Существенные недостатки протокола об административном правонарушении

Подборка наиболее важных документов по запросу Существенные недостатки протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.5 "Сроки составления протокола об административном правонарушении" КоАП РФ"Суды приняли во внимание разъяснения, приведенные в абзаце третьем пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из которых не является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, влекущим незаконность постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку такой срок не является пресекательным."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 26.2 "Доказательства" КоАП РФ"Ссылаясь на существенные недостатки протокола об административном правонарушении от 15 мая 2020 г., городской суд в нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ не указал, какие положения ст. 28.2 КоАП РФ были нарушены, как и причины, по которым недостатки являются существенными (неустранимыми), учитывая, что КоАП РФ не содержит перечень таковых и в каждом конкретном случае данные обстоятельства подлежат оценке с учетом их значимости, возможности восполнения (устранения) и положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2024)
Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Если недостаток является существенным, то в зависимости от того, на какой стадии он выявлен, это повлечет за собой:
Статья: К вопросу о закреплении приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)
В представленной статье авторами доказывается необходимость закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении. Делается акцент на том, что протоколом об административном правонарушении в случае его неправильного составления нарушаются права граждан, связанные с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага, как достоинство личности, и репутационными потерями, а также право указанных лиц на судебную защиту. Обосновывается, что при наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд для признания протокола незаконным.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.