как из существа права долгосрочной аренды, так и из существа сервитутного права. Кроме того, необходимо учесть, что В.М. Огарев может потребовать установления сервитута и как собственник здания, расположенного на арендуемом земельном участке.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О кадастровой деятельности"
4.1. В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке) в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора. Форма сведений о выявленных объектах, направляемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказ Минэкономразвития России от 06.11.2019 N 728
"Об утверждении формы сведений о выявленных расположенных в границах выполнения комплексных кадастровых работ земельных участках, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57086)
Зарегистрировано в Минюсте России 9 января 2020 г. N 57086