Участие защитника при составлении протокола об административном правонарушении

Подборка наиболее важных документов по запросу Участие защитника при составлении протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2023 N 16-225/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Решение: Отказано.
Ссылка заявителя в жалобе на составление должностным лицом ГИБДД протокола об административном правонарушении в отсутствие защитника, не влечет его недопустимость. Данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении права Г. на защиту. Действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает обязательное участие защитника при составлении протокола об административном правонарушении.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2022 N 16-6906/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Решение: Удовлетворено.
Ссылка заявителя в жалобе на составление должностным лицом ГИБДД протокола об административном правонарушении в отсутствие защитника, не влечет его недопустимость. Данное обстоятельство не свидетельствуют о нарушении права П. на защиту, учитывая, что действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает предоставление защитника должностным лицом ГИБДД и обязательное участие защитника при составлении протокола об административном правонарушении.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Доверенность от физического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
В то же время лица, действующие на основании общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, выданной надлежаще извещенным законным представителем, допускаются к участию в производстве по делу в качестве защитника с момента составления протокола об административном правонарушении (Решение Тамбовского областного суда от 20.08.2018 по делу N 7-308(2)/2018). Данная правовая позиция отражена в абз. 4 п. 24 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Статья: Некоторые концептуальные положения по оптимизации процессуальной части КоАП РФ
(Попугаев Ю.И.)
("Административное право и процесс", 2019, N 8)
5.2. Участие защитника (представителя потерпевшего) не зависит от волеизъявления должностного лица (судьи), осуществляющего производство по делу. Поэтому используемая в действующем КоАП РФ терминология о допуске защитника к участию в деле является некорректной. Участие в деле защитника возможно не с момента составления протокола, свидетельствующего о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25.5 КоАП РФ), а с начала выполнения каких-либо процессуальных действий с участием лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нормативные акты

Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
<Письмо> ФНС России от 24.08.2021 N АБ-4-20/11905@
"О направлении обзора судебных актов по вопросам привлечения к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ"
Решением Арбитражного суда Республики Крым постановление инспекции признано незаконным и отменено в связи с не допуском инспекцией к участию в составлении протокола о совершении административного правонарушения представителя Общества, действующего на основании общей нотариальной доверенности, в которой отсутствовало указание на участие в конкретном рассматриваемом административном деле. Суд отметил, что при наличии надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, представленная доверенность Гарданова К.Р. при его личной явке в административный орган, должна была рассматриваться как документ, удостоверяющий его полномочия на представление интересов Общества в административном органе в качестве защитника, однако представитель Общества не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении. Соответственно, Общество не смогло реализовать свои права, предусмотренные действующим законодательством. При таких обстоятельствах, неправомерное недопущение административным органом к участию в составлении протокола об административном правонарушении представителя Общества с надлежащими полномочиями, безусловно свидетельствует о лишении Общества гарантий защиты, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, поскольку лишило его возможности возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, в том числе, воспользоваться помощью защитника, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.