Требования, предъявляемые к договору об оказании услуг по туристическому обслуживанию

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования, предъявляемые к договору об оказании услуг по туристическому обслуживанию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2024 N 88-78/2024 по делу N 2-805/2022
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора о месте проживания, в результате чего истица с членами семьи фактически проживали в другом отеле, который не соответствовал условиям договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.
Переоценив представленные по делу доказательства, суд второй инстанции указал, что обозначенный судом недостаток не свидетельствует о существенном нарушении условий договора о реализации туристического продукта, он за собой не повлек существенных изменений отдыха и ухудшения условий путешествия, при этом обратил внимание на состоявшееся судебное решение между теми же участниками судебного разбирательства по гражданскому делу N 2-113/2020, которым зафиксировано, что условия проживания и обслуживания в отеле "Carmen suite Hotel" полностью соответствовали необходимым требованиям, предъявляемым к отелям категории - 4 звезды. При этом истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих некачественное оказание ответчиком услуг по реализации туристского продукта, а также то обстоятельство, что уровень сервиса в забронированном отеле был ненадлежащего качества.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.02.2018 N 39-КГ17-15
Требование: О солидарном взыскании денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристского продукта, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик-1, ответственность которого застрахована ответчиком-2, не обеспечил надлежащее оформление документов на визу, что повлекло отказ в предоставлении ему визы и причинение убытков.
Решение: Дело направлено дело на новое апелляционное рассмотрение, так как суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требования, не учел, что ответчиком-1 не доказаны факт представления всех необходимых документов для получения визы, факт понесения им затрат при исполнении договора, не исследовал причины отказа в выдаче визы истцу.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Правовой режим международных воздушных перевозок: Монография"
(Остроумов Н.Н.)
("Статут", 2015)
Статья 1212 "Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя" ГК РФ, согласно ее п. 3, к договору перевозки не применяется. Эта статья применяется к договорам об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристического обслуживания, когда требования предъявляются к туристическим фирмам, а не к перевозчику. Однако эта ситуация выходит за рамки исследования.
"Реклама: правовое регулирование"
(выпуск 10)
(Гришаев С.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2015)
Сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель - лицо, предоставляющее услуги, и заказчик - лицо, которому услуга предоставляется. Участников договора о возмездном оказании услуг именуют услугодателем и услугополучателем. Гражданский кодекс РФ регулирует возмездное оказание услуг наиболее общим образом, и поэтому в нем не содержится специальных требований к субъекту указанного договора. Однако к исполнителю часто предъявляются определенные требования, обусловленные характером услуг. Такие требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами, непосредственно регламентирующими порядок предоставления тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, аудиторских услуг, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам или к требованию о наличии соответствующей лицензии и т.п. Например, лицензия необходима для оказания услуг связи (ст. 29 Федерального закона "О связи"). Туроператорскую деятельность могут осуществлять только юридические лица, заключившие договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров о реализации туристского продукта либо предоставившие банковскую гарантию в обеспечение исполнения обязательств по соответствующим договорам (ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

Нормативные акты

<Письмо> Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"
Туристская индустрия является областью, в которой безопасность как лично туристов, так и окружающей среды от туристов имеет первостепенное значение. Безопасность туризма регламентирована положениями главы VII Закона об основах туристской деятельности. Требования, установленные указанной главой, предъявляются как организаторам туристического обслуживания, так и туристам (потребителям).