Суд не вправе подменять орган местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Суд не вправе подменять орган местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 197 "Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ"Следовательно, рассмотрение в данной ситуации требования администрации арбитражным судом по существу не только не влечет восстановление права, но и противоречит установленному Кодексом правовосстановительному и пресекательному механизму правопорядка, подменяет функции органа местного самоуправления судебными органами, что в их компетенцию не только не входит, но и противоречит установленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения исполнительной и судебной власти. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением требований статей 27, 29, 197 - 200 Кодекса, а производство по требованию администрации подлежит прекращению. Отмена обжалуемых судебных актов по основаниям нарушения судебными инстанциями норм процессуального права на стадии кассационного обжалования не повлечет нарушения чьих-либо охраняемых законом прав и интересов, поскольку заявленные администрацией требования не направлены на восстановление прав и интересов."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 25 "Основания возникновения прав на землю" ЗК РФ"Следовательно, если гражданин ранее в указанные выше органы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка не обращался, суд при рассмотрении дела по такому заявлению по существу фактически подменяет исполнительный орган или орган местного самоуправления, поскольку осуществляет, таким образом, его функции."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу отказа от ограниченных вещных прав на земельные участки
(Шереметьева Н.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)
Следовательно, утверждение апеллянта о том, что суд первой инстанции не имеет права своим решением подменять полномочия органа местного самоуправления, судебная коллегия считает противоречивым, поскольку отказ органу местного самоуправления в принятии решения о прекращении права землепользования нарушает права истца, который обратился с правомерным заявлением к соответствующему органу, поскольку не является владельцем недвижимого имущества.
Статья: Обращение прокурора в арбитражный суд в порядке ст. 52 АПК РФ: классификация и судебная практика
(Соловьев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)
Особое внимание следует уделить принципу невмешательства органов прокуратуры в хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов. Прокурор вправе оценивать законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к тому или иному хозяйствующему субъекту, опротестовывать незаконные положения устава хозяйствующего субъекта или внутренних правовых актов, если они нарушают интересы конкретного гражданина или группы лиц, но при этом не вправе требовать от него совершать те или иные действия, напрямую не связанные с нарушением законности в конкретной сфере, например обязывать заключить договор с другим хозяйствующим субъектом или расторгнуть такой договор, совершить ту или иную финансовую операцию в интересах другого хозяйствующего субъекта, инициировать смену его руководства (за исключением случаев наличия решения суда о дисквалификации) и т.д.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)
Следовательно, если гражданин ранее в указанные выше органы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка не обращался, суд при рассмотрении дела по такому заявлению по существу фактически подменяет исполнительный орган или орган местного самоуправления, поскольку осуществляет, таким образом, его функции.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)
Суды сослались на то, что размещенная на официальном сайте Ростуризма информация не подтверждает возникновение в Турецкой Республике угрозы безопасности здоровью туристов, поскольку согласно указанной статье наличие таких обстоятельств должно подтверждаться решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. По мнению судебных инстанций, соответствующие решения названными выше органами не принимались.